ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11583/18 от 26.09.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Свешников Г.А. Дело №33а-11583/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 26 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бушминой А.Е.

судей: Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Бушминой А.Е. административное дело по частной жалобе Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области на определение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 мая 2018 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнения решения Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07 апреля 2017 года по административному делу по административному иску Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области о возложении обязанности исполнить обязательство по разработке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области,

УСТАНОВИЛА:

В производстве Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода находилось административное дело по административному иску Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области о возложении обязанности исполнить обязательство по разработке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области.

Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07 апреля 2017 года постановлено: административные исковые требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить, возложить на Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области обязанность по разработке и предоставлению на утверждение губернатору Нижегородской области в установленном законом порядке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение суда вступило в законную силу 11 мая 2017 года.

23 апреля 2018 года Комитет по охране, использованию и воспроизводству животного мира Нижегородской области обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда от 07 апреля 2017 года до 31 августа 2019 года, в обоснование которого указал, что в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, комитет является органом исполнительной власти Нижегородской области. Согласно пункту 1.7. Положения о комитете по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.11.2016 № 797, финансирование расходов на содержание комитета осуществляется за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации.

Расходование любых бюджетных средств осуществляется только по целевому назначению в соответствии с разрешениями главного распорядителя. Комитет осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом. Каждая из статей расходов, являющаяся структурным подразделением бюджетной сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов; статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Кроме того, в связи с принятием Закона Нижегородской области от 02.04.2018 № 14-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» до комитета 05 апреля 2018 года доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 9,2 млн. руб. на определение поставщика услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области. Таким образом, осуществление мероприятий, предшествующих проведению и непосредственно проведение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленных на определение поставщика услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области было невозможно осуществить ранее.

В настоящее время в связи с поступлением денежных средств комитетом разработано техническое задание и описание объекта закупки, внесены соответствующие изменения в план-график закупок и план закупок на 2018 год. В настоящее время описание объекта закупки по определению поставщика услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области находится на согласовании в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, после чего документы будут направлены на согласование в Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области.

После прохождения процедур согласования конкурсная документация будет направлена в адрес государственного казенного учреждения Нижегородской области «Центр размещения заказа Нижегородской области», на которое в соответствии с законодательством Нижегородской области возложено осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Соответствующие конкурсные процедуры будут проведены в сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Техническим заданием на оказание услуг по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области предусмотрено несколько этапов исполнения контракта. Общий срок исполнения контракта в соответствии с условиями технического задания составит 12 месяцев.

Определением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 мая 2018 года в удовлетворении ходатайства Руководителя Комитета по охране, использованию и воспроизводству животного мира Нижегородской области об отсрочке исполнения решения от 07 апреля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности исполнить обязательство по разработке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области – отказано.

В частной жалобе Комитет по охране, использованию и воспроизводству животного мира Нижегородской области просил указанное определение суда от 14 мая 2018 года отменить и предоставить отсрочку исполнения решения Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07 апреля 2017 года до 31 августа 2019 года.

От Волжского межрегионального природоохранного прокурора поступили возражения на частную жалобу, в которых прокурор просил определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст.315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений на частную жалобу, оценив доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании ч.1 ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 189 КАС РФ предусмотрено, что суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Положениями ч.1 ст.358 КАС РФ установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, предоставившими отсрочку.

При этом перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

В п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст.358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу ст.6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07 апреля 2017 года на Комитет по охране, использованию и воспроизводству животного мира Нижегородской области возложена обязанность по разработке и предоставлению на утверждение губернатору Нижегородской области в установленном законом порядке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 11 мая 2017 года.

Таким образом, решение суда от 07 апреля 2017 года должно быть исполнено до 12 мая 2018 года, однако до настоящего времени административный ответчик решение суда не исполнил.

Разрешая заявление администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что в течение срока, на который он просит предоставить отсрочку, будет разработан и предоставлен на утверждение губернатору Нижегородской области в установленном законом порядке проект схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области, в связи с чем при удовлетворении заявления административного ответчика и предоставлении ему отсрочки до 31 августа 2019 года, срок исполнения решения суда не будет отвечать задачам исполнительного производства и снизит эффективность судебного акта, а несвоевременное исполнение решения суда приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отсрочки исполнения решения по настоящему делу не имеется.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в частной жалобе не опровергнуты.

Представленные административным ответчиком в материалы дела копии писем Министерства экономического развития Нижегородской области от 04.05.2018 № 305-10-2353/18, административного ответчика от 17.04.2018 № 526-03-759, от 19.04.2018 № 526-03-787 и копия приказа административного ответчика от 19.04.2018 №59, не подтверждают принятие административным истцом в установленный решением суда срок эффективных, действенных мер, направленных на исполнение судебного акта, что обеспечивало бы его исполнение в установленный судом срок. Все перечисленные письма и приказ административного ответчика датированы апрелем 2018 года – за один месяц до истечения установленного решением суда первой инстанции срока исполнения решения суда.

Доводы частной жалобы административного ответчика правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права, аналогичны доводам, приведенным в заявлении, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Обжалуемое определение судебная коллегия находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.316, 317 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14 мая 2018 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отсрочке исполнения решения Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 07 апреля 2017 года по административному делу по административному иску Волжского межрегионального природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области о возложении обязанности исполнить обязательство по разработке проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Нижегородской области, - оставить без изменения, частную жалобу Комитета по охране, использованию и воспроизводству животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: