Судья Федоренко Л.В. Дело 33а-11388/2020
УИД 24RS0041-01-2019-006959-68
3.189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ,
9 ноября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Пташника И.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Демушкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 17 августа 2020 года (с учетом определения от 24.08.2020 г. об исправлении описки), которым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 23 сентября 2019 года № 24-БН-08/11745 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва направить заявление ФИО1, ФИО2 с приложенными к нему документами в Управление архитектуры администрации г. Красноярска для принятия решения о межевании территории.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником двухкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, а ФИО2 является собственником двухкомнатной <адрес> том же доме. Земельный участок, на котором расположен данный жилой дом, находится в границах земельного участка с кадастровым номером: №. В августе 2019 года административные истцы обратились в МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под указанным двухквартирным домом, площадью 1999 кв.м., но им дан ответ от 24 сентября 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления участка. В обоснование отказа административный ответчик сослался на ошибки при составлении схемы расположения земельного участка, отсутствие указания на отраженную в сведениях ИСОГД зону охранного природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Караульная башня – часовня П-вы Пятницы» 1855г. Караульная гора ФИО4, 51а. Кроме того, указано на отсутствие информации о местоположении границ исходного земельного участка с кадастровым номером: №, а также отсутствие утвержденного проекта межевания территории в границах земельного участка, принадлежащего Российской Федерации. Отказ является незаконным, так как схема расположения участка на кадастровом плане территории подготовлена кадастровым инженером ФИО5 в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ. На предоставленном в Росимущество плане границ земельного участка отображена граница исходного земельного участка с кадастровым номером №. Спорный земельный участок, географически находясь в совершенно другом районе г. Красноярска оказался ошибочно помещен в границах зоны значения: «<адрес>».
ФИО1, ФИО2 просили признать незаконным отказ МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 24 сентября 2019 года № 24-БН-08/11745 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1 999 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 156 995 кв.м., местоположение: <адрес>, для размещения двухквартирного жилого дома, а также обязать административного ответчика утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории согласно поданному административными истцами заявлению от 26.08.2019 года.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3 просила изменить решение суда в части восстановительной меры и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно поданного ФИО1 и ФИО2 заявления от 26.08.2019г., поскольку это будет отвечать целям восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов.
Заслушав представителя ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановления от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Из частей 2-5 статьи 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 г. N 455 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением. Принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 4.1.17 п.4 Положения).
Согласно п. 11.1 Распоряжения администрации г. Красноярска от 16.08.2012 N 124-р (ред. от 26.10.2020) "Об утверждении Положения об управлении архитектуры администрации города" к задачам Управления архитектуры администрации города Красноярска относятся обеспечение подготовки документов территориального планирования города, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры города, а также внесения изменений в такие документы.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником <адрес> доме по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность граждан от 04.08.1993 г. и свидетельством о приватизации жилого помещения от 04.08.1993 г. (л.д. 9, 10).
ФИО1 на основании договора купли-продажи от 02.12.2004 г., зарегистрированного 14.12.2004 г., является собственником квартиры № 2 в указанном доме(л.д. 11-12).
Земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, по <адрес>, с кадастровым номером: №, площадью 143453 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальными жилыми домами, является собственностью Российской Федерации (л.д. 36).
26 августа 2019 года ФИО1, ФИО2 обратились в МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1 999 кв.м., который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: №, на праве общей долевой собственности без проведения торгов на основании п. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ для размещения двухквартирного жилого дома.
23 сентября 2019 г. МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва направило ответ заявителям, которым отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка. согласно представленным сведениям из ИСОГД, выданным Управлением архитектуры администрации г. Красноярска от 06.06.2019 г. № Г-3656-ек, в границах земельного участка установлена зона с особыми условиями использования территории: зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения <адрес>/<адрес>. Кроме того, в предоставленной на рассмотрение схеме земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует информация о местоположении границ учтенных земельных участков, в том числе исходного земельного участка с кадастровым номером: №. В границах федерального земельного участка с кадастровым номером: № находятся иные объекты недвижимости – жилые дома, в том числе многоквартирные. Ссылаясь на пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п.4 ст. 11.3 ЗК РФ, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва указало, что образование земельного участка площадью 1999 кв.м. должно осуществляться на основании утвержденного проекта межевания территории, а схема расположения земельного участка соответствовать требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, чего заявителями не было исполнено.
Из ответа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 26.09.2019 г., данного на обращение ФИО1, следует, что в ходе внесения сведений о границах зон охраны объектов культурного наследия г. Красноярска, утвержденных постановлением № 569-п, в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности администрацией г. Красноярска были выявлены технические погрешности в описании и координатах поворотных точек границ зон охраны, утвержденных постановлением № 569-п. Таким образом, в результате технической ошибки, спорный земельный участок, географически находясь в совершенно другом районе г. Красноярска оказался помещен в границах зоны значения: <адрес> (л.д. 29).
Из заключения кадастрового инженера ФИО5 от 22.08.2019 г., которым проведены кадастровые работы, связанные с образованием земельного участка с выездом на местность, следует, что граница испрашиваемого земельного участка установлена по забору, является исторически сложившейся, существующей на местности более 15 лет. Площадь образуемого земельного участка соответствует установленным требованиям. Доступ к вновь образуемому земельному участку осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером № (л.д.18).
Проанализировав предоставленные доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что в границах земельного участка отсутствует зона с особыми условиями использования территории. Учитывая показания допрошенного в качестве свидетеля кадастрового инженера ФИО5, суд пришел к верному выводу, что на схеме расположения испрашиваемого земельного участка, а также на CD-диске, предоставленных административному ответчику, имеется информация о местоположении границ учтенных земельных участков, в том числе, исходного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:152643, что также не опровергнуто стороной административного ответчика.
Кроме того, суд верно установил, что проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которого по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 2 ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Поскольку МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности (коим является испрашиваемый земельный участок), в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.4.1.17 указанного выше Положения), то данный орган обязан был направить заявление ФИО1, ФИО2 в Управление архитектуры администрации г. Красноярска для подготовки документации по планировке территории, так как закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность сформировать земельный участок по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, который необходим для его эксплуатации.
По результатам подготовки Управления архитектуры администрации г. Красноярска документации по планировке территории у МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в рамках своих полномочий появится возможность согласования границы образованного земельного участка.
Так как оспариваемым решением нарушаются права собственников жилых помещений в многоквартирном доме на формирование земельного участка под домом и проведение его государственного кадастрового учета, то, удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным ответа административного ответчика от 23 сентября 2019 года об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не подтвержденный допустимыми доказательствами отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции как основанными на положениях законодательства, регулирующего возникшие правоотношения. В данном случае вопрос о формировании находящегося в федеральной собственности земельного участка, занятого многоквартирным домом, относится к компетенции как административного ответчика в части согласования местоположения границ, так и в части подготовки документации по планировке территории к компетенции органа местного самоуправления, который делегировал свои полномочия в рассматриваемой части Управлению архитектуры администрации г. Красноярска.
У МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва отсутствуют полномочия по утверждению проекта межевания территории, без которого невозможно утверждение схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность направить заявление ФИО1 и ФИО2 с приложенными к нему документами в Управление архитектуры администрации г. Красноярска для принятия решения о межевании территории, на которой расположены жилые помещения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не может служить основанием для удовлетворения требования заявителей, так как выводы в приведенном решении базируются на отличных от настоящего спора фактических обстоятельствах дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: