ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11771/2017 от 13.02.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Балабан С.Г.

Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-118/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.,

судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,

при секретаре Седых М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области к Гончарову М.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени за несвоевременную уплату транспортного налога,

по апелляционной жалобе Гончарова М.А. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что Гончаров М.А. является владельцем легкового автомобиля «<данные изъяты>», <дата изъята> г. в., государственный регистрационный знак - <номер изъят>, дата постановки на регистрационный учет - <дата изъята> года, дата снятия с учета отсутствует. Таким образом, в соответствии со ст. 357 НК РФ Гончаров М. А. является плательщиком транспортного налога.

В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом налогоплательщику направлено налоговое уведомление №87743 от 20.10.2015, согласно которому транспортный налог за 2013-2014 гг. исчислен в размере 9272,00 рубля, со сроком уплаты не позднее 03.10.2016. В указанный срок транспортный налога за 2013 и 2014 гг. Гончаровым М. А. не уплачен.

В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа №11944 по состоянию на 16 декабря 2016 года, со сроком уплаты до 8 февраля 2017 года. В указанный срок требование налогового органа Гончаровым М. А. в добровольном порядке не исполнено. В связи с чем Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гончарова М. А. задолженности по транспортному налогу за 2013-2014 гг. в размере 9272 рубля и пени в размере 225,62 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой транспортного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, ответчику начислены пени за период с 04.10.2016 по 01.08.2017 в размере 905,88 рублей.

В заявлении начальника Межрайонная ИФНС России №14 по Иркутской области Онищенко В.В. от 30.08.2017 указано, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 4636 рублей Гончаровым погашена. В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ Инспекция отказывалась от исковых требований в части взыскания транспортного налога за 2014 год в размере 4636 рублей и просила суд взыскать с Гончарова М.А. сумму транспортного налога за 2013 год в размере 4636 рублей и пени 905,88 рублей.

Определением Куйтунского районного суда от 21.09.2017 принят отказ представителя административного истца от части исковых требований о взыскании транспортного налога за 2014 год в размере 4636 рублей, производство по делу в указанной части прекращено.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года административное исковое заявление Инспекции удовлетворено, а также с Гончарова М.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Гончаров М.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что налоговым органом не представлено достоверных и безусловных доказательств направления в его адрес налогового уведомления, в котором содержался срок необходимости оплаты транспортного налога до 03.10.2016; его виновного не исполнения требований законодательства в части не предоставления необходимых сведений в налоговый орган; соблюдения налоговым органом сроков направления в суд искового заявления о взыскании с него транспортного налога за 2013 год.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, срок давности взыскания транспортного налога за 2013 год истек, кроме того, налоговым органом пропущен срок подачи искового заявления в суд.

В возражениях на апелляционную жалобу Инспекция просит решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области Привалова Е.В, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения административного ответчика Гончарова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3 ст. 363 НК РФ).

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Иркутской области от 20.06.2007 г. № 33/2/1-СЗ «О транспортном налоге».

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. п. 1, 2 ст. 75 НК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что Гончаров М.А. является владельцем транспортного средства «<данные изъяты>», <дата изъята> г. в., государственный регистрационный знак - <номер изъят>, дата постановки на регистрационный учет - <дата изъята> .

На основании пункта 3 статьи 363 НК РФ, согласно которой направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, Гончарову М.А. заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 87743 от 20.10.2015 с указанием на его обязанность уплатить сумму транспортного налога за 2013-2014 гг. в размере 9272 руб. со сроком уплаты по 03.10.2016.

В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом выставлено требование на уплату налога № 11944 по состоянию на 16.12.2016, налог в размере 9272 руб., пени 225,62 руб., срок до 08.02.2017.

Неисполнение Гончаровым М.А требования об уплате налога послужило основанием обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Расчет суммы транспортного налога за 2013 год в размере 4636 рублей и пени в размере 905,88 рублей судебной коллегией проверен и сомнений не вызывает.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции при разрешении заявленных требований обоснованно исходил из того, что административный ответчик, будучи лицом, на которое зарегистрирован объект налогообложения (автомобиль), является плательщиком транспортного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки.

Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, является ошибочным.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

С учетом изложенного, судом правомерно взыскана с Гончарова М.А. задолженность по транспортному налогу за 2013 год в размере 4636 рублей и пени в размере 905,88 рублей.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на несогласии с надлежащем вручением Гончарову М.А. налогового уведомления, поскольку он с 2011 года зарегистрирован по адресу: <адрес изъят>, в то время как налоговое уведомление было направлено налоговым органом в <адрес изъят>, где он не проживает с 2015 года.

Данные доводы являются несостоятельными, ввиду следующего.

Поскольку Гончарову М.А. было направлено налоговое уведомление по известному налоговому органу адресу, то имеются основания полагать, что ему было известно о наступлении обязательств по уплате транспортного налога за имеющееся в его собственности транспортное средство.

Так, в соответствии с ч. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В части 3.1 указанной статьи указано, что налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 32 НК РФ указаны обязанности налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Анализ приведенных норм материального права, имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, показывает, что налоговым органом соблюдена процедура исчисления транспортного налога, направления уведомления и требования, а административным ответчиком допустимых доказательств в подтверждение оснований для освобождения от уплаты налога не представлено. Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что ч. 2.1 ст. 23 НК РФ не подлежит применению к возникшим правоотношениям судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм права.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст.310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Л.В. Гусарова

Р.И. Харин