ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11560/2021 от 27.07.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Ширшлина Ф.К. УИД 16RS0018-01-2020-002674-02

№ дела в суде первой инстанции 2а-1045/2020

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-11560/2021

Учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,

судей Давлетшиной А.Ф., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ханнановым Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действие Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по уклонению от выдачи уведомления ФИО3 незаконным.

Обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть уведомление ФИО3 и направить мотивированный ответ в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1 и его представителя ФИО2 в ее поддержку, ФИО3 и ее представителя ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании действий (бездействий) Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по уклонению от выдачи ей уведомления и возложении обязанности на Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть уведомление ФИО3 и направить мотивированный ответ в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером .... по улице Сосновой в г. Лаишево Лаишевского района РТ, который она купила с недостроенным жилым домом. На указанном земельном участке ФИО3 принялась достраивать дом и 21.07.2020 года обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче уведомления о соответствии продолжаемого строительством жилого дома заявленным в уведомлении параметрам.

24.08.2020 административным ответчиком ФИО3 представлен ответ, в котором было указано, что подготовить уведомление о соответствии не представляется возможным, поскольку планируемое строительство индивидуального жилого дома близко располагается к соседнему построенному деревянному жилому дом, в связи с чем ФИО3 рекомендовано обратиться в Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РТ за решением о согласовании строительства обьекта по параметрам указанных в уведомлении и планируемых строительстве или реконструкции объекта.

Полагая данный отказ незаконным и нарушающим ее права, ФИО3 уточнив заявленные требования, просила суд признать незаконными действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан по уклонению в выдаче ей уведомления и возложить на Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанность рассмотреть уведомление ФИО3 л планируемых строительстве или реконструкции обьекта и направить мотивированный ответ в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судом первой инстанции принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Так, согласно свидетельству о регистрации от 01.10.2014 16 –АН №.... ФИО3 владеет и является собственником земельного участка с кадастровым номером .... площадью 569 кв.м, тогда как в уведомлении ею был указан земельный участок с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> кв.м. Также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела выводы суда о том, что ФИО3 обратилась о выдаче уведомления о соответствии продолжаемого строительства жилого дома. Согласно свидетельства о регистрации 01.10.2014 16 –АН №.... ФИО5 владеет обьектом незавершенного строительства (жилого дома) готовностью 17% площадью <данные изъяты> кв.м. Эти данные отличаются от данных, поданных ФИО3 в уведомлении от 21.07.2020, где площадь застройки составляет <данные изъяты> кв.м. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО3 подала уведомление не на продолжение строительства жилого дома, как установил суд, а на постройку нового дома, то есть не на фундаменте объекта незавершенного строительства.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешении на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа указанных положений следует, что необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего являются несоответствие этого акта закону и нарушение таковым прав и интересов административного истца.

Как следует из материалов дела, 21.07.2020 ФИО3 в исполнительный комитет Лаишевского муниципального района подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

24.08.2020 административным ответчиком ФИО3 представлен ответ, в котором было указано, что подготовить уведомление о соответствии не представляется возможным, поскольку планируемое строительство индивидуального жилого дома близко располагается к соседнему построенному деревянному жилому дом, в связи с чем ФИО3 рекомендовано обратиться в Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РТ за решением о согласовании строительства обьекта по параметрам указанных в уведомлении и планируемых строительстве или реконструкции объекта.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на поданное ФИО3 уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направлен неконкретный ответ с немотивированностью причин отказа.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.

Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство.

Перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке установлен пунктом 10 статьи 51.1 ГрК РФ, в соответствии с которым такое уведомление направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В соответствии с частью 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что административным ответчиком допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем административные исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

При этом в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд, не подменяя компетентные органы местного самоуправления, правомерно возложил на Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанность рассмотреть уведомление ФИО3 и направить мотивированный ответ в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно приложенным к административному исковому заявлению документам ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается свидетельством о регистрации от 01.10.2014 16 –АН ...., тогда как в уведомлении ею был указан земельный участок с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> кв.м., основанием для отмены решения суда не являются. Тот факт, что ФИО3 к административному исковому заявлению приложено свидетельство о регистрации от 01.10.2014 16–АН ...., согласно которому ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., не может повлиять на существо принятого по делу решения, поскольку из имевшегося в материалах дела уведомления ФИО3, направленного административному ответчику, следует, что при обращении в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района РТ ФИО3 были указаны сведения о земельном участке с кадастровым номером ..... Согласно положениям вышеприведенных норм права, уполномоченный орган при рассмотрении данного уведомления должен провести проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В целом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 года по данному административноум делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 2 августа 2021 года.