ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11613 от 14.12.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Печенко Л.Г. Дело № 33а-11613

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Пилипенко Е.В., Кубатовой О.А.

при секретаре Цыбульской М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Приморскому краю, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Спасского районного суда Приморского края от 17 августа 2017 года, которым административное исковое заявление Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края удовлетворено: на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение одного года с момента вступления данного решения в законную силу оборудовать по нормам положенности унитазами отряд № 3 в количестве 6 единиц, отряды № 14/1, 14/2 в количестве 13 единиц.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю и ГУФСИН России по Приморскому краю – ФИО1, прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований закона при предоставлении коммунально-бытового обеспечения осужденным. По состоянию на 13 февраля 2017 года отряд № 3, в котором проживают 96 осужденных, оборудован 4 унитазами при норме положенности 10. Нехватка составляет 6 унитазов, чем существенно ущемляются права осужденных на осуществление личной гигиены. Аналогичные нарушения выявлены в отряде № 14, где нехватка унитазов при проживании в нем 221 человека составляет 16 единиц. С учетом уточненных требований просит обязать ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать по нормам положенности унитазами отряд № 3 в количестве 6 единиц и отряды № 14/1 и № 14/2 в количестве 13 единиц.

Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не согласились с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю по своей организационно-правовой форме является бюджетным учреждением, режим – строгий, лимит наполнения – 1390 человек. С 22 мая 1992 года лимит наполнения ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю составлял 1200 мест. Согласно техническим паспортам здания общежития № 1 и здания общежития № 5, в которых расположены отряды №№ 3, 14/1, 14/2, года постройки и ввода в эксплуатацию зданий 1973 и 1977 соответственно. До 2 июня 2003 года при проектировании и строительстве исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России применялись Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД России, в п.12.04 которых указано, что в составе бытовых помещений производственных зданий предусматриваются умывальные, уборные. Расчетное количество санитарных приборов принимается по главе СНиП П-М.3-68. В соответствии с п.2.54 СНиП П-М.3-68 количество напольных чаш или унитазов и писсуаров в уборной назначается из расчета 30 мужчин на одну напольную чашу (или на один унитаз) и на один писсуар. Т.о. на момент введения зданий общежитий в эксплуатацию расчетное количество унитазов в полной мере соответствовало требованиям указанного СНиП. В настоящее время площадь туалетных помещений не позволяет разместить дополнительные унитазы, без реконструкции зданий общежитий размещение недостающих унитазов не представляется возможным.

Представители ГУФСИН России по Приморскому краю возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что ГУФСИН России по Приморскому краю не является надлежащим ответчиком. Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, построены и сданы в эксплуатацию до 2003 года. Строительство и реконструкция зданий и помещений ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в программу мероприятий по строительству и реконструкции исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений не включено. Ввиду отсутствия необходимого целевого бюджетного финансирования ГУФСИН России по Приморскому краю не имеет возможности выполнить мероприятия, связанные с реконструкцией существующих и строительством новых зданий для размещения всех необходимых помещений с учетом соблюдения нормативов площади.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционных жалобах ГУФСИН России по Приморскому краю, ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих знание для дела.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

По делу установлено, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований закона при предоставлении коммунально-бытового обеспечения осужденных.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что нормы обеспечения осужденных унитазами и умывальниками не соблюдаются в отрядах №№ 1, 3 -10, 12, 14, в т.ч. отряд № 3, в котором проживают 96 осужденных, оборудован 4 унитазами при норме положенности 10, в отряде № 14 при проживании в нем 221 человека нехватка унитазов составляет 16 единиц.

Удовлетворяя требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство объектов в ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в соответствии с ранее действовавшими нормативами не может служить обстоятельством, которое бы препятствовало их переоборудованию в настоящее время с целью создания надлежащих условий содержания, отсутствие финансирования не освобождает администрацию ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю от соблюдения требований коммунально-бытового обеспечения осужденных.

Однако судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции постановленными при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, с 22 мая 1992 года лимит наполнения ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю составлял 1200 мест, с 25 ноября 2015 года – 1390 мест, включая участок колонии-поселения на 30 мест.

По состоянию на 13 февраля 2017 года в учреждении содержится 1286 осужденных (л.д. 28).

В отряде № 3 содержатся 99 осужденных, отряде №14/1 – 160 осужденных, отряде № 14/2 – 65 осужденных.

Здания общежития № 1 и здания общежития № 5, в которых расположены отряды №№ 3, 14/1, 14/2, построены и введены в эксплуатацию в 1973 и 1977 году соответственно.

На момент введения зданий в эксплуатацию расчетное число унитазов соответствовало требованиям СНиП II-М.3-68 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования», исходя из нормы 30 человек на один унитаз и на один писсуар.

Как пояснил в судебном заседании представитель исправительного учреждения, туалетные комнаты изначально были рассчитаны именно на имеющееся в настоящее время количество санитарно-технических приборов, и увеличение их количества без возведения новых помещений либо реконструкции и перепланировки имеющихся невозможно.

Наличие технической возможности размещения 19 унитазов в существующих санузлах прокурором не доказано.

В своем исковом заявлении прокурор ссылается на Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-дсп, которым утверждена Инструкция по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии п.35 таблицы 13 Инструкции в уборной в мужских ИУ на 15 человек приходится 1 унитаз, 0,4 лоткового писсуара.

Вместе с тем, согласно п.11 ст.1 положения указанной Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Сведений о том, что в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю ведется либо планируется строительство, реконструкция, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений, в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения Инструкции по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, касающиеся нормы обеспечения осужденных унитазами, в настоящее время не распространяются на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю и к спорным правоотношениям не применимы.

Следует также отметить, что в соответствии со ст.9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, для проведения строительных работ в исправительном учреждении необходимо включение ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в федеральную целевую программу.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 года N 540 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" задачами которой являются реконструкция и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации; реконструкция и строительство исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации; строительство 13 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам.

Приложением N 4 к федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" был установлен перечень мероприятий по строительству и реконструкции исправительных учреждений в 2007-2016 годах.

ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в указанный перечень не включено, выделение бюджетных средств на проведение строительства (реконструкции) в указанном исправительном учреждении не запланировано.

Заместителем директора ФСИН России утверждена программа капитального ремонта объектов ГУФСИН России по Приморскому краю на 2017 год, в соответствии с которой в 2017 году за счет федеральных средств предусмотрен капитальный ремонт СИЗО-1, СИЗО-2, СИЗО-3, СИЗО-4, ИК-6, ИК-10, КП-26, ИК-29, ИК-31, КП-37, ИК-39, ЛИУ-47, КП-49.

23 декабря 2016 года Распоряжением Правительства РФ № 2808-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2017-2025 годы».

В перечень мероприятий по строительству (реконструкции) и проектированию объектов уголовно-исполнительной системы, предлагаемых к включению в проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2017-2025 годы», входят: строительство следственного изолятора на 1000 мест ГУФСИН России по Приморскому краю г.Владивосток, строительство канализационно-насосной станции с коллектором ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Приморскому краю, строительство канализационно-насосной станции с коллектором ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Приморскому краю.

С учетом изложенного решение суда об удовлетворении административного иска прокурора фактически является неисполнимым, а заявленные требования - преждевременными.

При указанных обстоятельствах решение Спасского районного суда Приморского края нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Спасского районного суда Приморского края от 17 августа 2017 года отменить, вынести по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности отказать.

Председательствующий

Судьи