ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1154/19 от 17.06.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Гуров А.В. Дело № 33а-1154/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«17» июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Пелевиной Н.В. и Колесова Р.Н.,

при секретаре Коломиец Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Судиславского муниципального района Костромской области на решение Островского районного суда Костромской области от 09 апреля 2019 года, которым удовлетворены административные исковые требования Годова Александра Дмитриевича к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 10 от 22.11.2018 г.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя администрации Судиславского муниципального района Костромской области Быстровой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Годова А.Д. – Глотовой Н.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Годов А.Д. обратился в суд с административным иском к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о признании незаконным и отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 10 от 22.11.2018 г.; признании незаконным и отмене отказа в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № У/Го-550 от 22.11.2018 г.; возложении на администрацию обязанности рассмотреть уведомление Годова А.Д. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Административный иск мотивировал тем, что он, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по указанному адресу 14.11.2018 г. обратился в администрацию с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном земельном участке по адресу. Администрация отказала в удовлетворении его уведомления, в связи с чем в его адрес были направлены уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 10 от 22.11.2018 г. и отказ в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № У/Го-550 от 22.11.2018 г. Основанием для издания оспариваемого уведомления послужило то, что им фактически осуществлено строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Считал указанные уведомление и отказ администрации незаконными и подлежащими отмене, поскольку они нарушают его права и исключают возможность в последующем зарегистрировать в обычном административном режиме построенный дом. Обращал внимание, что по смыслу ч.ч.1, 10 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченный орган вправе направить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, при этом начало проведения строительных работ к таким основаниям не отнесено.

Решением Островского районного суда Костромской области от 09 апреля 2019 года административные исковые требования Годова А.Д. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено уведомление администрации Судиславского муниципального района Костромской области о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 10 от 22.11.2018 г.

Признан незаконным и отменен отказ администрации Судиславского муниципального района Костромской области в выдаче ФИО1 уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № У/Го-550 от 22.11.2018 г.

На администрацию Судиславского муниципального района Костромской области возложена обязанность рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

В апелляционной жалобе администрация Судиславского муниципального района Костромской области просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца. Считает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Отмечает, что на основании уведомления ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции 21.11.2018 г. специалистами администрации Судиславского муниципального района и администрации Расловского сельского поселения проведен комиссионный осмотр земельного участка с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. По результатам осмотра установлено, что на планируемом для строительства индивидуального жилого дома месте, указанном в уведомлении, представленном застройщиком, согласно схематичному изображению планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, в настоящее время возведен объект незавершенный строительством (индивидуальный жилой дом). Обращает внимание, что по смыслу ч.1, п.1 ч.10 ст. 51.1, ст. 52 ГрК РФ уведомление о планируемом строительстве должно быть подано до начала осуществления строительных работ, такие работы могут быть начаты только в случае, если будет получено уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства. Отмечает, что положения ч.5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» предусматривают возможность подать в уполномоченный орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона (04.08.2018 г.) строительство или реконструкция начаты, а не завершены. Обращение истца с уведомлением о планируемом строительстве уже построенного объекта не может подменять установленный законодательством порядок получения разрешительных документов для начала осуществления строительства индивидуального жилого дома. Таким образом, вывод суда о том, что начало строительства не влияет на принятие решения о соответствии параметров заявленного объекта и возможности возведения данного объекта на земельном участке, не соответствует указанным положениям Градостроительного кодекса РФ и обстоятельствам дела. Обращаясь за судебной защитой, административный истец пытается получить разрешительные документы для легализации самовольно возведенного объекта капитального строительства. Выражает несогласие с выводом суда о недоказанности существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при строительстве истцом индивидуального жилого дома. Ссылаясь на п.1 ст. 222 ГК РФ, считает, что строение, возведенное без получения необходимых разрешений, является самовольным. Указывает, что выводы суда основаны на письме Минстроя России от 15.10.2018 г. № 41899-СМ/09 «О строительстве объекта ИЖС или садового дома», в котором предлагается расширительное толкование поправок в ГрК РФ. Содержащиеся в данном письме разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний, а являются мнением, не обязательным для правоприменения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. На основании ч. 6 ст. 226, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно и судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельный участок общей площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, а также жилой дом общей площадью 32,7 кв.м по названному адресу.

19.11.2018 г. в администрацию Судиславского муниципального района Костромской области поступило уведомление ФИО1 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением в виде схематичного изображения планируемого к строительству объекта капитального строительства на земельном участке.

Актом осмотра земельного участка от 21.11.2018 г. установлено, что на планируемом для строительства индивидуального жилого дома месте, указанном в уведомлении «О планируемом строительстве», предоставленном застройщиком, согласно схематическому изображению планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, в настоящее время возведен объект, незавершенный строительством (индивидуальный жилой дом).

22.11.2018 г. администрация Судиславского муниципального района Костромской области выдала ФИО1 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основаниям: фактически осуществлено строительство индивидуального жилого дома (акт осмотра от 21.11.2018 г.).

22.11.2018 г. администрация Судиславского муниципального района Костромской области отказала ФИО1 в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец полагал, что начало строительных работ не относится к предусмотренным законом основаниям для отказа в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции проанализировал положения пп.пп. 5,8 ст. 1 ЗК РФ, ч.ч.1,10 ст. 51.1, ч.ч. 19, 20 ст. 55 ГрК РФ, ч.5 ст.16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и исходил из того, что правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных ими (законченных строительством) жилых домов, жилых строений, расположенных на таких земельных участках, в целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права применить либо уведомительный порядок, введенный Федеральным законом № 340-ФЗ, либо ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства и реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию. Для перехода на уведомительное согласование садового и дачного строительства законодатель предусмотрел переходный период: если до 1 марта 2019 г. застройщик – собственник садового или дачного земельного участка, осуществляющий строительство жилого дома, закончит строительство такого дома, то он вправе его не согласовывать с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, т.е. не проходить процедуру вновь установленного уведомительного согласования в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ. В случае если застройщик, начавший строительство жилого дома, не закончит его строительство, не поставит его на кадастровый учет и не зарегистрирует права на него до вышеуказанной даты, а также, если это застройщик – собственник участка для индивидуального жилищного строительства, планирующий и начавший строительство жилого дома, рассматриваемые изменения предусматривают подачу уведомления о планируемом строительстве.

Установив, что администрация района отказала ФИО1 в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только на основании возведения административным истцом незавершенного строительством объекта (индивидуального жилого дома) до направления уведомления о планируемом строительстве, суд пришел к выводу о том, что такое основание для отказа в выдаче уведомления статьей 51.1 ГрК РФ не предусмотрено. Проведение же ФИО1 строительных работ до внесения изменений в положения ст. 51.1 ГрК РФ, по мнению суда, не лишает административного истца права на подачу уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, поскольку это прямо предусмотрено ч.5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Одновременно суд отметил, что начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии параметров заявленного объекта и возможности его возведения на данном земельном участке.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда.

В соответствии с ч.1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком

способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Согласно ч.10 названной статьи уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Частью 20 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В силу ч.5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1, являющийся правообладателем земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, 14.11.2018 года направил административному ответчику уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на котором до дня вступления в силу Федерального № 340-ФЗ им начато строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии у ФИО1 права на подачу такого уведомления после начала строительства индивидуального жилого дома в силу ч.5 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что индивидуальный жилой дом ФИО1 уже возведен, является несостоятельным, так как в акте осмотра земельного участка от 21.11.2018 года, на который административный ответчик сослался в оспариваемом ФИО1 уведомлении от 22.11.2018 года, указано на возведение на земельном участке объекта, незавершенного строительством. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о завершении строительства индивидуального жилого дома.

В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, данные доводы аналогичны тем, которые были приведены представителем административного ответчика в суде первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Островского районного суда Костромской области от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Судиславского муниципального района Костромской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: