ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11714/2022 от 30.08.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0001-01-2022-001543-71

Дело № 33а-11714/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Бачевской О.Д., Патрушевой М.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой М.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2778/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени

по апелляционной жалобе административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия

установила:

инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее по тексту - ИФНС России по Верх-Исетскому району) обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год в сумме 5193 рубля 74 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 20 000 рублей 81 копейка.

В обоснование требований указано, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 20 апреля 2020 года по 07 декабря 2020 года, деятельность прекращена на основании решения индивидуального предпринимателя. Обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год не была надлежащим образом исполнена, в связи с чем в адрес налогоплательщика было направлено требование от 08 февраля 2021 года № 17456 со сроком добровольного исполнения до 05 апреля 2021 года. Требование административным ответчиком было оставлено без исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным иском.

В суде первой инстанции административный ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что никогда не занималась предпринимательской деятельностью.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 апреля 2022 года в удовлетворении требований административного истца ИФНС России по Верх-Исетскому району отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец ИФНС России по Верх-Исетскому району подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Повторяя доводы административного искового заявления, настаивает на законности заявленных требований, поскольку заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 было подано в электронном виде и подписано было электронной подписью.

Представитель административного истца, административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом, факсимильной связью, почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, материалы административного дела по выдаче судебного приказа № 2а-2160/2021, доводы апелляционной жалобы, поступившие по судебному запросу сведения об электронной цифровой подписи налогоплательщика, сведения о направлении требования, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации, установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вопросы уплаты страховых взносов в спорный период вопросы регулировались главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, указанной категорией плательщиков производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Из положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик страховых взносов уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате является основанием для направления требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 в период с 20 апреля 2020 года по 07 декабря 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязана была уплачивать страховые взносы.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год, ИФНС России по Верх-Исетскому району были исчислены страховые взносы и посредством почтовой корреспонденции 12 февраля 2021 года было направлено требование от 02 февраля 2021 года № 17456 об уплате страховых взносов на сумму 25194 рубля 65 копеек, пени на сумму 167 рублей 75 копеек, со сроком добровольного исполнения до 05 апреля 2021 года.

Требование административным ответчиком в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения ИФНС России по Верх-Исетскому району 13 мая 2021 года к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а в связи с его отменой 26 августа 2021 года, в установленный срок суд с указанным иском о взыскании страховых взносов за 2020 год, пени.

Разрешая спор, установив соблюдение налоговым органом порядка и процедуры принудительного взыскания, суд пришел к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 не подписано, что не позволяет установить обращалась ли с указанным заявлением о регистрации именно ФИО1

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда об отсутствии оснований для взыскания страховых взносов с административного ответчика, по следующим основаниям.

Отношения в сфере государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) (статья 1).

Так, согласно пунктам 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации) (подпункты «а, б»).

Документы о государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт «а» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).

Принципы ведения государственных реестров, содержащих в том числе сведения о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, само их содержание отражены в статьях 4 и 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13 ноября 2021 года ФИО1 была зарегистрирован в ИФНС России по Верх-Исетскому району в период с 22 апреля 2020 года по 07 декабря 2020 года в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения.

При этом из представленных административным истцом документов следует, что заявление о регистрации ФИО1 было подано в установленном законом порядке в электронном виде и подписано квалифицированной электронной подписью; сертификат ключа проверки электронной подписи выдан ...

Доказательств, что сведения, отраженные в указанной выписке, были внесены в государственный реестр в результате чьих-то противоправных действий, в материалах дела отсутствуют.

Административный ответчик ФИО1 с исковыми требованиями о признании внесенных в государственный реестр сведений недействительными, об оспаривании решения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в суд не обращалась, как и не обращалась в налоговые органы об аннулировании данной записи.

При этом административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств, что она не обращалась с заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя посредством электронного документооборота не представлено. Доводы административного истца не опровергнуты.

С учетом изложенного выводы суда об отсутствии основания для удовлетворения заявленного налоговым органом административного иска являются ошибочным, сделанным при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, без учета вышеуказанных положений закона, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового.

Учитывая соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания, сроков на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам, что было установлено судом первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС России по Верх-Исетскому району о взыскании с ФИО1 страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год в сумме 5193 рубля 74 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 20 000 рублей 81 копейка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 21 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга.

Взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год в сумме 5193 рубля 74 копейки; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 20 000 рублей 81 копейка, а также в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 955 рублей 84 копейки.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи О.Д. Бачевская

М.Е. Патрушева