Судья Гарбуз Г.С. Дело № 33а-11474/2022
УИД 24RS0027-01-2022-000395-83
3.020
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2022 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Ковалевой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.
дело по административному иску администрации Кежемского района Красноярского края к заместителю прокурора Кежемского района Алексаниной И.В., прокуратуре Кежемского района, прокуратуре Красноярского края о признании протеста незаконным,
по апелляционной жалобе Главы Кежемского района Красноярского края Безматерных П.Ф.
по апелляционной жалобе исполняющего обязанности прокурора Кежемского района – заместителя прокурора Алексаниной И.В.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 12 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации Кежемского района удовлетворить частично.
Признать незаконным протест заместителя прокурора Кежемского района от 08.02.2022 № 7-02-2022 на Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части полномочий», в части требований о рассмотрении данного протеста не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
В удовлетворении исковых требований администрации Кежемского района о признании незаконным протеста заместителя прокурора Кежемского района от 08.02.2022 № 7-02-2022 на Решение Кежемского районного Совета депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части полномочий» в части требований о внесении изменений в названное Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148, а также в удовлетворении требований к прокуратуре Красноярского края – отказать.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Кежемского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к заместителю прокурора Кежемского района Алексаниной И.В. о признании незаконным протеста от 08.02.2022 № 7-02-2022 на решение Кежемского районного Совета депутатов от 08.12.2016 № 11-148.
Требования мотивированы тем, поставленные прокурором в принесенном протесте требования по результатам проверки соответствия положений решения Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении Порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления поселений, входящих в состав Кежемского района, и о принятии от поселений части их полномочий по решению вопросов местного значения» требованиям действующего законодательства затрагивает и нарушают права администрации Кежемского района в свободе заключения соответствующих соглашений, создают препятствия в реализации истцом полномочий по формированию и исполнению бюджета муниципального района и не подлежат рассмотрению в сокращенные сроки.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Глава района Безматерных П.Ф. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло за собой вынесение незаконного решения. Указывает, что судом не дана надлежащая оценка доводам административного истца относительно правомерности и законности требования прокуратуры в части внесения изменений в Порядок, утвержденный решением от 08.12.2016 № 11-148.
В апелляционном представлении исполняющая обязанности прокурора Кежемского района – заместитель прокурора Алексанина И.В. прост решение суда в части признания протеста заместителя прокурора Кежемского района незаконным отменить, отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что давая оценку законности протеста, суд пришел к выводу о нарушении требований ч.2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при установлении десятидневного срока его рассмотрения. Вместе с тем, судом не учтено, что права администрации Кежемского района при внесении оспариваемого истцом акта в адрес Кежемского районного Совета депутатов могут быть затронуты лишь существом приведенных в нем нарушений закона, требующим внесения изменений в муниципальный правовой акт, а также указывает на избрание истцом неверного способа защиты нарушенного права.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителя администрации Кежемского района Красноярского края Бумажкина А.А., представителя прокуратуры Красноярского края Дубро В.И., представителя Кежемского районного Совета депутатов Лунева А.В., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
08.02.2022 заместителем прокурора Кежемского района Алексаниной И.В. в Кежемский районный Совет Депутатов внесен протест № 7-02-2022 на Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148, в соответствии с которым заместитель прокурора потребовала рассмотреть протест с участием представителя прокуратуры Кежемского района не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, уведомить о дате, времени и месте рассмотрения протеста прокурора Кежемского района, а также внести изменения в Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части полномочий» в связи с несоответствием закону положений пунктов 4.2 и 4.3 Порядка, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру Кежемского района в письменной форме.В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Кежемский районный Совет депутатов после рассмотрения протеста принял Решение 21.04.2022 № 20-115 «О внесении изменений в Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении Порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления поселений, входящих в состав Кежемского района, и о принятии от поселений части их полномочий по решению вопросов местного значения», согласно которому пункты 4.2 и 4.3 Порядка, утверждённого Решением от 08.12.2016 № 11-148, исключены.
Удовлетворяя иск в части установления протестом срока его рассмотрения, суд исходил из того, что принесённый заместителем прокурора Кежемского района протест № 7-02-2022 мог быть рассмотрен на ближайшем заседании Кежемского районного Совета Депутатов, а не в десятидневный срок, каких-либо мотивов о наличии исключительных обстоятельств, в силу которых требовалось бы рассмотрение протеста в сокращённые сроки, протест не содержит, а затрагиваются права и законные интересы администрации Кежемского района Красноярского края тем, что существо обжалуемого протеста касалось внесения изменений в Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148, которым утверждён Порядок заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части полномочий.
При этом судом не приведено в чем затрагиваются права и интересы истца установлением срока рассмотрения протеста.
Отказывая же в иске о признании незаконным протеста в части внесения изменений в Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148, суд основывался на том, что Решением Кежемского районного Совета Депутатов от 21.04.2022 № 20-115 «О внесении изменений в Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении Порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части своих полномочий органам местного самоуправления поселений, входящих в состав Кежемского района, и о принятии от поселений части их полномочий по решению вопросов местного значения» пункты 4.2 и 4.3 Порядка исключены.
Судебная коллегия считает приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильной квалификации отношений сторон, что привело к принятию неправильного решения.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными, решений и действий (бездействия) органов незаконными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, решений (действий) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя (ст.227 КАС РФ). Отсутствие совокупности указанных условий является основанием для отказа в иске.
Статья 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу и его удовлетворения, а указывает на то, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ, рассмотрение протеста прокурора является обязательным для органа, которому принесен протест, обязательность протеста прокурора выражается в обязанности соответствующего органа или должностного лица его рассмотреть, за неисполнении указанной обязанности лицо, которому протест внесен, может быть привлечено к установленной законом ответственности.
Протест внесен представительному органу местного самоуправления - Кежемскому районному Совету депутатов, соответственно протест прав и интересов заявителя не затрагивает, в том числе и в части сроков его рассмотрения, в связи с чем иск не подлежал удовлетворению по указанному основанию.
Оправдывая в исковом заявлении право на обращение с настоящим иском в суд, истец указывал на нарушение его прав и создание препятствий к осуществлению администрацией своих прав, приводя положения ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п..п.1 п.1 ст.32, ч.1 ст.34, п.п.2 п.2.1 Положения, утвержденного Решением Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148, ссылался на то, что внесением соответствующих изменений и дополнений администрация лишается права инициировать передачу полномочий, создаются препятствия по формированию и исполнению ею бюджета. Приведенные доводы как раз и свидетельствуют о том, что права и интересы истца оспариваемым протестом не затрагиваются и не могут затрагиваться, права и интересы истца могут быть могут быть затронуты нормативным актом представительного органа местного самоуправления района при удовлетворении протеста прокурора в полном объеме, что свидетельствует о неправильно избранном способе защиты права.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части удовлетворения иска. Поскольку основания иска, по которым суд в иске в части отказал, не привели в итоге к неправильному решению, судебная коллегия полагает возможным решение в этой части сохранить.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 12июля 2022 года в части удовлетворения требований отменить, принять в этой части новое решение, которым отказать в признании незаконным протеста заместителя прокурора Кежемского района от 08.02.2022 № 7-02-2022 на Решение Кежемского районного Совета Депутатов от 08.12.2016 № 11-148 «Об утверждении порядка заключения органами местного самоуправления соглашений о передаче осуществления части полномочий» в части требований о рассмотрении данного протеста не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: