ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1163/2022 от 30.06.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Абаева Д.Р. Дело № 33а-1163/2022

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Милешиной И.П., Середы Л.И.,

при секретаре Солдатовой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июня 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-550/2022 по апелляционной жалобе административных истцов Алямкина Николая Федотовича, Алямкина Владислава Николаевича, Алямкиной Татьяны Михайловны на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия

установила:

Алямкин Н.Ф., Алямкин В.Н., Алямкина Т.М. в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Алямкиной П.В., Алямкина Ф.В., Алямкина Е.В., обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав в обоснование, что 4 февраля 2022 г. они обратились в администрацию Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о признании семьи малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, представив все необходимые документы, предусмотренные Законом Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия». Решением от 2 марта 2022 г. администрацией было отказано в предоставлении муниципальной услуги с указанием на отсутствие в числе представленных истцами: документов, предусматривающих или подтверждающих получение дохода, а также сведений из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества. По мнению административных истцов, решение администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского района является незаконным, поскольку указанные документы районная администрация могла получить самостоятельно, посредством направления запросов в порядке межведомственного взаимодействия.

Административные истцы просили признать незаконным решение администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 49 от 2 марта 2022 г. об отказе в признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы Алямкин Н.Ф., Алямкин В.Н., Алямкина Т.М. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить, в обоснование указано, что административные истцы являются получателями мер социальной поддержки, выплачиваемых Пенсионным фондом Республики Мордовия и органами социальной защиты Республики Мордовия, сведения о которых согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З администрация должна была запросить самостоятельно; у административных истцов отсутствует принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, подлежащее налогообложению и учету в организациях технической инвентаризации, стоимость принадлежащего Алямкину В.Н. земельного участка в силу пункта 5 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З определяется как его кадастровая стоимость, следовательно, отказ администрации по мотиву непредставления сведений из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности заявителю недвижимого имущества, является незаконным.

В возражениях на апелляционную жалобу Глава администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Романова Н.Г. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии административные истцы – Алямкин Н.Ф., Алямкин В.Н., Алямкина Т.М. (просили рассмотреть дело в их отсутствие), представитель административного ответчика администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 218 КАС Российской Федерации предоставляет гражданам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения (постановления) должностного лица в том случае, если установит, что оспариваемое решение (постановление) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 декабря 1980 г. Министерством обороны СССР КЭЧ Пензенского района Приволжского военного округа Алямкину Н.Ф. на семью из четырех человек: жену Алямкину Н.В. года рождения, сыновей Алямкина В.Н. года рождения, Алямкина В.Н. года рождения, был выдан ордер на право занятия жилого помещения – квартиры .

Алямкин Н.Ф. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении , Алямкин В.Н. - , Алямкина Т.М. - , несовершеннолетние Алямкина П.В. - , Алямкин Ф.В. - , Алямкин Е.В. - .

Правообладателем данного жилого помещения является Пайгармское сельское поселение Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

4 февраля 2022 г. Алямкин Н.Ф., Алямкин В.Н., Алямкина Т.М., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Алямкиной П.В., Алямкина Ф.В., Алямкина Е.В., обратились в администрацию Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация) с заявлением о признании гражданина и членов его семьи малоимущими, с целью последующей постановки на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье, приложив к заявлению следующие документы: паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации по месту жительства несовершеннолетних, свидетельство о заключении брака; справку о том, что семья Алямкина В.Н. и Алямкиной Т.М. является многодетной; талон к ордеру; расчет среднемесячного дохода Алямкина В.Н. по договорам оказания услуг представителя в суде № 9, № 10, № 11, № 12, № 13; решение суда.

В ходе проверки представленных административными истцами документов органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, были направлены запросы:

15 февраля 2022 г. в МРЭО ГИБДД МВД России по Республике Мордовия, в ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Мордовия»; 22 февраля 2022 г. в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;

4 марта 2022 г. в отделение Пенсионного фонда по Республике Мордовия о размере пенсионных выплат Алямкина В.Н., Алямкиной Т.М., Алямкина Н.Ф., несовершеннолетних Алямкиной П.В., Алямкина Ф.В., Алямкина Е.В., 11 марта 2022 г. получены сведения о том, что Алямкин Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости, ежемесячной денежной выплаты, единовременной выплаты пенсионерам, Алямкина Т.М. получателем ежемесячной выплаты в связи с рождением второго ребенка, выплачиваемой за счет средств материнского капитала, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; в ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о том, являются ли заявители получателями каких-либо мер социальной поддержки, 9 марта 2022 г. получены справки, согласно которым Алямкин Н.Ф. является получателем мер социальной поддержки категории инвалид, Алямкин В.Н. – получателем мер социальной поддержки категории малоимущие семьи с детьми, многодетная семья, единовременное пособие при рождении ребенка (родитель либо лицо, его заменяющее), ежемесячная выплата на оплату лекарственных препаратов (дети до 6 лет из многодетной семьи), Алямкина Т.М. получателем мер социальной поддержки категории малоимущие семьи с детьми (ежемесячная выплата на ребенка от 3 до 7 лет включительно), ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ЕДВ при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет; в ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения Рузаевский»;

9 марта 2022 г. в МИФНС России № 2 по Республике Мордовия о регистрации Алямкина В.Н., Алямкиной Т.М., Алямкина Н.Ф. в качестве индивидуальных предпринимателей, сведений о полученных физическими лицами доходах, 17 марта 2022 г. даны ответы, согласно которым сведения, содержащиеся в ЕГРИП, являются открытыми и общедоступными, сведения о полученных физическими лицами доходах составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению налоговыми органами, кроме этого указано на несоблюдение администрацией установленного порядка формирования запроса;

из администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского района получено разрешение на строительство дома индивидуальной жилой застройки общей площадью 254 кв.м. на земельном участке 1000 кв.м. по адресу: , выданное Алямкину В.Н.

Письмом от 2 марта 2022 г. № 49 администрация сообщила Алямкину В.Н. об отказе в предоставлении муниципальной услуги – признании заявителя и его семьи малоимущими, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на основании пункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, подтверждающих доходы гражданина-заявителя и членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет, а именно: документов, предусматривающих или подтверждающих получение дохода; сведений из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о признании семьи малоимущей, не представили документы, предусматривающие или подтверждающие получение их дохода (за период с 4 февраля 2021 г.), а также сведения, подтверждающие стоимость принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества, обязанность по предоставлению которых, в силу части 1 статьи 5 Закона РМ от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия», возложена на заявителя, что являлось достаточным основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения; доказательств того, что истцы ставили в известность администрацию об отсутствии доходов, за исключением среднемесячного дохода Алямкина В.Н. по договорам оказания услуг представителя в суде, а также отсутствии принадлежащего на правах собственности недвижимого имущества, суду не представлено.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат как нормам права, так и обстоятельствам дела.Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 52 ЖК Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 ЖК Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Согласно статье 1 Закон Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» (далее – Закон Республики Мордовия № 57-З) малоимущими гражданами признаются граждане, у которых размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже пороговых значений, определенных уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.

В статье 2 указанного закона установлен перечень видов доходов, которые учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия № 57-З установлен перечень необходимых для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма документов, подлежащих представлению непосредственно заявителем, к которым, в том числе, относятся: документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов семьи, которые в соответствии со статьей 2 настоящего Закона учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а именно: справки о размере заработной платы; документы, предусматривающие или подтверждающие получение дохода; справки о размере стипендии; сведения из организаций технической инвентаризации, подтверждающие стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия № 57-З для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждане вправе представить следующие документы:

документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов семьи, которые в соответствии со статьей 2 настоящего Закона учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а именно: справки о размере пенсий и других социальных выплат; копии налоговых деклараций;

документы из органов по регистрации имущественных прав, подтверждающие право собственности гражданина-заявителя и членов его семьи на недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, а также документы, подтверждающие наличие или отсутствие сделок с недвижимостью за последние пять лет, предшествующие дню подачи документов, предусмотренных настоящей статьей;

документы из органов ГИБДД МВД по Республике Мордовия, Гостехнадзора Республики Мордовия и Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Мордовия, подтверждающие сведения о принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи движимого имущества, подпадающего под налогообложение в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае если указанные документы не были представлены гражданами самостоятельно, уполномоченный орган местного самоуправления истребует данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях.

Как следует из буквального толкования положений Закона Республики Мордовия № 57-З, указанный нормативно-правовой акт устанавливает обязанность гражданина по предоставлению документов, подтверждающих доходы гражданина, обязанности же представлять документы, подтверждающие отсутствие доходов, указанный закон на лиц, обращающихся за предоставлением муниципальной услуги, не возлагает.

Из материалов дела следует, что административными истцами при обращении к административному ответчику с заявлением о признании семьи малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложенная на них частью 1 статьи 5 Закона Республики Мордовия № 57-З обязанность по представлению документов, подтверждающих получение дохода, исполнена, в подтверждение сведений о доходах был представлен расчет среднемесячного дохода Алямкина В.Н. по договорам оказания услуг представителя в суде № 9, № 10, № 11, № 12, №13.

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, представленным отделением Пенсионного фонда по Республике Мордовия и ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», административные истцы являются получателями мер социальной поддержки, при этом в силу части 2 статьи 5 Закона Республики Мордовия № 57-З обязанность представить документы в подтверждение названных доходов законом на заявителя не возложена, указанные документы орган местного самоуправления истребует самостоятельно.

Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о неверном указании в решении суда расчетного периода, за который определялся доход, приходящийся на каждого члена семьи истцов (с 4 февраля 2021 г.).

Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Мордовия № 57-З доход, приходящийся на каждого члена семьи, определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи гражданами заявления о признании их малоимущими и предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - расчетный период).

Административные истцы обратились в администрацию Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия 4 февраля 2022 г., следовательно, расчетным периодом в данном случае является период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г.

Также необоснованным признается судебной коллегией указание в оспариваемом решении о непредставлении административными истцами сведений из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 9 марта 2022 г. в собственности Алямкина В.Н. находится земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Республики Мордовия №57-З определение стоимости имущества производится на основании данных налоговых органов, органов по регистрации имущественных прав, организаций технической инвентаризации, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности имущества по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению.

Для определения стоимости земельных участков применяется кадастровая стоимость, а в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли (часть 5).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае, истребуя у административных истцов сведения из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества, административный ответчик не учел, что возлагает на лиц, заявивших о постановке на учет, заведомо неисполнимую обязанность, поскольку предоставление указанных сведений в данном случае является невозможным ввиду отсутствия зарегистрированного за административными истцами на праве собственности недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, поскольку основанием для отказа семье административных истцов в признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило только отсутствие документов, предусматривающих или подтверждающих получение дохода и сведений из организаций технической инвентаризации, подтверждающих стоимость принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи недвижимого имущества, учитывая конкретные обстоятельства данного дела, судебная коллегия признает оспариваемое решение незаконным, нарушающим права административных истцов.

Выбирая способ восстановления нарушенных прав, судебная коллегия учитывает отсутствие у суда права вмешиваться в деятельность органа, осуществляющего функции по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения и принятии их на учет, и считает необходимым обязать административного ответчика, с учетом выводов суда апелляционной инстанции, восстановить нарушенные права в соответствии с нормами Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. №57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия».

На основании изложенного вынесенное решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 4 апреля 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.

Административный иск Алямкина Николая Федотовича, Алямкина Владислава Николаевича и Алямкиной Татьяны Михайловны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Алямкиной Пелагии Владиславовны, Алямкина Фёдора Владиславовича, Алямкина Евсевия Владиславовича, к администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 49 от 2 марта 2022 г. об отказе в признании малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать администрацию Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия повторно рассмотреть заявление Алямкина Николая Федотовича, Алямкина Владислава Николаевича и Алямкиной Татьяны Михайловны от 4 февраля 2022г. и об исполнении данной обязанности сообщить административным истцам и в суд первой инстанции в течение месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи И.П. Милешина

Л.И. Середа

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2022г.