Председательствующий – Шнайдер О.А. | дело № 33а-1148 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Ялбаковой Э.В., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 июня 2017 года, которым
отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай о признании незаконным и отмене решения о предстоящем исключении из реестра юридических лиц № 218 от 11.11.2016 года; признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай, как организации, фактически прекратившей деятельность; аннулировании в ЕГРЮЛ записи от 16.03.2017 года (ГРН №) о прекращении деятельности ПАРНАС в Республике Алтай в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года № 129-ФЗ.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, ссылаясь на то, что УФНС России по Республике Алтай 16.03.2017 года прекращена деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ. Данный факт стал известен истцу 24.05.2017 года. Истец указывает о незаконности указанной записи, поскольку из положений ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года №129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически, указанный вывод вытекает из системного толкования названной статьи, а также правовой позицией, выраженной Конституционным судом Российской федерации в постановлении от 06.12.2011 года №26-П. Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) свою деятельность не прекращало и фактически действует до сих пор. УФНС России по Республике Алтай не учтены цели деятельности регионального отделения партии, которые не направлены на извлечение прибыли. Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) фактически осуществляет свою уставную деятельность, активно участвует в общественной и политической жизни республики, за 2016 года Парламент Республики Алтай рассмотрел восемь ходатайств, в том числе по проведению референдума в Республике Алтай, два депутата от Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) работают в Усть-Канском районном совете депутатов. По смыслу п. 3 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации. Следовательно, отсутствие открытых в банках счетов у некоммерческой организации ПАРНАС в Республике Алтай не является достаточным основанием для вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица. В силу положений ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года №129-ФЗ основанием для внесения записи об исключении юридического лица из реестра юридических лиц является решение регистрирующего органа, однако соответствующее решение об исключении юридического лица административным ответчиком не принималось, оспариваемая запись внесена только на основании решения от 11.11.2016 года №218 о предстоящем исключении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из ЕГРЮЛ. Из содержания выписки следует, что 16.02.2016 года от административного истца поступало заявление о прекращении процедуры исключения из реестра юридических лиц. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение о предстоящем исключении из реестра юридических лиц № 218 от 11.11.2016 года; признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), как организации, фактически прекратившей деятельность; аннулировать в ЕГРЮЛ запись от 16.03.2017 года (ГРН 2170400047123) о прекращении деятельности Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 года № 129-ФЗ.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО2 В обоснование жалобы указывает, что поскольку из положений ФЗ №129 не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Указывает, что нормы ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически. Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) свою деятельность не прекращало и фактически действует до настоящего времени. УФНС России по Республике Алтай не учтены цели деятельности регионального отделения партии, которые не направлены на извлечение прибыли. Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) фактически осуществляет свою уставную деятельность, активно участвует в общественной и политической жизни республики, за 2016 год Парламент Республики Алтай рассмотрел 8 ходатайств партии по проведению референдума Республики Алтай, два депутата от партии работают в Усть-Канском районом Совете депутатов. Отсутствие открытых в банках счетов у некоммерческой организации «ПАРНАС» в Республике Алтай не является достаточным основанием для вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица. Решение об исключении юридического лица административным ответчиком не принималось, оспариваемая запись внесена только на основании решения налогового органа от 11.11.2016 года №218 о предстоящем исключении партии из ЕГРЮЛ. Кроме этого, контроль за созданием и деятельностью таких организаций осуществляют не регистрирующие налоговые органы, а органы Минюста России, то есть полномочия по принятию решений такого рода отнесены именно к органам Минюста.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя УФНС России по Республике Алтай ФИО3, возражавшую по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ФИО1 является председателем некоммерческой организации – Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
19.11.2002 года УФНС по Республике Алтай внесена запись о региональном отделении политической партии «ПАРНАС» как о юридическом лице.
Согласно справкам УФНС по Республике Алтай №5488-С, №5488-О от 07.11.2016 года Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в 2016 году обладал признаками недействующего юридического лица, поскольку в течение 12 месяцев не представлял отчетность в налоговые органы, открытые банковские счета отсутствуют.
На основании решения УФНС по Республике Алтай №218 от 11.11.2016 года принято решение о предстоящем исключении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из ЕГРЮЛ, о чем размещена публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" от 16.11.2016 года №45(608). Там же опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку таких заявлений в налоговые органы не поступило, УФНС по Республике Алтай принято решение об исключении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) из ЕГРЮЛ, что подтверждено соответствующей записью от 16.03.2017 года в упомянутом реестре.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для исключения данных о названном юридическом лице из ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц.
Вместе с тем ст. 10 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "Об общественных объединениях" государственная регистрация регионального или местного общественного объединения производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Наряду с этим статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с названной нормой права при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из анализа приведенных норм действующего законодательства следует, что положения Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" регулируют специальный порядок исключения общественного объединения из ЕГРЮЛ, который применяется в случае нарушения им положений указанного Закона, не связанного с исполнения юридическим лицом обязанностей налогоплательщика.
В том же случае, когда общественное объединение прекращает свою деятельность, о чем свидетельствует непредставление им документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету, упомянутый выше специальный порядок исключения из ЕГРЮЛ на юридическое лицо не распространяется, поскольку в таком случае действует общий порядок, установленный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Аналогичные разъяснения даны в Письме Федеральной налоговой службы от 7 августа 2006 г. N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации", Письме Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2006 г. N ШТ-6-09/1063 "В дополнение к Письму ФНС России от 07.08.2006 N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации", Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 20 августа 2009 г. N 10/13-578.
В соответствии с ними ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы Справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (далее - Справки), оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление).
Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.
Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Из материалов дела усматривается, что данный порядок в отношении Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) уполномоченным налоговым органом - УФНС по Республике Алтай соблюден.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) фактически не прекращало свою деятельность, не имеют юридического значения по настоящему делу, так как не опровергают выводов суда о непредставлении административным истцом документов налоговой отчетности.
Доводы жалобы, со ссылкой на конституционное толкование, о том, что условие об отсутствии движения денежных средств не является обязательным, не могут быть приняты во внимание, поскольку Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П касается религиозных организаций, к числу которых Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) не относится.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговые органы не вправе определять, прекратило ли общественное объединение свою деятельность, основаны на неправильном понимании законов, толкование которых дано выше в апелляционном определении.
Также в апелляционной жалобе податель жалобы ошибочно полагает, что налоговыми органами должно быть представлено само решение регистрирующего органа, на основании которого Региональное отделение в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) было исключено из ЕГРЮЛ, поскольку применительно к п. 7 ст. 22, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение из ЕГРЮЛ является формой принятия такого решения.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемых решения, совершенных оспариваемых действий (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, ФИО1, как учредитель Регионального отделения в Республике Алтай политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда республики Алтай от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий судья В.Б. Сарбашев
Судьи Э.В. Ялбакова
Е.А. Кокшарова