ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1162 от 09.02.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ярошева Н.А. Дело № 33а-1162

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Пилипенко Е.В. и Украинцевой С.Н.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора города Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации города Владивостока незаконным и возложении обязанности по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 14 ноября 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации города Владивостока по непринятию мер к проведению оценки технического состояния дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа и внесению их к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств. На административного ответчика возложена обязанность принять меры к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, по результатам проведенной оценки присвоить дорогам соответствующие категории в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

и.о. прокурора города Владивостока обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой города Владивостока проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания дорог Владивостокского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения допущенные администрацией города Владивостока. Установлено, что в ведении Владивостокского городского округа находится 697 дорог. Вместе с тем, согласно информации администрации города Владивостока последний раз оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования проводилась в 2013 году и только в отношении 28 из 697 дорог Владивостокского городского округа. Поскольку администрацией города Владивостока оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования в период с 2014 - 2015 года не проводилась, а также ее проведение не запланировано на 2016 год, у администрации города Владивостока в настоящее время отсутствуют сведения о транспортно - эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог Владивостокского городского округа, и, соответственно, отсутствуют объективные данные о составе, объеме и периодичности необходимых работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог Владивостокского городского округа, что свидетельствует о формальном подходе к решению вопроса местного значения по их содержанию и ремонту автомобильных дорог. Учитывая, что оценка технического состояния автомобильных дорог Владивостокского городского округа не проведена, то классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) не могут быть осуществлены. Просит признать незаконным бездействие администрации города Владивостока по непринятию мер к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования Владивостокского городского округа и отнесению их к категориям автомобильных дорог в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767; обязать администрацию города Владивостока принять меры к устранению нарушений приказа Минтранса Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» посредством проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования Владивостокского городского округа, по результатам которой в соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесении к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28. сентября 2009 года № 767, присвоить им соответствующие категории; обязать администрацию города Владивостока сообщить прокурору города Владивостока и суду об исполнении судебного решения.

В судебном заседании пре6дставитель административного истца настаивал на удовлетворении требований в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда полностью.

Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в силу статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализуя названные полномочия, администрацией города Владивостока принята муниципальная программа «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство территории Владивостокского городского округа» на 2014 - 2019 годы и принята Подпрограмма «Развитие и содержание улично-дорожной сети Владивостокского городского округа» на 2014 - 2019 годы, которая включает проведение оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа. Финансирование мероприятий подпрограммы на 2014 - 2019 годы запланировано за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, краевого бюджета.

Суд, удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на администрацию города Владивостока провести оценку и учет муниципальных дорог, исходил из одного факта отсутствия в реестре всех дорог городского округа и их оценки, не принял во внимание, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), оснований к удовлетворению административного иска о возложении обязанности на администрацию города Владивостока принять меры к устранению приказа Минтранса РФ от 27 августа 2009 года № 150 и проведению классификации дорог в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767, у суда не имелось.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Исходя из целей содержания автомобильных дорог, направленных на поддержание надлежащего технического состояния, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения, не означает толкование федерального законодательства как бездействие органа местного самоуправления по исполнению прямо предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей.

Доказательств тому, что отсутствие оценки и классификации автомобильных дорог привело к неисполнению органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, не представлено.

При этом несоответствие дорожного полотна ГОСТу к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, влечет иные последствия, предусматривающие, в том числе, ограничение дорожного движения и не регулируют процедуру оценки и классификации дорог.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Решением Думы города Владивостока создано Управление дорог и благоустройства администрации города Владивостока в форме муниципального казенного учреждения, основанными задачами которого, является содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы (части 2 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).

Ответственным исполнителем муниципальной программы «Развитие и содержание улично-дорожной сети Владивостокского городского округа» на 2014 - 2019 годы является управление дорог и благоустройства администрации города Владивостока (муниципальное казенное учреждение).

При таких обстоятельствах, на орган местного самоуправления возложена обязанность вне процедуры реализации программы, принятой представительным органом муниципального образования.

Поскольку правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 14 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска и.о. прокурора города Владивостока, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации города Владивостока незаконным и возложении обязанности принять меры к проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа, по результатам проведенной оценки присвоить дорогам соответствующие категории в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств отказать.

Председательствующий

Судьи