Судья Заболотная Н.Н. | Дело № 33а-640/2019 (№ 33а-11461/2018) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 1 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.
при секретаре Дермоян Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Крымаэронавигация» к Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о понуждении рассмотреть обращение, внести изменения в Распоряжение в части перечня передаваемого имущества
по частной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Крымаэронавигация» на определение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 года, которым производство по административному делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Крымаэронавигация» обратилось в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило обязать Совет министров Республики Крым внести изменения в Распоряжение Совета министров республики Крым № 875-р от 23 сентября 2015 года в редакции Распоряжения № 294-р от 27 марта 2018 года в части перечней передаваемого имущества: 1) перенести из Приложения № 4 «Перечень объектов незавершённого строительства» в Приложение № 3 «Перечень объектов движимого имущества» позиции: «Автостоянка ЦУВД», «Подпорная стена автостоянки ЦУВД», «Переходно-скоростные полосы подъездной автодороги к ЦУВД».
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 года производство по делу по указанному административному исковому заявлению ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Крымаэронавигация» прекращено в связи с наличием в административном исковом заявлении требований, подлежащих рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
В частной жалобе административный истец ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Крымаэронавигация» просит об отмене определения суда, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии с частью 1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьёй.
С учётом положений частей 2, 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции посчитал необходимым рассмотреть частную жалобу на определение судьи об отказе в принятии административного искового заявления, с вызовом лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы.
В судебном заседании представитель ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Крымаэронавигация» ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила определение суда отменить.
Представитель Совета министров Республики Крым ФИО2 просил определение суда оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статьи 150, статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что определение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от 15 апреля 2008 года № 314-О-О).
Согласно пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании вышеуказанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по делу по административному исковому заявлению ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Крымаэронавигация» прекращено, при этом суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, предусмотренный нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истцом фактически оспаривается бездействие административного ответчика, которое создаёт препятствия истцу для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, при разрешении вопроса о подведомственности, существенными условиями являются как характер этих отношений, так и субъектный состав спорных правоотношений.
Как усматривается из материалов дела ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в Российской Федерации», согласно своего Устава является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является транспортная вспомогательная деятельность.
Поскольку транспортная вспомогательная деятельность отнесена к экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, которые вносятся в государственный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями о видах экономической деятельности, указанными заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствующем заявлении о государственной регистрации (код 52.2 ОКВЭД), заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению арбитражным судом.
С учётом изложенного, выводы суда о неподведомственности данного дела суду общей юрисдикции являются обоснованными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое определение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 года – оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Крымаэронавигация» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
О.А. Шидакова