ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11543/18 от 22.01.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Махмудова О.С.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-214/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 22 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Харина Р.И.

судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.

при секретаре Шеине М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 к администрации Шелеховского муниципального района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании рассмотреть заявление

по апелляционной жалобе Администрации Шелеховского муниципального района

на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 октября 2018 года

УСТАНОВИЛА:

В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 обратилась в администрацию Шелеховского муниципального образования с заявлением от 07 мая 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1339 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят> на основании п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в аренду с целью использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 05 июня 2018 года Номер изъят-иск администрация Шелеховского муниципального района отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и решения Думы Шаманского муниципального образования от 14 ноября 2013 года Номер изъят «Об утверждении Генерального плана Шаманского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области» в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится вне границ населенного пункта в проектной границе с. Шаманка на территории природного ландшафта, а так же расположен в зоне с особыми условиями использования - в водоохраной зоне.

Административный истец в своем заявлении указывает на то, что отказ администрации не содержит четкого вывода о том, что именно послужило основанием для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. В своем отказе администрация ссылается на приказ министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 Номер изъят, как основание для признания схемы не соответствующей требованиям п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, вместе с тем, не указывая при этом какие положения приказа были нарушены при составлении схемы. Таким образом, можно предположить, что по мнению администрации испрашиваемый земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий, так как четкой формулировки каким положениям генерального плана или проекта планировки территории не соответствует земельный участок не указано. Кроме того, для отнесения земельного участка к особо охраняемым природным территориям необходимо принятие нормативно правового акта об отнесении территории природного ландшафта в проектной границе с. Шаманка к особо охраняемым природным территориям, а также внесение данного ограничения на кадастровый учет. Вместе с тем, данный нормативный акт отсутствует, следовательно, в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано неправомерно. Не указано данное ограничение в виде особо охраняемой территории и на генеральном плане с. Шаманка, на который ссылается администрация Шелеховского муниципального района. Публичная кадастровая карта также не содержит сведений об ограничении указанного земельного участка в обороте. Земельный участок расположен в границах населенного пункта с. Шаманка в зоне для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, выводы администрации являются незаконными и не обоснованными.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 октября 2018 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации Шелеховского муниципального района по доверенности ФИО2, выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В обосновании доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не законно принято к производству административное дело, та как в доверенности представителя административного истца ФИО3, не указаны полномочия по подписанию административного искового заявления в отношении земельного участка площадью 1339 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Шелеховского муниципального района ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 возражения на апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда оставить без изменения.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 07 мая 2018 года ФИО1 обратилась в администрацию Шелеховского муниципального района с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Письмом Мэра Шелеховского муниципального района от 05 июня 2018 года Номер изъятисх ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ (л.д. 10).

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка, администрация Шелеховского муниципального района руководствовалась нормами земельного законодательства, в частности указала, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, которые установлены п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, и несоответствие приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка приказу Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

ФИО1 обратилась в администрацию Шелеховского муниципального района с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка расположенного по адресу: <адрес изъят>, при этом предоставив схему расположения земельного участка, подготовленную административным истцом самостоятельно, в форме документа на бумажном носителе, как того требуют нормы действующего земельного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что отказ администрации на основании того, что схема не соответствует приказу Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762, не состоятелен, поскольку не указано какой именно пункт указанного приказа, нарушен административным истцом.

Решением Думы Шаманского муниципального образования от 14 ноября 2013 года № 19 утвержден генеральный план Шаманского муниципального образования Шелеховского района Иркутской области. Приложением к данному решению является, положение о территориальном планировании. Основные задачи генерального плана: выявление проблем градостроительного развития территории поселения, обеспечение их решения; определение основных направлений и параметров пространственного развития поселения, обеспечивающих создание инструмента управления развитием территории муниципального образования на основе баланса интересов федеральных, областных и местных органов публичной власти; создание электронного генерального плана на основе компьютерных технологий и программного обеспечения, а также требований к формированию ресурсов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Генеральный план устанавливает функциональное зонирование территории сельского поселения; границы населенных пунктов, входящих в состав поселения; характер развития муниципального образования с определением подсистем социально-культурных и общественно-деловых центров на основе перечня планируемых к размещению объектов местного значения; направления развития жилищного строительства за счет сноса ветхого и аварийного жилья, а также путем освоения незастроенных территорий; характер развития сети транспортной, инженерной, социальной и иных инфраструктур. Генеральный план разработан на расчетный срок до конца 2032 года. Первая очередь реализации генерального плана 2022 год. Последующие этапы реализации генерального плана, их сроки определяются органами местного самоуправления поселения исходя из социально-экономической обстановки в поселении, Шелеховском районе и Иркутской области, финансовых возможностей местного бюджета. Кроме того, Думой Шаманского муниципального образования 14 ноября 2013 года принято решение № 20 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шаманского муниципального образования», которые устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений и наряду с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Баклашинского муниципального образования (далее также - Шаманское сельское поселение, поселение, сельское поселение, муниципальное образование) создают условия для устойчивого развития территории поселения, планировки, застройки и благоустройства территории поселения, развития жилищного строительства, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, рационального использования природных ресурсов, а также сохранения и развития историко-культурного наследия, обеспечивают права и законные интересы физических и юридических лиц, создают условия для привлечения инвестиций. Приложением к решению Думы Шаманского муниципального образования от 14 ноября 2013 года № 20 является: Правила землепользования и застройки Шаманского муниципального образования. Решением Думы Шаманского сельского поселения от 24 мая 2018 года за № 13 внесены изменения в решение Думы Шаманского муниципального образования от 14 ноября 2013 года № 20 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Шаманского муниципального образования».

В качестве оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ответчиком приведен довод о нахождении испрашиваемого земельного участка в проектной границе <адрес изъят> на территории природного ландшафта суд первой инстанции обоснованно признал его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Генеральным планом Шаманского муниципального образования, утвержденным Решением Думы Шаманского муниципального образования от 14 ноября 2013 года № 19 утверждена граница населенного пункта. Соответственно, если генеральный план населенного пункта утвержден, в границах населенного пункта находятся земли населенных пунктов, вне зависимости от внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Соответственно, нормами действующего законодательства не предусмотрено в качестве обязательного условия для признания границ населенного пункта установленными внесения сведений об описании местоположения границ в ЕГРН. Материалами дела, а именно утвержденным генеральным планом, правилами землепользования и застройки Шаманского муниципального образования, подтверждается факт того, что земельный участок расположен в границах населенного пункта, определена зона - индивидуальное жилищное строительство. Генеральный план утвержден в 2013 году, не оспорен, не отменен, является нормативным документом, в вследствие чего подлежит применению.

Кроме того в судебном заседании исследовалось заключение кадастрового инженера Х.А., являющейся членом (данные изъяты), согласно которому, земельный участок, образование которого планирует осуществить ФИО1 в соответствии с утвержденным Генеральным планом Шаманского муниципального образования, полностью находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Образуемый земельный участок находится в границах зоны индивидуального жилищного строительства настеленного пункта с. Шаманка Шелеховского района Иркутской области.

В соответствии с п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ администрации Шелеховского муниципального района изложенный в письме от 05 июня 2018 года Номер изъятисх не содержит законных оснований для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Указание в решении на положения пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса, по усмотрению суда необоснованно. Указанная норма содержит требование о том, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена. По усмотрению суда, администрацией Шелеховского муниципального района не указано оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Выводы администрации не соответствуют генеральному плану, утвержденному Решением Думы Шаманского муниципального образования 14 ноября 2013 года № 19.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у представителя административного истца полномочий на подписание административного искового заявления опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм КАС РФ регулирующих оформление полномочий представителя по административному делу.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что суд, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с требованиями процессуального законодательства, верно применив подлежащие применению нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.

Руководствуясь 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 октября 2018 года, по административному исковому заявлению ФИО12 к администрации Шелеховского муниципального района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании рассмотреть заявление оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Р.И. Харин

Судьи: Л.В. Гусарова

Н.М. Усова