ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1140/2021 от 18.08.2021 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - Дзыба З.И.,

судей - Езаовой М.Б., Чотчаева Х.О.,

при секретаре судебного заседания – Аппоевой Р.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР на решение Усть –Джегутинского районного суда КЧР от 23 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Альборова Анатолия Алиевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Карачаево- Черкесской Республике о возврате сумм переплат.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Езаовой М.Б., объяснения административного истца Альборова А.А., представителя административного ответчика – Баббучиевой С.А.-А., представителя УПФР по Усть-Джегутинскому району- Байрамукова М.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Альборов А.А. обратился в Усть-Джегутинский районный суд с данным административным иском.

В обоснование требований указал, что в июле 2019 года за нарушения правил дорожного движения, административный истец Альборов А.А. был оштрафован на 1500 рублей. Однако отделом судебных приставов Карачаевского района с него было удержано 4500 рублей. В ноябре 2019 года отдел судебных приставов Карачаевского района перечислил 1500 рублей в МИ ФНС России № 1 по КЧР, который отказался возвратить необоснованно удержанные с него деньги. В процессе разбирательства с налоговой службой по данному факту выяснилось, что с него излишне взысканы и другие денежные средства по пеням и штрафам и страховым взносам. Данный факт подтверждается справкой от МИ ФНС № 1 по КЧР о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 02.03.2020 года. Налоговая служба отказывается возвращать ему переплату на основании того, что Усть- Джегутинским отделом ПФР по КЧР и судебными приставами были допущены ошибки по КБК, и поэтому произошла переплата. Пенсионный фонд ссылается на то, что сбор сумм платежа с 01.01.2017 года возложены на МИФНС РФ. Вся сумма, излишне взысканных с него удержана по виду платежа - пеня. Согласно справке от 02.03.2020 года удержание произведено после 01.01.2017 года, то есть после возложения сбора страховых сумм и платежей на МИ ФНС России № 1 по КЧР.

В ходе рассмотрения дела административный истец Альборов А.А. обратился с заявлением в порядке ст.39 ГПК РФ увеличил свои исковые требования, просил суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по КЧР излишне взысканные суммы в размере 19 138,42 рублей.

Административным ответчиком поданы письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми административный ответчик исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов налоговая инспекция оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Тот факт, что спорная сумма поступила в Карточку расчетов с бюджетом РСБ после передачи функции по администрированию страховых взносов налоговым органам, не имеет правового значения при рассмотрении данного дела. Даже в случаях, если излишняя уплата или излишнее взыскание произведено налоговым органом после 01.01.2017 г. с заявлением следует обращаться в отделения ПФР и ФСС. Таким образом, поскольку законом предусмотрен специальный порядок возврата переплат по страховым взносам путем подачи соответствующего заявления в органы Пенсионного фонда России, налоговый орган действовал в рамках своей компетенции. В данном случае административный иск подан к ненадлежащему ответчику.

Решением Усть - Джегутинского районного суда КЧР от 23 марта 2021 года административные исковые требования Альборова Анатолия Алиевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Карачаево- Черкесской Республике о возврате переплат по пеням – удовлетворены.

С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Альборова Анатолия Алиевича взысканы излишне взысканные суммы страховых взносов в размере 19 138,42 рублей.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение Усть-Джегутинского районного суда от 23 марта 2021 года в связи с тем, что считает его необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих требований указывает, что Межрайонная ИФНС России №1 по КЧР рассмотрев заявление о возврате переплаты, вынесла решение об отказе в возврате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) №1166 от 15.05.2020 г. в связи с тем, что заявление о возврате переплаты следовало подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, и что согласно Карточкам расчетов с бюджетом, которые ведут налоговые органы, указанная административным истцом сумма была перечислена в налоговый орган службой судебных приставов с реквизитами страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Также, в пункте 5.3 Письма ФНС РФ № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-ЗО- 26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам" установлено, что решение о возврате сумм уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР.

Указывает, что аналогичный алгоритм возврата содержится и в письме ПФ РФ № НП-30-26/15844, ФНС России № ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 «Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой "182"», и что в соответствии с п. 5 названного письма отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов после сверки с Управлением ФНС России по соответствующему субъекту, и в срок не позднее трех рабочих дней после получения решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства (далее - УФК). С учетом изложенного полагают, что возложенная судом обязанность по возврату переплаты на налоговый орган является незаконным и противоречит установленному законом порядку.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР жалобу поддержала и пояснила, что в целях представления суду актуальной справки о состоянии расчетов, ими проведена сверка обязательств плательщика по страховым взносам, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. В ходе проведения сверки установлено, что при передаче органами ПФР сальдо по страховым взносам в налоговый орган, по техническим причинам не были переданы суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере -38287,92 рублей, пеня по страховым взносам на ОПС-11227,74 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере -8658 рублей, пеня-3725,05 рублей. Налоговым органом суммы задолженности включены в Карточки расчетов с бюджетом (КРСБ), для получения актуальной информации о состоянии расчетов лица с пенсионным фондом и фондом медицинского страхования. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г. принимаются при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017г. Функции главного администратора доходов по данному КБК осуществляет Федеральная налоговая служба (код 182). После 2017 года Альборову А.А. задолженность не начислялась, т.к. Альборов А.А. являлся плательщиком налогов до февраля 2013 года. Штрафы, взысканные ГИБДД налоговые органы не администрируют. Поскольку за Альборовым А.А. имеется задолженность за периоды, истекшие до 1 января 2017г., просит в удовлетворении требований отказать.

Административный истец Альборов А.А. с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции не правильно применены нормы материального права, нарушены требования процессуального законодательства об осуществлении судом руководства судебным процессом, о необходимости создать условия и принять предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств (статья 14 названного Кодекса).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, при этом по административным делам суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 поименованного Кодекса).

Вопреки приведенному законоположению суд первой инстанции меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования не принял.

Материалами дела установлено, что Альборов Анатолий Алиевич состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.04.2005 г. по 02.02.2013 г. и являлся плательщиком страховых взносов.

Предполагая, что у Альборова А.А. имеется переплата возникшая после 01.01.2017г., последний обратился в УПФР с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.

Решением от 12.03.2020г. УПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе отказало Альборову А.А. в возврате сумм излишне уплаченных.

12.05.2020г. Альборов А.А. обратился в МИФНС № 1 по КЧР с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по пене в размере 1 500 рублей.

Решением от 15.05.2020г. МИФНС № 1 по КЧР Альборову А.А. отказано в возврате суммы в размере 1500 рублей, указав что заявление о возврате переплаты следовало подать в учреждение Пенсионного фонда РФ.

8 июля 2020г. Альборов А.А. обратился в суд с данным административным иском об обязании МИФНС выплатить сумму переплаты в размере 1500 рублей, сославшись что удержание в указанном размере произведено после 01.01.2017г.

В последующем, уточнив требования просил взыскать с МИФНС № 1 по КЧР переплату в размере 19138,42 рублей, ссылаясь при этом на произведенный им расчет согласно справке-таблицы от 2 марта 2020 года выданной МИФНС № 1 по КЧР, указав, что вся сумма в заявленном размере удержана с него по виду платежа –пеня.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал заявленный Альборовым А.А. иск обоснованным, сославшись при этом на факт наличия у истца сумм излишне уплаченных налогов, которые отражены в справке № 3510143 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентов организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.03.2020г.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием исходя из следующего.

С 1 января 2017 года изменилось правовое регулирование процесса администрирования страховых взносов в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

С принятием данного закона полномочия за контролем исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года перешли от внебюджетных фондов к налоговым органам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Налоговый орган, в свою очередь, в срок не позднее трех рабочих дней после получения решения пенсионного органа формирует решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации, о чем разъяснено в совместном письме Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 4 октября 2017 года.

Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", статей 19, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) осуществляют налоговые органы на основании решений, принятых пенсионным, медицинским фондами.

Согласно статье 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", указанные полномочия принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 1 января 2017 года, - в таких случаях контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 20 и 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Таким образом, обстоятельствами, которые подлежали доказыванию являются: наличие у Альборова А.А. излишне уплаченных сумм и отсутствие у Альборова А.А. задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции был установлен факт переплаты страховых взносов, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, однако суд первой инстанции не истребовал доказательства отсутствия у Альборова А.А. задолженности за указанные периоды, не принял мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по данному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств.

Истец свои доводы о наличии переплаты в размере 19 138,42 рублей мотивировал содержанием справки МИФНС № 1 по КЧР от 2 марта 2020г.

Однако, указанная справка в полной мере не подтверждает доводы, на которые ссылается истец.

Доводы Альборова А.А. о наличии факта переплаты, возникшей после 1 января 2017г., которые были перечислены в МИФНС, являются необоснованными, т.к. взыскания с Альборова А.А. производились по задолженности, возникшей за период до 1 января 2017г., что подтверждается письмом МИФНС России № 1 по КЧР от 11.08.2021г., в которой указаны взысканные судебными приставами-исполнителями после 01.01.2017г. с Альборова А.А. сумм задолженностей по страховым взносам и пеням за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017г. Доказательств о начислении Альборову А.А. задолженности после 1 января 2017г. в судебное заседание административным истцом не представлено.

В целях представления актуальной справки о состоянии расчетов, Межрайонная инспекция ФНС России №1 КЧР провела сверку обязательств плательщика по страховым взносам с Отделением ПФР. В ходе проведения сверки установлено, что при передаче органами ПФР сальдо по страховым взносам в налоговый орган, по техническим причинам не были переданы суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере -38287,92 рублей, пеня по страховым взносам на ОПС -11227,74 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере -8658 рублей, пеня - 3725,05 рублей.

Так, в представленной Справке о состоянии расчетов №5796842 от 17.08.2021 г. содержатся данные по следующим видам платежей:

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - переплата 5585,89 рублей.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) -переплата пеня 1500 рублей.

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года -переплата 2 456,48 рублей.

-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - задолженность по пене в размере - 3 744,49 рублей.

-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) -задолженность в размере -34 081,96 рублей, пеня -18 199,82 рублей.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года за Альборовым А.А. числилась задолженность по страховым взносам и пени, размер которой превышает размер переплаты за указанный период. Сведений о наличии переплаты по платежам, за расчетные периоды после 1 января 2017г. по которым Федеральная налоговая служба осуществляет функции главного администратора доходов, суду не представлено.

Поскольку решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., то при изложенных обстоятельствах, у пенсионного органа и у налогового органа не было оснований для возврата Альборову А.А. сумм излишне уплаченных.

С учетом изложенного, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований Альборова А.А., в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильном применении судом к спорным правоотношениям норм материального закона, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть -Джегутинского районного суда КЧР от 23 марта 2021 года -отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Альборова Анатолия Алиевича к Межрайонной ИФНС России №1 по КЧР о возврате сумм переплат - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печатиДело № 33а-1140/2021 (Определение)