Судья: Скрипкина Е.Ю. Дело №33а-1173-2018 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 24 апреля 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Шуваевой Е.И.,
судей: Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.
при секретаре: Миломаевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курской области в защиту Российской Федерации, Курской области и неопределенного круга лиц к Курской областной Думе о признании незаконным бездействия по нерассмотрению на заседании Курской областной Думы вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1, поступившее по апелляционному представлению прокурора Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2018 г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., представителя административного истца ФИО2, поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения на нее представителей Курской областной Думы ФИО3, ФИО4, заинтересованного лица ФИО1 полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Курской области в защиту Российской Федерации, Курской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском указав, что Курской областной прокуратурой в апреле-мае 2017 г. проведена проверка соблюдения депутатами Курской областной Думы VI созыва обязанностей установленных в целях противодействия коррупции, в ходе которой выявлено что депутатом Курской областной Думы VI созыва ФИО1 в нарушении требований законодательства при наличии оснований не представлены сведения о расходах.
Прокурором Курской области в Курскую областную Думу внесено представление от 31 мая 2017 г. № 86-13-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и предложено принять меры по устранению указанных в представлении нарушений закона, недопущению их в дальнейшем, провести проверку по фактам, указанным в представлении, по результатам проверки рассмотреть вопрос об ответственности депутатов Курской областной Думы в установленном законом порядке, информацию о предоставлении депутатами Курской областной Думы заведомо недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера опубликовать в официальном печатном издании областной Думы и разместить на официальном сайте областной Думы.
В представлении разъяснено, что оно подлежит безотлагательному рассмотрению с извещением прокурора Курской области о дате рассмотрения представления для обеспечения его участия в рассмотрении, сообщением в письменной форме о результатах рассмотрения представления и о принятых мерах в месячный срок.
Из ответа усматривается, что Курская областная Дума не рассматривала вопрос об ответственности депутата Курской областной Думы ФИО1, нарушившего требования законодательства о противодействии коррупции и не представившего сведения о расходах за 2016 г. при наличии к этому оснований.
Полагая, что Курская областная Дума не рассмотрела представление прокурора Курской области от 31 мая 2017 г. № 86-13-2917 по существу в этой части, заявлен настоящий административный иск с требованием о признании незаконным бездействия Курской областной Думы по нерассмотрению на заседании Курской областной Думы вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1 и возложении обязанности принять решение на следующем заседании Курской областной Думы после вступления решения суда в законную силу о досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора Курской области.
В апелляционном представлении прокурор Курской области, полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить.
Проверив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст. 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов
органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст. 21 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации», а также вносить предоставления об устранении
выявленных нарушений закона (ст. 22).
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»
представление вносится прокурором или его заместителями в орган или должностному
лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, в том числе вопросы статуса депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статус депутата, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. Так, согласно пункту 3.1 данной статьи депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее-комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.
Частью 2 этой статьи установлено, что контроль за расходами депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 3 Закона Курской области от 28.03.2013 г. № 20-ЗКО «О некоторых вопросах контроля за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам в Курской области» депутаты Курской областной Думы представляют сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки, в порядке, установленном Законом Курской области от 05.07.1997 № 17-ЗКО «О статусе депутата Курской областной Думы».
Непредставление или несвоевременное представление депутатом областной Думы сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно п.5.1 ч.1 ст. 4 Закона Курской области от 05.07.1997 № 17-ЗКО «О статусе депутата Курской областной Думы» влечет досрочное прекращение полномочий депутата Курской областной думы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при проведении проверки соблюдения депутатами Курской областной Думы VI созыва обязанностей установлено, что в 2016 г. супруга депутата ФИО1 приобрела 27 квартир общей стоимостью 38247923 руб. Общая сумма сделки превышает общий доход ее и супруга за три последних года предшествующий отчетному периоду. Однако, сведения об указанных расходах до 1 апреля 2017 г. депутатов ФИО1 представлены не были.
31 мая 2017 г. прокурором Курской области внесено в Курскую областную Думу представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
31 июля 2017 г. комиссией областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами областной Думы и во исполнение представления прокурора проведена проверка достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных депутатом ФИО1 за 2016 г. и принято решение, которым сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги депутата Курской областной Думы ФИО1 ФИО6 за отчетный период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. предоставленные им 28 марта 2017 г. признаны недостоверными и неполными.
О принятом комиссией решении прокурору Курской области сообщено письмом от 22 августа 2017 г. за № Д-01-07/407 полученному прокуратурой Курской области 29 августа 2017 г.
8 сентября 2017 г. депутатом Курской областной Думы – председателем Курской областной Думы ФИО7 внесен в повестку дня очередного заседания Курской областной Думы вопрос о проекте постановления Курской областной Думы «О досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы шестого созыва ФИО1» с приложением проекта постановления Курской областной Думы, пояснительной запиской, другими необходимыми документами.
18 сентября 2017 г. проект постановления № 03614-6 «О досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1 депутатом ФИО7, отозван.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходит из того, что прокурором пропущен срок обращения в суд при отсутствии уважительных причин для его восстановления, а также в связи с тем, что ч.3.1 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ не предусматривает досрочное прекращение полномочий депутата при своевременном, но не полном представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и несовершеннолетних детей.
С данными выводами суда согласиться нельзя ввиду неправильного применение норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд не установлены настоящим Кодексом в силу ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине), является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд первой инстанции, проверяя соблюдение прокурором срока обращения в суд, исходил из того, что трехмесячный срок, установленный для защиты нарушенного права на дату обращения прокурора в суд, истек и уважительных причин для его восстановления судом не установлено.
При этом полагал, что началом его течения является 2 июля 2017 г., так как законом установлен месячный срок на исполнение представление прокурора, а настоящее представление поступило в Курскую областную Думу 2 июня 2017 г. и неполучение прокурором письменного ответа на указанную дату, свидетельствовало о допущенном Курской областной Думы бездействии и начале течения трехмесячного срока обращения в суд.
Между тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, то что, в представлении прокурора срок исполнения представления установлен не был.
Как следует из самого представления прокурора для устранения выявленных нарушений закона предлагалось провести ряд мероприятий в том числе:
провести проверку по факту не предоставления сведений о расходах депутатом ФИО1 при наличии для этого оснований;
по результатам проверки рассмотреть вопрос об ответственности депутатов Курской областной Думы в установленном законом порядке;
опубликовать в официальном печатном издании областной Думы и разместить на официальном сайте областной Думы информацию о предоставлении депутатами Курской областной Думы заведомо недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, предлагалось известить прокуратуру области о дате рассмотрения представления и о результатах его рассмотрения, принятых мерах сообщить в прокуратуру области в месячный срок.
Таким образом, требования представления, в том числе о рассмотрении областной Думой вопроса об ответственности депутата ФИО1, что возможно лишь в период работы сессии областной Думы, требовали длительного исполнения и прокурором в представлении установлены не были.
Месячный срок в представлении установлен на представление Курской областной Думой в письменной форме информации о проведенных мероприятиях по исполнению представления и устранению выявленных нарушений закона после их проведения.
Из письма председателя Курской областной Думы от 22.08.2017 г. № Д-01-07/407 прокурору Курской области усматривается, что до сведения прокурора доведено решении от 31 июля 2017 г. комиссии областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами областной Думы, признавшей, что представленные депутатом ФИО1 в комиссию 28 марта 2017 г. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги депутата Курской областной Думы ФИО1 ФИО6 за отчетный период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. являются недостоверными и неполными.
А также сообщено об опубликовании сведений о представлении депутатом ФИО1 недостоверных и неполных сведений на официальном сайте Курской областной Думы.
В то же время, информация о результатах рассмотрения представления в части ответственности депутатов Курской областной Думы ввиду представления недостоверных, неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера доведены до сведения прокурора только 06.10.2017 г.
Из указанного сообщения усматривается, что Курской областной Думой вопрос об ответственности депутата ФИО1 в связи с представленными недостоверными и неполными сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги ФИО6 не рассмотрен.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ подлежал исчислению с 06.10.2017 г., который на дату обращения прокурора в суд – 29.12.2017 г. не истек.
В связи с чем, выводы суда о пропуске срока обращения в суд являются незаконными.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что вывод о том, что депутат ФИО1 не совершал действий влекущих досрочное прекращение полномочий, а потому Курская областная Дума не должна была рассматривать представление прокурора в части досрочного прекращения полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1 сделан без учета предмета настоящего административного иска.
Исходя из заявленного прокурором административного иска, предметом судебной
проверки, является оценка действий Курской областной Думы, не исполнившей в полном объеме требования прокурора изложенные в представлении от 31 мая 2017 г. и подлежащие безотлагательному рассмотрению в силу ч.1 ст. 24 Федеральным законам «О прокуратуре Российской Федерации».
При этом действия ФИО1 на предмет непредставления или несвоевременного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги предметом судебной проверки не являлись и не подлежали оценки судом по настоящему делу, а потому выводы суда в этой части не могут быть признаны законными, так как сделаны с нарушением требований процессуального законодательства.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, решение подлежит отмене.
В тоже время, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований действующего законодательства, административный иск прокурора Курской области подлежит удовлетворению.
Прокурор Курской области, внося в Курскую областную Думу представление от 31мая 2017 г., предлагал рассмотреть вопрос об ответственности депутатов Курской областной Думы в установленном законом порядке в соответствии с ч.3.1 ст. 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Исходя из положений ч.2 ст. 4 Закона Курской области от 05.07.1997 №17-ЗКО «О статусе депутата Курской областной Думы», решение о прекращении полномочий депутата областной Думы в случаях, указанных в пунктах 1 – 9, 12 части 1, в части 1.1 настоящей статьи, принимается областной Думой.
Поскольку Курская областная Дума представление прокурора Курской области в этой части не рассмотрела, чем нарушила положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и допустила незаконное бездействие, административный иск прокурора подлежит удовлетворению с возложением на Курскую областную Думу обязанности по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1 не позднее чем в течение 30 с даты вступления настоящего решения в законную силу.
С учетом изложенного апелляционное представление прокурора Курской области подлежит удовлетворению, а решение Ленинского районного суда г. Курска отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2018 г., отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Курской области к Курской областной Думе о признании незаконным бездействия, удовлетворить.
Возложить на Курскую областную Думу обязанность не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Курской областной Думы VI созыва ФИО1.
Председательствующий:
Судьи: