Дело № 33а-1176/2019 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Герасимовой О.В., Романовой И.А.,
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ КП-22 УФСИН России по Хабаровскому краю об установлении административного надзора и вменении административных ограничений в отношении У. А.,
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского района на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28 декабря 2018 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., заключение прокурора Доськовой Т.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ КП-22 УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного У. А., на срок, установленный законодательством для погашения судимости, с применением административных ограничений в виде возложения обязанности являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещения посещения детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В обоснование заявления административный истец указал, что У. А. осужден 08.11.2018 Железнодорожным районным судом г.Хабаровска по ст.134 ч.1 УК РФ к 1 году лишения свободы. Конец срока – 26.03.2019.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28.12.2018 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского района просит отменить решение как незаконное и необоснованное, установить в отношении У. А. административный надзор на срок погашения судимости с ограничениями, предложенными исправительным учреждением. В обоснование доводов ссылается на положения действующего законодательства и разъяснений по их применению, свидетельствующие о наличии оснований для установления административного надзора иностранному гражданину.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.
На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов за указанными лицами устанавливается административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.1, п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ, за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение указанных в ч.1 ст.3 названного Закона преступлений, административный надзор устанавливается судом при условии их признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п.1 ч.2 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица.
На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, У. А. приговором Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 8 ноября 2018 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.134 ч.1 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ преступление, за которое осужден приговором суда У. А., отнесено к категории преступлений средней тяжести.
Срок погашения судимости по данному приговору, в соответствии со ст. 86 ч. 3 п. "в" УК РФ, составляет 3 года после отбытия наказания.
Разрешая требования, суд исходил из того, что У. А. является лицом без определенного места жительства и работы на территории Российской Федерации, и, после отбытия срока наказания, подлежит депортации. В этой связи, а также с учетом отсутствия сведений о наличии законных оснований для пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации, как и решения о реадмиссии, суд посчитал, что правовые основания для установления административного надзора административному ответчику отсуствуют.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, выбора ими места жительства, пребывания регламентируются Федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Исходя из указанных правовых норм и разъяснений по их применению, административный надзор может устанавливаться в отношении иностранного гражданина при наличии законных оснований пребывания на территории Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и из приговора Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 08.11.2018, справки ФКУ КП-22 УФСИН России по Хабаровскому краю от 17.12.2018 следует, что У. А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.134 УК РФ, преступление совершено в отношении несовершеннолетней, ДД.ММ.ГГГГрождения. У. А. является гражданином Узбекистана, определенного места жительства и работы на территории Российской Федерации не имеет.
В силу пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Основания отказа в выдаче вида на жительство иностранному гражданину либо аннулированию выданного вида на жительство установлены п. 1 ст.9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина (ч.2 ст.9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Вместе с тем, сведений о принятии решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, и, как следствие, решение о депортации, в отношении У. А. материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в установлении У. А. административного надзора у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда о том, что отсутствие информации о законности пребывания У. А. на территории Российской Федерации, как и отсутствие решения о его реадмиссии является безусловным основанием для отказа в установлении административному ответчику административного надзора.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать выезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории.
Порядок выезда за пределы территории Российской Федерации иностранного гражданина определен в Регламенте взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы - Приложение к приказу Минюста РФ и Федеральной миграционной службы от 7 октября 2008 г. N 225/240.
Так п.9 Регламента определено, что после получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган ФМС России направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (предполагаемой гражданской принадлежности) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов на указанную категорию лиц, включая свидетельство на возвращение.
Организация оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, осуществляется территориальным органом ФМС России с учетом срока освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства из учреждения, исполняющего наказание.
При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок (п.13 Регламента).
При вынесении Министерством юстиции Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, освобожденного из мест лишения свободы, территориальный орган ФМС России осуществляет мероприятия по контролю за его выездом за пределы территории Российской Федерации.
В случае уклонения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого Министерством юстиции Российской Федерации вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, от выезда за пределы территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает меры по его депортации (п.14 Регламента).
Исходя из установленного порядка выезда осужденного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, требующего принятия соответствующих решений, соблюдения определенной процедуры и временных затрат по осуществлению мероприятий, связанных с его выездом за пределы территории Российской Федерации, фактического нахождения осужденного на территории Российской Федерации до оформления соответствующих документов и его выезда, как и возможного уклонения лица после отбывания наказания от выезда с территории Российской Федерации, с учетом совершения административным ответчиком преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, свидетельствующей о высокой общественной опасности, обстоятельств дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отказа исправительному учреждению в установлении административного надзора и административных ограничений.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел не только по месту жительства, пребывания, но и фактического нахождения поднадзорного лица (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Установление административного надзора не ограничивает ФИО1. в его правах, в том числе в праве на выбор места жительства за пределами Российской Федерации, с соблюдением требований действующего законодательства по выезду осужденного иностранного гражданина, освобождённого из мест лишения свободы по отбытию наказания, за пределы Российской Федерации, как и не освобождают от обязанности соответствующие органы по осуществлению мероприятий контроля за его выездом за пределы территории Российской Федерации.
Оценив характеризующий ФИО1 материал, согласно которому последний нарушений правил изоляции не допускал, поощрений и взысканий не имеет, исходя из совершения преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетней, судебная коллегия считает необходимым установить административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту своего проживания, либо пребывания без согласия органа внутренних дел (относящимися, в силу п. 1,2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, к обязательным видам ограничений); а также запрещение на посещение детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, в соответствии с подп.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом характеризующих административного ответчика данных и характера, степени общественной опасности преступления.
Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения новых правонарушений, и не ограничивают законных прав и интересов ФИО1, определены с учетом обстоятельств совершения преступления, характера и степени его общественной опасности, данных о личности ответчика, соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционное представление прокурора Хабаровского района удовлетворить.
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 28 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Установить в отношении У. А. административный надзор на срок 3 года.
Вменить У. А. следующие административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту своего проживания, либо пребывания без согласия органа внутренних дел;
- запрещение на посещение детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий О.Ю.Позднякова
Судьи О.В.Герасимова
И.А.Романова