ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11480/2021 от 08.09.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Морозова Л.С. Дело 33а-11480/2021

УИД 24RS0048-01-2021-000420-43 А-3.192

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Мирончика И.С.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Шагвердяну Гору Оганесовичу о взыскании недоимки по налогу, пене,

по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по Советскому району г. Красноярска по доверенности Ярлыковой В.В.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 18 мая 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г. Красноярска удовлетворить частично.

Взыскать с Шагвердяна Гора Оганесовича, <дата> года рождения (ИНН ), проживающего по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России по Советскому району г. Красноярска

недоимку по транспортному налогу за 2018 г. в размере 2 829 рублей, пени в размере 29,78 рублей,

пени по страховым взносам на ОПС в размере 110,08 рублей,

пени по страховым взносам н на ОМС в размере 25,82 рублей, а всего 2994,68 рублей.

Взыскать с Шагвердяна Гора Оганесовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части удовлетворения требований отказать.»

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что Шагвердян Г.О. с 2019 года зарегистрирован в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов. Кроме того, ему на праве собственности принадлежат транспортные средства:

- автомобиль Lada211440, государственный регистрационный знак ;

- 474100 государственный регистрационный знак .

Мер к своевременному исполнению обязанности по уплате налогов и страховых взносов Шагвердян Г.О. не принял, несмотря на направленные в его адрес налоговое уведомление, налоговое требование и начисление пени.

Мировым судьей судебного участка № 80 в Советском районе г. Красноярска выдан судебный приказ № 2а-57/20 от 24.07.2020 г. о взыскании налоговой недоимки в общем размере 3403,94 руб., который в связи с возражениями должника отменен определением от 07.08.2020 г..

ИФНС России по Советскому району г. Красноярска просила взыскать с Шагвердяна Г.О.:

- недоимки по транспортному налогу за 2018 года в размере 3 234 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 21 января 2020 года – 34 рублей 04 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года в размере 110 рублей 8 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года в размере 25 рублей 82 копеек;

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя ИФНС России по Советскому району г. Красноярска по доверенности Ярлыкова В.В. просила решение отменить в части требований, в удовлетворении которых отказано и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку административным истцом в налоговый орган не было представлено соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт гибели транспортного средства ЛАДА Lada211440, государственный регистрационный знак У869МЕ/124.

Заслушав представителя ИФНС России по Советскому району г. Красноярска по доверенности Котлярову Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие Шагвердяна Г.О., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не просившего об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо оставить без изменения в связи со следующим.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Пунктом вторым статьи 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

По общему правилу исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период обозначенным плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 432 НК РФ). При этом суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Данные полномочия предоставлены налоговым органам с 1 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

В соответствии со ст. 357, п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; а плательщиками налога на имущество физических лиц - физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

Подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Шагвердян Г.О. имел в 2018г. в собственности автомобиль 474100 государственный регистрационный знак ,является плательщиком транспортного налога.

Кроме того, Шагвердян Г.О. с 2019 г. имеет статус адвоката, в связи с чем на основании предоставленной налоговой декларации ему начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии в сумме 25160,57 рубля и страховые взносы на ОМС в размере 5900,57 рубля, по сроку уплаты 31.12.2019 г.

ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в адрес административного ответчика направила 08.07.2019 г. налоговое уведомление № 3997373 от 27.06.2019 г. об уплате транспортного налога за 2018 г. (за автомобиль Lada211440, государственный регистрационный знак в размере 405 рублей, за автомобиль 474100, государственный регистрационный знак в размере 2 829 рублей) в общей сумме 2234 рубля в срок до 02.12.2019 г.

В связи с неуплатой указанного налога и страховых взносов в срок, в адрес административного ответчика было направлено требование № 6458 по состоянию на 22.01.2020 г. об уплате транспортного налога в размере 3 234 рубля и пеней в размере 34,04 рублей (за период с 03.12.2019 г. по 21.01.2020 г.), страховых взносов на ОПС в размере 25 160,57 рублей и пеней в размере 110,08 рублей (за период с 01.01.2020 г. по 21.01.2020 г.), страховых взносов на ОМС в размере 5900,57 рубля и пеней 25,82 рублей (за период с 01.01.2020 г. по 21.01.2020 г.) в срок до 04.03.2020 г.

В связи с неуплатой транспортного налога и несвоевременной уплатой страховых взносов мировым судьей судебного участка № 80 в Советском районе г. Красноярска выдан судебный приказ № 2а-57/20 от 24.07.2020 г. о взыскании с Шагвердяна Г.О. налоговой недоимки в общем размере 3403,94 руб.

Определением того же мирового судьи от 07.08.2020 г. судебный приказ № 2а-57/20 от 24.07.2020 г. отменен в связи с возражениями должника.

Согласно приговору Советского районного суда г. Красноярска от 25.06.2015г. Корнев М.А. признан виновным в том, что мошенническим способом в феврале 2015 г. завладел принадлежащим Шагвердяну Г.О. автомобилем Lada211440, государственный регистрационный номер и впоследствии его продал, причинив последнему значительный ущерб.

Удовлетворяя требования в части взыскания пени по страховым взносам и транспортного налога за транспортное средство 474100 государственный регистрационный знак суд первой инстанции верно установил наличие обстоятельств, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии которых автомобиль Lada211440, государственный регистрационный знак , не являлся в спорные налоговые периоды объектом налогообложения, так как выбыл из владения Шагвердяна Г.О. помимо его воли в результате преступления.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и основаны на верном применении норм материального и процессуального права.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии и страховые взносы на обязательное медицинское страхование Шагвердян Г.О. как действующий адвокат, должен был уплатить за 2019г. в срок до 31 декабря 2019 г., им были не оплачены до 22 января 2020г., поэтому в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года в размере 110 рублей 8 копеек;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период с 1 января 2020 года по 21 января 2020 года в размере 25 рублей 82 копеек.

Кроме того, Шагвердян Г.О. как собственник транспортного средства автомобиль 474100 государственный регистрационный знак должен был уплатить транспортный налог за 2018 г. в срок до 02.12.2019 г., однако этого не сделал. Произведенный судом первой инстанции расчет суммы налога и пени проверен судебной коллегией и признается верным, так как соответствует требованиям п. 4 ст. 406, ст. 75 НК РФ. Размер государственной пошлины исчислен правильно.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания транспортного налога за автомобиль Lada211440, государственный регистрационный знак за 2018г. в связи со следующим.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Органы местного самоуправления утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 57; статья 72, пункт "и" части 1; статья 75, часть 3; статья 132, часть 1).

Федеральным законом, устанавливающим систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации, в статье 3 которого закреплено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; они должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункты 1 - 3).

Так как автомобиль Lada211440, государственный регистрационный знак выбыл из владения Шагвердяна Г.О. помимо его воли в результате преступления, что подтверждается приговором Советского районного суда г. Красноярска от 25.06.2015г. в отношении Корнева М.А., по которому автомобиль не значится среди вещественных доказательств, то необходимо признать, что для налогообложения данного автомобиля отсутствует экономическое основание.

Доводы апелляционной жалобы о неподтверждении налогоплательщиком факта выбытия транспортного средства в результате угона не свидетельствуют о неправильности принятого по делу итогового решения, поскольку установленный судом при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей факт отсутствия автомобиля, как обязательного элемента налогообложения, исключает взыскание налога вне зависимости от того, сообщалось ли об этом ранее налоговому органу Шагвердяном Г.О.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: