Судья Даниленко Е.А. | Дело № 33а-11658/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 18 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А.-В.,
судей Тимофеевой А.А., Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Сидоровой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3156/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к заместителю прокурора города Феодосии Республики Крым Фахрутдиновой К.Р., прокуратуре города Феодосии Республики Крым, прокуратуре Республики Крым, заинтересованное лицо: администрация города Феодосии Республики Крым, о признании действий, решения незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А.-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец ФИО2 обратилась в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия административного ответчика, связанные с проведением негласной прокурорской проверки в отношении начальника управления по правовым вопросам администрации г. ФИО4 ФИО2 в нарушение требований закона; признать незаконным пункт 4 представления прокуратуры г. Феодосии Республики Крым об устранении нарушений закона исх. № Прдр-20350026-476-2/-20350026 от 16 августа 2023 года; возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения закона путём отзыва представления об устранении нарушений закона № Прдр-20350026-476-2/-20350026 от 16 августа 2023 года в части его пункта 4.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно пункту 4 оспариваемого представления в прокуратуру поступило коллективное обращение предпринимателей города Феодосии Республики Крым о нарушениях антикоррупционного законодательства начальником Управления по правовым вопросам ФИО2 и в ходе проверки прокуратурой установлено, что 12 апреля 2023 года на имя Главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3 от начальника Управления по правовым вопросам ФИО2 поступило уведомление о возможности возникновения конфликта интересов у неё ввиду представительства интересов ФИО9 будучи адвокатом в 2022 году в силу подачи иска к администрации г. Феодосии Республики Крым. Вместе с тем на должность начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2 была назначена с 1 февраля 2023 года. Прокурор делает вывод, что на момент назначения на указанную должность ФИО2 была осведомлена о возможности возникновения вышеуказанного конфликта интересов в силу представительства интересов ФИО9, из чего административным ответчиком сделан вывод о несвоевременном выполнении ФИО2 обязанности по принятию мер к урегулированию возможности возникновения конфликта интересов, и, как следствие, о нарушении положений статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». При этом вышеприведённые в представлении сведения сопряжены с голословным обвинением должностного лица в совершении коррупционного правонарушения. Кроме того, проверка, результаты которой послужили основанием к вынесению оспариваемого представления, проведена фактически негласно, о проведении данной проверки в отношении ФИО2, как должностного лица администрации г. Феодосии Республики Крым, её целях и предмете руководитель администрации и ФИО2 уведомлены не были, объяснения по существу проводимой проверки от ФИО2 не отбирались, возможность для дачи объяснений предоставлена не была, в связи с чем ФИО2 была лишена возможности защиты своих прав и законных интересов в качестве должностного лица, которому вменяется в вину коррупционное правонарушение. Полагает оспариваемый пункт представления является незаконным, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда от 17 октября 2023 года отменить, дело принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объёме
В судебном заседании ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель прокуратуры Республики Крым Бойко Д.М. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов административного дела, 30 января 2023 года между представителем нанимателя в лице Главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3, действующего от имени нанимателя – муниципального образования городской округ ФИО4, и ФИО2 заключён трудовой договор№ 03, согласно подпункту 1.1 которого ФИО2 поступает на муниципальную службу для замещения должности начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым и приступает к исполнению своих должностных обязанностей с 1 февраля 2023 года.
Распоряжением Главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3 от 1 февраля 2023 года № 60-л ФИО2 с 1 февраля 2023 года принята на муниципальную службу в администрацию г. Феодосии Республики Крым по результатам конкурсного отбора и назначена на должность начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым.
18 июля 2023 года за № вх.2.8-15-165546 в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации было зарегистрировано коллективное обращение предпринимателей города Феодосии Республики Крым, подписанное ИП ФИО8, по нарушениям антикоррупционного законодательства, в котором было указано, что победителем конкурса на замещение вакантной должности «Начальник Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым» 19 января 2023 года признана ФИО2 До вступления в должность ФИО2 занималась частной юридической практикой и являлась помощником депутата Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва ФИО9, в том числе представляла интересы ФИО9 в Арбитражном суде Республики Крым:
- дело № А83-14343/2022, в рамках которогоИП ФИО9 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации г. Феодосии Республики Крым с требованием об изменении условий договора купли-продажи муниципального имущества от 22 июля 2021 года, заключённого между ИП ФИО9 и администрацией г. Феодосии Республики Крым, обязав ответчика заключить дополнительное соглашение к договору, по условиям которого предметом договора являются нежилые помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 202,3 кв. метров, а выкупная стоимость имущества подлежит увеличению пропорционально;
- дело№ А83-13884/2022, в рамках которогоИП ФИО9 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к АО «Крымстрой» к администрации г. Феодосии Республики Крым с требованиями: признать право собственности на нежилые помещения с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 82,9 кв. метров, отсутствующим, снять его с кадастрового учёта, признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права; направить судебное решение в ЕГРН для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости – нежилых помещений по адресу: <адрес>, общей площадью82,9 кв. метров, с кадастровым №;
- представляла интересы в Феодосийском городском суде Республики Крым по делу№ 9-466/2022, в рамках которого ФИО9 был истцом, а администрация г. Феодосии Республики Крым ответчиком. При этом должность начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым подразумевает согласование позиции администрации по всем делам, в которых принимают участие сотрудники, находящиеся у неё в прямом подчинении. При трудоустройстве в администрацию г. Феодосии Республики Крым, в установленный законом срок ФИО2 не уведомила работодателя о возможном (явном) конфликте интересов, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Феодосии Республики Крым рассмотрела обращение ФИО2 спустя несколько месяцев.
На странице ФИО2 имеется информация о том, что она представляет интересы по юриспруденции от Крыма до Дальнего Востока по реализации бизнес идей коммерческих и физических лиц, вопреки интересам муниципальной службы.
Сопроводительным письмом от 18 июля 2023 года № 2.8-15-18701 Управлением по работе с обращениями граждан Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обращение ФИО10 и другие, зарегистрированное18 июля 2023 года за № вх.2.8-15-165546, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было направлено в прокуратуру Республики Крым.
Поступившее 24 июля 2023 года за № ВО-11863-23 в адрес прокуратуры Республики Крым обращение ФИО10 в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пункта 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2023 года №45, было направлено в адрес прокуратуры города Феодосии Республики Крым.
В связи с рассмотрением вышеуказанного перенаправленного прокуратурой Республики Крым коллективного обращения предпринимателей, на основании статей 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» заместителем прокурора города Феодосии Республики Крым в адрес Главы администрации г. Феодосии Республики Крым было направлено письмо, с просьбой в срок до 16:00 3 августа 2023 года предоставить информацию, в том числе, относительно:
- сотрудников администрации г. Феодосии Республики Крым с указанием их должности, Ф.И.О., периода, в котором представлялись и приставляются интересы органа местного самоуправления по делам №А83-14343/2022, А83-13884/2022 в Арбитражном суде Республики Крым, по делу № 9-466/2022 в Феодосийском городском суде Республики Крым- по искам ИП ФИО9, являющегося депутатом Феодосийского городского совета;
- гражданских, арбитражных, административных дел в период времени с 1 февраля 2023 года, сторонами в которых одновременно выступают администрация г. Феодосии Республики Крым, её муниципальные казённые учреждения, а также ИП ФИО9, либо физическое лицо ФИО9, являющийся депутатом Феодосийского городского совета Республики Крым, с указанием их Ф.И.О., должности;
- поступления уведомлений о конфликте интересов, возможности его возникновения от начальника Управления по правовым вопросам администрации <адрес> Республики Крым ФИО2, с указанием в случае поступления уведомления даты поступления, сущности уведомления, даты, результатов рассмотрения уведомления и принятого решения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
- результатов рассмотрения служебной записки ФИО11 от 5 мая 2023 года относительно ситуации по судебным спорам в Арбитражном суде Республики Крым по делам№ А83-15979/2020, А83-9153/2021 в отношении начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2, результатов её рассмотрения;
- установлении в период времени с 1 февраля 2023 года фактов утечки внутренней информации (в том числе ДСП) в результате её разглашения, безосновательной передачи, нарушения трудовой дисциплины, в условиях конфликта интересов и т.д. со стороны сотрудников администрации г. Феодосии Республики Крым.
7 августа 2023 года в адрес прокуратуры г. Феодосии Республики Крым поступил ответ администрации. Феодосии Республики Крым от 3 августа 2023 года № 2-40/19224/2, согласно которому в Арбитражном суде по делу№ А83-13884/2022интересы администрации г. Феодосии Республики Крым в судебном заседании, состоявшемся 25 марта 2023 года, представлял ФИО11, главный специалист отдела правового сопровождения управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым; дело№ А83-14343/2022приостановлено на основании определения суда от 30 октября 2022 года; в Феодосийском городском суде Республики Крым дело№ 9-466/2022не рассмотрено, так как заявление возвращено заявителю; иные судебные дела, сторонами которых являются администрация г. Феодосии Республики Крым и ФИО9 отсутствуют. Уведомление об урегулировании возможного конфликта интересов Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2 поступило в отдел муниципальной службы и наград администрации г. Феодосии Республики Крым 12 апреля 2023 года (рег. № 03-54/08). Уведомление рассмотрено на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Феодосии Республики Крым 24 апреля 2023 года и Комиссией принято следующее решение: признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов; рекомендовать Главе администрации не поручать ФИО2 ведение и иное взаимодействие по судебным делам в отношении исковых заявлений ИП ФИО9 и ИП ФИО12 к администрации г. Феодосии Республики Крым; рекомендовать Главе администрации возложить обязанности по ведению и иному взаимодействию по судебным делам в отношении исковых заявлений ИП ФИО9 и ИП ФИО12 к администрации г. Феодосии Республики Крым Республики Крым на иного сотрудника Управления по правовым вопросам Администрации города Феодосии Республики Крым; закрепить контроль за ведением вышеуказанных категорий дел непосредственно за Главой администрации. Установленные факты утечки внутренней информации (в том числе ДСП) в результате её разглашения, безосновательной передачи, в период времени с 1 февраля 2023 года отсутствуют. Служебной запиской от 5 мая 2023 года ФИО11 информировал Главу администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3 о причинах невозможности исполнения должностных обязанностей как представителя администрации города Феодосии Республики Крым в судебных заседаниях по делам № А83-15979/2020 и № А83-9153/2021, ходатайствовал об отстранении его в рассмотрении данных дел, в связи с чем материалы указанных дел были переданы ФИО13, начальнику отдела правового сопровождения Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым.
Представленными администрацией г. Феодосии Республики Крым доказательствами подтверждается, что 12 апреля 2023 года в адрес администрации г. Феодосии Республики Крым поступило уведомление начальника Управления по правовым вопросам ФИО2, в котором последняя сообщила, что в 2022 году она в качестве адвоката представляла интересы ФИО9, в том числе обращалась в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым. В настоящее время соглашение об оказании юридической помощи между ФИО2, как адвокатом, и ИП ФИО9 расторгнуто, адвокатский статус приостановлен. В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 273 и статьи 14.1 ФЗ № 25 от 2 марта 2007 года, в случае участия ФИО2 в судебных заседаниях может возникнуть конфликт интересов. Также в 2022 году ФИО2 представляла интересы ИП ФИО5 в АС РК по иску к администрации г. Феодосии Республики Крым. В связи с изложенным, ФИО2 просила исключить её направление в судебные заседания по делам, исковые заявления по которым были поданы ею в качестве адвоката, и поручить ведение указанных дел иному работнику.
Кроме того, в адрес прокуратуры г. Феодосии Республики Крым также было направлено соответствующее заключение Главного специалиста отдела информационной безопасности, профилактики терроризма и экстремизма, противодействия коррупции администрации г. Феодосии Республики Крым, в котором указано, что ФИО2 является начальником Управления по правовым вопросам Администрации города Феодосии Республики Крым; согласно уведомлению о возможном возникновении конфликта интересов ФИО2 в качестве адвоката представляла интересы ФИО9, в том числе обращалась в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым; в настоящее время соглашение об оказании юридической помощи между ФИО2, как адвокатом, и ИП ФИО9 расторгнуто, адвокатский статус приостановлен, из чего следует, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
С учётом изложенного, заместителем прокурора г. Феодосии Республики Крым ФИО1 в адрес первого заместителя Главы администрации г. Феодосии Республики Крым было направлено предоставление об устранении нарушений федерального законодательства от 16 августа 2023 года № Прдр-20350026-476-23/-20350026 с требованием рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их допущению; о дне рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру города; по изложенным в представлении фактам ненадлежащего исполнения требований федерального законодательства рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц; о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города Феодосии Республики Крым в установленный законом месячный срок.
В пункте 4 вышеуказанного представления заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым ФИО1 указано, что прокуратурой г. Феодосии Республики Крым рассмотрено коллективное обращение предпринимателей города Феодосии о нарушениях антикоррупционного законодательства начальником Управления по правовым вопросам ФИО2 и выявлено, что 12 апреля 2023 года на имя Главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3 от начальника Управления по правовым вопросам ФИО2 поступило уведомление о возможности возникновения конфликта интересов у неё ввиду представительства интересов ФИО9 будучи адвокатом в 2022 году в силу подачи иска к администрации г. Феодосии Республики Крым. Вместе с тем на должность начальника Управления по правовым вопросам администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2 была назначена с 1 февраля 2023 года. Таким образом, на момент назначения на указанную должность ФИО2 была осведомлена о возможности возникновения вышеуказанного конфликта интересов в силу представительства интересов ФИО9 Указанное в свою очередь свидетельствует о несвоевременном выполнении обязанности по принятию мер к урегулированию возможности возникновения конфликтов интересов со стороны начальника Управления по правовым вопросам ФИО2, и, как следствие, о нарушении последней статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия находит выводы суда правомерными, они подтверждены собранными по административному делу доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяется федеральным законом.
В силу части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, её организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
Аналогичные положения содержит пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1).
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21).
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации (пункт 3 статьи 21).
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлён. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (пункт 4 статьи 21).
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21).
Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (пункт 15 статьи 21).
Приказом Генпрокуратуры России от 17 марта 2017 года № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2017 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» утверждены типовые формы решения о проведении проверки (приложение № 1), мотивированного решения о расширении предмета проверки (приложение № 2), акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона (приложение № 3).
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов
Из анализа положений статей 1, 21, 22 Федерального закона № 2202-1 в их системной взаимосвязи следует, что прокурор наделён полномочиями на осуществление надзора за соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов, реализуемых путём проведения проверок исполнения законов.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта «г» статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учётом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Применительно к данным правоотношениям допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.
Согласно положениям статьи 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
Под конфликтом интересов в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на государственных и муниципальных служащих; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗ на лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, возложена обязанность уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (часть 4.1 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ).
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 18 апреля 2016 года № 699 утверждён Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) муниципальными служащими администрации г. Феодосии Республики Крым о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В соответствии с пунктами 4-7, 11 указанного Порядка уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление) составляется в письменном виде, по образцу, согласно приложению№ 1к настоящему Порядку; муниципальный служащий самостоятельно составляет уведомление на имя Главы администрации и предоставляет его в Отдел по вопросам муниципальной службы и наград администрации г. Феодосии Республики Крым, которое подлежит обязательной регистрации указанным Отделом в день поступления уведомления, в журнале регистрации уведомлений, и копия уведомления с отметкой о его регистрации выдаётся муниципальному служащему или направляется ему по почте, после чего Отдел не позднее рабочего дня, следующего за днём регистрации уведомления, докладывает Главе администрации или иному лицу, уполномоченному исполнять его обязанности о поступившем уведомлении, а также сообщает должностному лицу ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, о поступлении уведомления. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Администрации города Феодосии Республики Крым по результатам рассмотрения уведомлений принимает одно из следующих решений: признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует; признать, что при исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует муниципальному служащему и Главе администрации принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения; признать, что муниципальный служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует Главе администрации применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.
В силу части 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗ непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как определено в пункте 1 части 1 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Вместе с тем, часть 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон №25-ФЗ) устанавливает, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (часть 4 указанной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 (урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе) и 15 (предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается наличие оснований для проведения прокурорской проверки и вынесения соответствующего представления в качестве меры прокурорского реагирования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у прокурора имелись основания для вынесения представления, в частности пункта 4, и совершения действий по проведению проверки на основании коллективного обращения предпринимателей г. Феодосии.
Представление прокурора от 16 августа 2023 года, в частности пункт 4, вынесено с соблюдением норм действующего законодательства, в пределах предоставленных прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 полномочий и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Исходя из изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 в части признании незаконным пункта 4 вышеуказанного представления, а также действий по проведению прокурорской проверки в отношении ФИО2 не имеется.
Вместе с тем, внесение административным ответчиком оспариваемого представления каких-либо негативных последствий для административного истца не повлекло. Кроме того, ФИО2 не лишена права на обжалование принятых по результатам рассмотрения названного представления мер и решений.
С учётом установленных обстоятельств по делу и изложенных положений законодательства, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, их переоценку, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, в связи с чем, судебной коллегией приняты быть не могут.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года по административному делу № 2а-3156/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий | Л.А.-В. Юсупова |
Судьи | А.А. Тимофеева |
Е.Г. Тимошенко |