ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Наумова А.В.
дело № 33а - 1133 поступило 21.02.2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2017 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей коллегии Казанцевой Т.Б. и Назимовой П.С., при секретаре Рычковой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к МКУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» о понуждении к обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 декабря 2016 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд с административным иском ФИО1 просила обязать МКУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ» обеспечить несовершеннолетнего сына местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства.
В обоснование требований указывала, что ее сын ..., с ... состоит на учете в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. В ответ на ее заявление от ... Комитет по образованию г.Улан-Удэ отказал в удовлетворении просьбы о решении вопроса устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, ссылаясь на порядок учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения, предложено воспользоваться альтернативными формами. Органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ее сына местом в детском саду. Указанными обстоятельствами нарушено гарантированное Конституцией РФ право ребенка на образование.
В суде первой инстанции представитель Комитета по образованию г.Улан-Удэ ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска.
Судом дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2 и постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Заявитель жалобы указывает, что не обеспечение несовершеннолетнего ребенка местом в детском саду свидетельствует о ненадлежащем исполнении Комитетом по образованию г.Улан-Удэ возложенных на него обязанностей. Ребенок состоит на учете с ..., у Комитета имелось достаточное количество времени для того, чтобы до настоящего времени обеспечить ее сына местом в детском саду. Полагает, что органами местного самоуправления не предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка местом в детском саду, в связи с чем нарушено гарантированное Конституцией РФ право ребенка на дошкольное общедоступное и бесплатное образование.
На заседании судебной коллегии ФИО1, ее представитель ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы, против удовлетворения которой возражала представитель МКУ «Комитет по образованию г.Улан-Удэ» ФИО3
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что ... ФИО1 обратилась с заявлением о постановке на учет и зачислении ее сына ... в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования городского округа г.Улан-Удэ, указав ... выбранных дошкольных образовательных учреждения: № №....
На основании указанного заявления ребенок с ... состоит в очереди на предоставление места в муниципальном дошкольном учреждении.
Из ответа Комитета по образованию г.Улан-Удэ от ..., данного по результатам рассмотрения обращения ФИО1 о внеочередном предоставлении места в дошкольном учреждении, следует, что ребенок состоит в общей очереди, при постановке в очередь документы, подтверждающие наличие льготы не представлялись. Место ребенку будет выделено в установленном порядке согласно общей очереди при наличии мест в детских садах. Комплектование дошкольных учреждений проводится республиканской государственной информационной системой «Сервис дошкольных образовательных учреждений» в автоматическом режиме. Исходя из заявок на свободные места, поданных руководителями указанных в заявлении ФИО1 учреждений, ребенок не попал в дополнительное комплектование на 2016-2017 учебный год. Заявителю разъяснено, что для перевода ребенка в льготную очередь необходимо обратиться в отдел дошкольного образования Комитета по образованию г.Улан-Удэ, а также разъяснена возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм до предоставления места в дошкольном учреждении, для записи ребенка в режим кратковременного пребывания необходимо обратиться в желаемый детский сад.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (гарантированного Конституцией Российской Федерации) по основным общеобразовательными программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно ч.5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В силу ч. 4 ст. 67 этого же Федерального закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Порядок комплектования детских общеобразовательных организаций муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" установлен в разделе IV Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ", утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 N 98 /далее – Порядок/.
В соответствии с п. 4.2 названного Порядка списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет.
Согласно п.4.8 Порядка в случае, если Комитет не может обеспечить местом в ДОО ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивает ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из факта отсутствия в выбранных ею дошкольных образовательных учреждениях свободных мест и принятии административным ответчиком мер по обеспечению ФИО4 местом в муниципальном дошкольном учреждении.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам дела.
Свободные места в дошкольных образовательных учреждениях №№ ... отсутствуют, что подтверждается информацией, представленной заведующими детских садов.
Согласно сведениям, содержащимся в электронном реестре заявлений о предоставлении мест в государственном дошкольном образовательном учреждении, на момент регистрации номер очереди ребенок был ..., по состоянию на ... – ....
По сведениям, предоставленным председателем Комитета по образованию г.Улан-Удэ, в целях обеспечения детей в местами в детских дошкольных учреждениях, расположенных на территории г.Улан-Удэ, проведен ряд мероприятий, в том числе, в 2016 году открыто 4 новых корпуса детских садов ..., каждый из новых корпусов рассчитан на 100 мест, в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Улан-Удэ за 2016 год в период планового и дополнительного комплектований обеспечено местами 4635 детей, в период с 9 января по 21 марта 2017 г. при дополнительном комплектовании обеспечено местами 410 детей.
Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии бездействия Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ в принятии мер по обеспечению детей местом в дошкольном общеобразовательном учреждении.
В настоящее время ФИО1 не лишена возможности реализовать право малолетнего сына на получение бесплатного дошкольного образования в группе кратковременного пребывания в детском саду №.... При этом, в соответствии с п.4.8 вышеназванного Порядка ребенок будет числиться в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОО с 1 сентября следующего года.
В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Согласно п.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Таким образом, действующим законодательством допускается получение дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе, в группах кратковременного пребывания, где программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Учитывая, что органом местного самоуправления, вопреки доводам апелляционной жалобы, принимаются меры по выполнению возложенных на него обязанностей, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, наличие очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение административным ответчиком обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка ФИО1
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не содержат оснований, предусмотренных ст.310 КАС РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: