Судья Серазетдинов Д.Р. Дело № 33а-1131/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2020 года
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе судьи КущН.Г. (помощник судьи Ш.), рассмотрев частную жалобу Главы Кривошеинского сельского поселения ФИО1 на определение Кривошеинского районного суда Томской области от 7 февраля 2020 года (материал № 13а-7/2020) об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кривошеинского районного суда Томской области от 7 декабря 2015 г. по административному делу № 2а-315/2015 по административному иску прокурора Кривошеинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Кривошеинского сельского поселения,
установила:
вступившим в законную силу решением Кривошеинского районного суда Томской области от 07 декабря 2015 года на Администрацию Кривошеинского сельского поселения возложена обязанность в срок до 01 декабря 2017 года направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») по Томской области Генеральный план и Правила землепользования и застройки Кривошеинского сельского поселения.
Определением Кривошеинского районного суда Томской области от 05 декабря 2017 года Администрации Кривошеинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01 декабря 2018 года.
Определением того же суда от 10 декабря 2018 года Администрации Кривошеинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01 декабря 2020 года.
03 февраля 2020 года представитель Администрации Кривошеинского сельского поселения вновь обратился с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 1 января 2021года, указав, что с момента предоставления отсрочки исполнения судебного акта Администрацией Кривошеинского сельского поселения заключено три муниципальных контракта в 2019 году на общую сумму 243000 рублей и один муниципальный контракт в 2020 году на сумму 299500 рублей. По результатам заключённых муниципальных контрактов в Единый государственный реестр внесены следующие территории: территория с.Жуково, территория с.Кривошеино, зона кладбищ и крематориев (С1) Кривошеинского сельского поселения, зона природного ландшафта (Р1) Кривошеинского сельского поселения, зона парков, скверов, бульваров (Р2) Кривошеинского сельского поселения. 29 января 2020 года Главе Администрации Кривошеинского района направлено письмо о необходимых денежных средствах в размере 400500 рублей для исполнения решения суда. Кроме этого, указал, что Федеральный закон от 31.12.2017 №507-ФЗ устанавливает срок для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН до 01.01.2021.
Заявление рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области ФИО2, надлежащим образом извещенных времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица и.о. прокурора Кривошеинского района Давыденко А.П. возражал против удовлетворения заявления, указав на недостаточность проводимых заявителем мероприятий для исполнения решения суда и на длительность его исполнения; выполнение муниципальных контрактов не является исключительным основанием для предоставления отсрочки; Генеральный план поселения у должника имелся еще при вынесении решения суда; предоставление отсрочки нарушит баланс интересов взыскателя и должника, а также принцип разумных сроков исполнения судебных решений.
Определением Кривошеинского районного суда Томской области от 7 февраля 2020 года в удовлетворении заявления Администрации Кривошеинского сельского поселения отказано.
В частной жалобе Глава Кривошеинского сельского поселения К.О.ПБ. просит определение суда отменить, отсрочить исполнение решения суда до 1 января 2021года. Указывает, что с момента предоставления отсрочек исполнения решения суда Администрацией Кривошеинского сельского поселения заключено два муниципальных контракта в 2019 году на общую сумму 243000 рублей и один муниципальный контракт в 2020году на сумму 299500 рублей, направлялись данные в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, а также направлено письмо Главе Администрации Кривошеинского района о необходимых денежных средствах в размере 400500 рублей для исполнения решения суда, что свидетельствует о надлежащем и активном исполнении заявителем решения суда. Отмечает, что на исполнение последнего контракта и подачу документов в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области необходимо дополнительное время. Ссылается на пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2021 года.
В возражениях на частную жалобу помощник прокурора Кривошеинского района Томской области Юркевич В.А. просит обжалуемое определение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
На основании частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявления неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Указанные требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским судом по правам человека, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должник имеет право поставить перед судом вопрос об отсрочке при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Данное право должника закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Таким образом, предоставление отсрочки исполнения решения является правом суда при наличии предусмотренных законом оснований. Обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Как следует из материалов административного дела, вышеназванным решением суда на административного ответчика возложена обязанность направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области Генеральный план и Правила землепользования и застройки Кривошеинского сельского поселения в срок до 1 декабря 2017 г. (л.д. 26-31); в апелляционном порядке решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 12 января 2016 г.
Определениями Кривошеинского районного суда Томской области от 05 декабря 2017 г. и 10 декабря 2018г. Администрации Кривошеинского сельского поселения предоставлены отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда, последняя - до 01 января 2020 года (л.д. 81-84, 144-147).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные должником доводы о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, не могут быть признаны судом в качестве обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда либо затрудняющих его исполнение; предоставление отсрочки исполнения решения суда по обеспечению выполнения указанных мер до 01.01.2021 чрезмерно затянет сроки исполнения решения суда и существенно нарушит баланс интересов взыскателя.
Выводы суда мотивированы и постановлены при правильном применении норм процессуального права.
Судом первой инстанцией установлено и подтверждается материалами административного дела, что должник частично исполнил решение суда, в ЕГРН внесены: территория с. Жуково, территория с.Кривошеино, зона кладбищ и крематориев (С1) Кривошеинского сельского поселения, зона природного ландшафта (Р1) Кривошеинского сельского поселения, зона парков, скверов, бульваров (Р2) Кривошеинского сельского поселения (л.д.167-170).
Из материалов дела также следует, что 22.01.2019 между Администрацией Кривошеинского сельского поселения и ООО «СибПроектНИИ» заключен муниципальный контракт о подготовке карты (плана) по описанию местоположения границ населенного пункта с. Жуково Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области или частей границ населенного пункта, согласовании его в Росреестре, обеспечении внесения в ЕГРН сведений о границах населенного пункта или частях границ населенного пункта, в отношении которых отсутствуют факторы, препятствующие внесению сведений в ЕГРН, со сроком выполнения работ – 31.12.2019 (л.д.157-158).
30.01.2019 между указанными сторонами заключен муниципальный контракт о подготовке карты (плана) по описанию местоположения границ территориальных зон карты градостроительного зонирования муниципального образования «Кривошеинское сельское поселение» Кривошеинского района Томской области в отношении определенных контрактом территориальных зон, внесении сведений о территориальных зонах в ЕГРН с подготовкой карты (плана), со сроком выполнения работ – 31.12.2019 (л.д.159-160).
19.06.2019 также заключен муниципальный контракт о подготовке карты (плана) по описанию местоположения границ населенного пункта с. Кривошеино Кривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области или частей границ населенного пункта, обеспечении внесения в ЕГРН сведений о границах населенного пункта или частях границ населенного пункта, в отношении которых отсутствуют факторы, препятствующие внесению сведений в ЕГРН, со сроком выполнения работ – 31.12.2019 (л.д. 161-164).
28.01.2020 между Администрацией Кривошеинского сельского поселения и ООО «СибПроектНИИ» заключен муниципальный контракт о подготовке документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах, установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Кривошеинское сельское поселение» Кривошеинского района Томской области в отношении населенных пунктов: с. Жуково, с.Кривошеино, д.Новоисламбуль, со сроком выполнения работ – 31.12.2020 (л.д. 165-166).
29.01.2020 Главой Кривошеинского сельского поселения направлено обращение в адрес Главы Кривошеинского района об информировании последнего, что стоимость работ по внесению в ЕГРН сведений об оставшихся территориальных зонах составляет 400500 рублей (л.д.171).
Указывая на невозможность исполнения решения суда в установленный срок и на необходимость предоставления отсрочки, заявитель ссылается на вышеуказанные муниципальные контракты, а также на обращение в адрес Главы Кривошеинского района с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительных денежных средств бюджету Кривошеинского сельского поселения.
Вместе с тем данные доказательства сами по себе не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные им сроки, поскольку предусматривают лишь планирование мероприятий на будущие периоды, а не о реальности намерения исполнения судебного акта в настоящее время.
На наличие каких-либо иных исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, заявитель не ссылался, соответствующих доказательств не предоставлял.
Отсутствие денежных средств у административного ответчика, достаточных для исполнения судебного акта, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование местного бюджета относится к полномочиям органов местного самоуправления, а определенный в решении суда срок, а также в предоставленные судом сроки отсрочки исполнения решения суда, составляющий в общей сложности около четырех лет с момента вступления решения суда в законную силу, позволял Администрации Кривошеинского сельского поселения при формировании бюджета на очередной финансовый год предусмотреть средства для финансирования установленных решением суда мероприятий.
Кроме того, недостаточность предусмотренных бюджетом сельского поселения денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него судом обязанностей.
При обращении с заявлением о предоставлении предыдущих отсрочек заявителю также следовало учесть сроки осуществления необходимых мероприятий. Вместе с тем в испрошенные заявителем ранее и установленные судом сроки предоставления отсрочек решение суда не исполнено, действия по заключению муниципального контракта от 28.01.2020 и обращение к Главе Кривошеинского района произведены за пределами ранее предоставленной отсрочки, что не позволяет сделать вывод о надлежащем планировании заявителем процедуры исполнения обязанностей.
При этом в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявителем не представлены доказательства того, что по истечении периода испрошенной отсрочки - к 01.01.2021 решение суда будет исполнено.
Ссылка апеллянта на Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает срок для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН до 01.01.2021, не может быть принята во внимание, поскольку решение суда, которым возложена соответствующая обязанность на Администрацию Кривошеинского сельского поселения, вынесено до принятия данного Федерального закона на основании действующих на тот момент положений законодательства. Кроме того, в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С учетом того, что отсрочка исполнения решения суда при указанных заявителем обстоятельствах без достаточных оснований отдаляет исполнение вступившего в законную решения суда, что противоречит необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки, и, соответственно, реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, основания для предоставления отсрочки отсутствуют.
Доводы частной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене определения суда; иные основания отмены судебного постановления, в том числе безусловные, не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
определение Кривошеинского районного суда Томской области от 7 февраля 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Главы Кривошеинского сельского поселения– без удовлетворения.
Судья