Судья: Колойда А.С. Дело № 33а-11293/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 апреля 2019 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Якубовской Е.В..,
судей Пегушина В.Г., Третьякова С.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
при секретаре Кравченко М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия и понуждении устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ,
по апелляционным жалобам начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю Ж, представителя ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю П на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 27 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Третьякова С.В., судебная коллегия
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия и понуждении устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ. Требования обоснованы тем, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в сентябре 2018 была проведена проверка по соблюдению уголовно-исполнительного законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающие наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю», в ходе которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при предоставлении осужденным и их родственникам длительных свиданий.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 27 декабря 2018 года удовлетворен административный иск. Суд признал незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю в части непринятия мер к соблюдению в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства РФ; обязал ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю создать (оборудовать) 46 комнат для проведения длительных свиданий осужденных площадью 10 кв.м. и 15 кв.м., 2 кухни площадью по 15 кв.м., 1 игровую площадью 15 кв.м., 1 кладовую площадью 10 кв.м., 45 душевых сеток (с учетом имеющейся 1 душевой), уборную с умывальником в тамбуре и 45 унитазами (с учетом имеющего 1 туалета с унитазом), 1 кладовую уборочного инвентаря площадью 4 кв.м., 1 помещение для хранения обменного фонда белья и переодевания осужденных площадью 14 кв.м. в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю Ж выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. В обоснование доводов жалобы сослался на то, что длительные свидания осужденным предоставляется по положенности, права осужденных и их родственников не нарушаются. В связи с чем, просит решение суда отменить.
В апелляционных жалобах, поданных в Краснодарский краевой суд, представитель ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю П выражает мнение о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда. В обоснование доводов жалобы сослался на неверное применение судом норм материального и процессуального права. В связи с чем, просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ИК-3 М, представителя ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю С, настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены решения районного суда.
Согласно требований п.п. 1,2 и 5 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) учреждения, исполняющие наказания (далее - ИУ), обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях и осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно требований п. 2.1 разд. 2 Устава ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю, предметом и целями учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения, которые направлены на сохранение социально-полезных связей, смягчение степени их физической изоляции и успешно способствуют воспитательному воздействию на осужденных.
В соответствии со ст.22 УИК РФ на Генерального, прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверкой Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в сентября 2018 года, в ФКУ ИК-№3 УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены нарушения требований ст. 89 УИК РФ, регламентирующих право осужденных на предоставление длительных свиданий в период отбывания наказания, а именно администрацией учреждения, не создано условий и не принято необходимых мер по созданию необходимого количества комнат для предоставления длительных свиданий осужденных, а также вспомогательных помещений, вследствие чего нарушаются их права и права граждан, прибывших на длительное свидание, так как ввиду отсутствия необходимого количества комнат для проведения длительных свиданий, администрацией исправительного учреждения, как правило, длительные свидания предоставляются исходя из наличия свободных мест, т.е. не всем осужденным, что ведет к нарушению права осужденных и их родственников, на предоставление длительных свиданий.
Требования к созданию необходимого количества комнат и помещений предусмотрены Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года № 130-ДСП.
Согласно п. 7.1 Инструкции вместимость комнат для проведения длительных свиданий определяется исходя из процента от лимита наполнения исправительного учреждения и устанавливается заданием на проектирование. Вместимость комнат для проведения длительных свиданий исправительных колоний строгого режима составляет 8,5% от лимита наполнения исправительного учреждения (п. 1 таблицы № 7 Инструкции).
Проверкой было установлено, что в нарушение требований уголовно- исполнительного законодательства отсутствует необходимое количество помещений для предоставления осужденным длительных свиданий, а также иных вспомогательных помещений, ввиду отсутствия необходимого количества комнат для проведения длительных свиданий, администрацией ИК, как правило, длительные свидания предоставляются на 1-2 суток, исходя из наличия свободных мест. Таким образом, в ИК № 3 систематически нарушаются права осужденных и их родственников на предоставление длительных свиданий.
Длительные свидания осужденных к лишению свободы направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени их физической изоляции и успешно способствуют воспитательному воздействию на осужденных. В целях устранения указанных нарушений требований уголовно- исполнительного законодательства РФ специализированным прокурором 01.10.2018 г. за № 17-01 -18/2848 врио начальника ИК внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.
Требования к созданию необходимого количества комнат и помещений предусмотрены Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. № 130-ДСП.
Вместе с тем, в соответствии с примечанием № 3 к Таблице № 7 Инструкции вместимость комнат длительных свиданий указана с учетом пребывания в них осужденных и лиц, прибывших на свидание к осужденным, общее количество комнат для проведения длительных свиданий необходимо сократить вдвое, вследствие чего в учреждении должно быть оборудовано 46 комнат для проведения длительных свиданий. Однако, учитывая, что в настоящее время в ИК-3 имеется лишь 6 комнат, в учреждении необходимо оборудовать еще 40 комнат.
Более того, для нормального функционирования комнат для проведения осужденными длительных свиданий должны быть оборудованы вспомогательные помещения, отвечающие требованиям п. 8.3 Инструкции.
В настоящее время в ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю имеются следующие вспомогательные помещения: кухня, детская комната (игровая), туалет и душ. Однако, указанные помещения не отвечают требованиям Инструкции в части их площади.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным бездействия ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю и понуждении устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ФСИН России осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Краснодарскому краю и ИК №3.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и мотивированным. Оснований для отмены или изменения решения суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307–311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 27 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю Ж и представителя ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю П – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: