ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11537/19 от 12.02.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Сорокина Т.Ю. № 33а-611/2020

Судья-докладчик: Харин Р.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 12 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Усовой Н.М.,

судей Харина Р.И. и Полозовой Н.Ф.,

при секретаре Быковой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2670/2019 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр профессиональной психологии» о ликвидации юридического лица,

по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр профессиональной психологии»

на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 21 августа 2019 г.

установила:

в обоснование заявленных требований административный истец указал, что Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Образовательный центр профессиональной психологии» (далее - АНО ДПО ОЦПП) зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 5 марта 2014 г. за основным государственным регистрационным номером Номер изъят.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 4 июля 2019 г. адресом является: <адрес изъят>.

Руководителем организации является ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается сведениями о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма заявления Номер изъят).

В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями 26 ноября 2018 г. в адрес ответчика Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление) вынесено предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчетов о своей деятельности за 2016-2017 г.г. или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации в информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом в срок, установленный в предупреждении - до 15 февраля 2019 г. организация нарушения не устранила.

Таким образом, ответчик неоднократно с 2016 г. до настоящего времени не исполняла обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 21 августа 2019 г., административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель АНО ДПО ОЦПП ФИО2 выражает несогласие с судебным решением, полагает, что решение вынесено с нарушением норм права в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить полностью и принять по административному делу новое решение.

В обосновании жалобы указывает, что не предоставление информации о деятельности связано с незнанием законодательства. Так же указывает на ненадлежащие извещение ответчика о дате и времени судебного заседания и не на привлечение к участию в деле работников организации.

Ссылается на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 Постановления от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», указывая, что нарушения не являются грубыми.

В судебном заседании представители административного ответчика Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр профессиональной психологии» - ФИО2 и ФИО1, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, в том числе в случае, допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 26 и 32 Постановления от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учетом изложенного, в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по другим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, АНО ДПО ОЦПП зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 5 марта 2014 г. за основным государственным регистрационным номером Номер изъят.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 4 июля 2019 г. адресом АНО ДПО ОЦПП является: <адрес изъят>.

Руководителем организации является ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается сведениями о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма заявления Номер изъят).

26 ноября 2018 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в ходе изучения материалов учетного дела установлено, что АНО ДПО ОЦПП не исполнила обязанность по предоставлению в Управление отчеты о своей деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, в связи с чем, было вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства в срок до 15 февраля 2019 г.. Нарушения законодательства не устранены.

24 мая 2019 г. административным истцом ответчику повторно вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений в срок до 5 июля 2019 г.. Нарушения законодательства не устранены.

Таким образом, Управлением Министерства юстиции РФ в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчик не исполнил обязанность по представлению в Управление отчетов о своей деятельности за 2016-2017 г.г. в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Таким образом, административным ответчиком неоднократно с 2017 г. до настоящего времени не исполнялась обязанность по представлению в контролирующий орган информации, предусмотренной п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что данные нарушения являются грубыми и неустранимыми.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по нижеизложенным основаниям.

По мнению судебной коллегии, установленные судом нарушения со стороны ответчика не являются существенными и неустранимыми, соответственно, не могут являться основанием для ликвидации АНО ДПО ОЦПП, поскольку применение такой крайней меры ответственности, как ликвидация, должна быть соразмерна допущенным нарушениям. Кроме того, нарушения, установленные со стороны АНО ДПО ОЦПП, впоследствии устранены ответчиком.

В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При отмене решения суда первой инстанции судебная коллегия находит необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области отказать.

Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 21 августа 2019 г. по настоящему административному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Образовательный центр профессиональной психологии» о ликвидации юридического лица отказать.

Председательствующий Н.М. Усова

Судьи: Р.И. Харин

Н.Ф. Полозова