ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11782/2023 от 29.01.2024 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-24/2024

(№33а-11782/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2024 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Агина В.В., Холодной Е.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Курской С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фейдерова А.Л., действующего в своих интересах, а также в интересах малолетних ФИО1, ФИО2 к УМВД России по городу Симферополю, ОП №2 «Киевский» УМВД России по городу Симферополю, Отделу по вопросам миграции ОП №2 «Киевский» УМВД России по городу Симферополю, заинтересованные лица – Фейдерова Д.И., Овчарова М.Б., Овчарова А.И., о признании незаконными и отмене решений, признании незаконными действий,

по апелляционной жалобе Фейдерова А.Л. на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца Обуховой Л.В., представителя административного ответчика Романовой О.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Фейдеров А.Л. обратился в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском, в котором просит суд: признать незаконными и отменить решения административного ответчика о регистрационном учете Овчаровой М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Овчаровой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>; признать незаконными действия административного ответчика о регистрационном учете Овчаровой М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Овчаровой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>; признать незаконным и отменить решение административного ответчика о снятии с регистрационного учета ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес> и её регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что административный истец является отцом малолетней ФИО1, разрешения на перерегистрацию своей дочери не предоставлял, кроме того не давал согласие на регистрацию Овчаровой М.Б. и Овчаровой А.И. в квартирах по адресу <адрес> и по адресу <адрес>, которые принадлежат на праве собственности его малолетнему сыну. Сотрудниками ОВМ ОП № 2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю были приняты решения о постановке на регистрационный учет Овчаровой М.Б. и Овчаровой А.И. в отсутствие разрешения законного представителя малолетнего. Не согласившись с указанными решениями и действиями сотрудников МВД, Фейдеров А.Л. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 августа 2023 года административный иск Фейдерова А.Л. оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск. В обоснование апелляционной жалобы указано на то, что ссылка суда первой инстанции в обоснование законности действий административных ответчиков на письмо Главного управления по вопросам миграции МВД ОФ от 22 июня 2018 года исх. №20/23538 является незаконной, поскольку указанный документ не является нормативным правовым актом. Просит учесть, что административный истец, как законный представитель малолетнего собственника, а также как наниматель (пользователь) жилого помещения не давал согласия на регистрацию (прописку) граждан Украины Овчаровой М.Б. и Овчаровой А.И.; документов, подтверждающих право на проживание в <адрес> и в <адрес>, представлено не было; согласие органа опеки и попечительства на регистрацию и проживание иностранных граждан Украины Фейдерова Д.И. не получено; названные лица не являются членами семьи несовершеннолетнего собственника. В связи с их регистрацией в квартирах образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг. Кроме того, Фейдерова Д.И. зарегистрировала свое проживание и проживание детей в квартире №76 по ул. Павленко, 3 в г. Симферополе, однако административный истец как законный представитель детей своего согласия не давал.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем УМВД России по городу Симферополю Романовой О.И. поданы возражения и дополнения к возражениям об оставлении без изменения решения суда первой инстанции, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Обухова Л.В. просила отменить решение районного суда по доводам апелляционной жалобы.

Представитель УМВД России по городу Симферополю Романова О.И., ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях и дополнениях к возражениям, просила оставить без изменения решение районного суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая требования административного иска и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии решения о регистрационном учете Овчаровой М.Б. и Овчаровой А.И. по адресам: <адрес>, а также решения о снятии с регистрационного учета малолетней ФИО1 по адресу: <адрес> и ее регистрационном учете по адресу: <адрес> были выполнены все требованиями, установленные законодательством Российской Федерации; при этом нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 вышеназванного Федерального закона приведено понятие регистрационного учета, которым является учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Установлено, что Фейдеров А.Л. и Фейдерова Д.И. являются родителями двух малолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07 июля 2022 года ФИО2 с 22 мая 2019 года является собственником жилых помещений - квартир, расположенных по адресам: <адрес>.

По информации УВМ МВД по Республике Крым по Республике Крым, представленной в материалы дела, Овчарова А.И. с 24 декабря 2021 года по 16 ноября 2022 года, а Овчарова М.Б. с 14 февраля 2022 года по 16 ноября 2022 года, были зарегистрированы как иностранные граждане по месту жительства по адресу: <адрес>.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 24 февраля 2021 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются: 1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Порядок предоставления государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 10 декабря 2020 года № 856 (далее – Административный регламент №856), который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятии иностранных граждан и лиц без гражданства с миграционного учета в Российской Федерации.

На основании пункта 2 Административного регламента №856 заявителями являются: сторона, принимающая иностранного гражданина - гражданин Российской Федерации, предоставивший в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение; постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, и подлежащий регистрации по месту жительства.

Пункт 35 Административного регламента №856 содержит исчерпывающий перечень документов, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В соответствии с вышеуказанным пунктом иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет лично в подразделение по вопросам миграции по месту нахождения жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр следующие документы: документ, удостоверяющий личность (представление лицом без гражданства не требуется) (подпункт 35.1); вид на жительство или разрешение на временное проживание (подпункт 35.2); документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их копии - в случае отсутствия сведений, содержащихся в указанных документах, в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (подпункт 35.3).

Исходя из пункта 58 Административного регламента №856 для предоставления государственной услуги заявитель вправе представить: копии документов, подтверждающих право пользования жилым или иным помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документы, подтверждающие прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, если сведения, содержащиеся в них, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (подпункт 58.1).

В соответствии с пунктом 59 Административного регламента №856 непредставление документов (копий документов), указанных в пункте 58 Административного регламента, не является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Из материалов дела следует, что Овчарова А.И. и Овчарова М.Б., а также Фейдерова Д.И., как законный представитель ФИО2, обратились в адрес ОВМ ОП №2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю с заявлениями о регистрации иностранных граждан Овчаровой А.И. (заявление от 24 декабря 2021 года) и Овчаровой М.Б. (заявление от 14 февраля 2022 года) по месту жительства по адресу: <адрес>. Вместе с заявлениями в орган были поданы: документы удостоверяющие личность заявителей, виды на жительство иностранных граждан, свидетельство о рождении ФИО2, документ подтверждающий право собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку при подаче заявлений от 24 декабря 2021 года и от 14 февраля 2022 года заявителями был представлен перечень документов, необходимый в соответствии с Административным регламентом №856 для предоставления государственной услуги по государственной регистрации места жительства иностранного гражданина, действия административного ответчика по регистрационному учету заинтересованных лиц по адресу: <адрес>, а также соответствующие решения, являются законными.

Также установлено, что согласно информации, предоставленной в суд апелляционной инстанции представителем УМВД России по г. Симферополю Романовой О.И. от 25 января 2024 года, Овчарова М.Б. и Овчарова А.И. были сняты с регистрационного учета как иностранные граждане утратившие право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ввиду признания их видов на жительство недействительными, а именно, в связи с изменением статуса иностранного гражданина и документированием паспортом гражданина Российской Федерации на основании части 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 04 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики», с проставлением отметки о регистрации по месту жительства на территории Донецкой Народной Республики.

Так Овчарова М.Б. с 31 марта 1992 года по настоящее время, а Овчарова А.И. с 16 января 2008 года по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортами граждан Российской Федерации.

При этом с 02 декабря 2022 года по 02 декабря 2027 года Овчарова М.Б. и Овчарова А.И. как граждане Российской Федерации также зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее – Порядок №713).

В свою очередь сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее – Административный регламент №984).

В пункте 40 Административного регламента №984 установлено, что для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

В соответствии с пунктом 41 Административного регламента №984 одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы: паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации) (подпункт 41.1); документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (подпункт 41.2); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства) (подпункт 41.3); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (подпункт 41.4).

В силу пункта 56 Административного регламента №984 гражданин вправе предоставить: для регистрации по месту пребывания - договор социального найма жилого помещения, заключенный в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (подпункт 56.1).

Непредставление гражданином указанных документов не является основанием для отказа гражданину в предоставлении услуги (абзац 2 подпункта 56.2).

Установлено, что Овчарова А.И. и Овчарова М.Б., а также Фейдерова Д.И., как законный представитель ФИО2, обратились в адрес ОВМ ОП №2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю с заявлениями от 02 декабря 2022 года о регистрации Овчаровой А.И. и Овчаровой М.Б., как граждан Российской Федерации по месту пребывания по адресу: <адрес>. Вместе с заявлениями в орган были поданы: документы удостоверяющие личность заявителей, свидетельство о рождении ФИО2, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес>.

При установленных по делу доказательствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку при подаче заявлений от 02 декабря 2022 года заявителями был представлен перечень документов, необходимый в соответствии с Административным регламентом №984 для предоставления государственной услуги по государственной регистрации места пребывания, действия административного ответчика по регистрационному учету заинтересованных лиц по адресу: <адрес>, а также соответствующие решения, являются законными. При этом, необходимости получения согласия органа опеки и попечительства для проведения регистрационных действий законодательством не предусмотрено. Нарушение прав административного истца, который зарегистрирован по адресу: <адрес>, а также малолетнего ФИО12 не установлено.

Учитывая изложенное, доводы административного иска и апелляционной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности по предоставлении государственных услуг по государственной регистрации места пребывания иностранных граждан и по государственной регистрации места пребывания заинтересованных лиц как граждан Российской Федерации ввиду не предоставления необходимых документов, не нашли своего подтверждения и опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Кроме того, согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

В силу пункта 28 Порядка №713 регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, содержащего реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», дата составления и номер), реквизиты документа, подтверждающего установление опеки (в случае установления опеки), с представлением документов, удостоверяющих личность законных представителей, документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт регистрации рождения (в случае регистрации рождения, произведенной компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации).

Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о рождении, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (в случае отсутствия у органа регистрационного учета сведений, предоставленных в соответствии с пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»), сведения о документе, подтверждающем установление опеки, и производит регистрацию по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства не позднее 6 рабочих дней со дня подачи законным представителем заявления о регистрации по месту жительства.

Исходя из пункта 50 Административного регламента №984 при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста (подпункт 50.1); паспорта законных представителей (подпункт 50.2); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости) (подпункт 50.3).

В силу пункта 54 Административного регламента №984 для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет: заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания (подпункт 54.1); паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста) (подпункт 54.2).

При этом в соответствии с пунктом 2 Административного регламента №984 заявителями по указанной выше услуге являются: один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными) (подпункт 2.2).

Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно статье 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом исходя из принципа равенства прав и обязанностей родителей (пункт 2 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя.

Согласно сведениям, предоставленным в суд апелляционной инстанции представителем УМВД России по г. Симферополю Романовой О.И. от 25 января 2024 года Фейдерова Д.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 27 февраля 2020 года по 06 декабря 2022 года. С 06 декабря 2022 года по настоящее время значится зарегистрированной по адресу: <адрес> (регистрация производилась с одновременным снятием по прежнему месту регистрации).

Малолетняя Фейдерова В.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 21 августа 2015 года по 06 декабря 2022 года. С 06 декабря 2022 года по настоящее время по заявлению матери Фейдеровой Д.И. значится зарегистрированной по адресу: <адрес> (регистрация производилась с одновременным снятием по прежнему месту жительства)

Из материалов дела также следует, что Фейдерова Д.И., обращаясь в ОВМ ОП №2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю с заявлениями о регистрации малолетней дочери ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес> просила произвести регистрационный учет дочери по вышеуказанному адресу, без согласия отца ребенка, ссылаясь на то, что брак с ним расторгнут, ребенок проживает с ней.

Так согласно свидетельству о расторжении брака от 03 августа 2021 года, брак между Фейдеровым А.Л. и Фейдеровой Д.И. прекращен 08 июня 2021 года на основании решения Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 марта 2021 года.

Из информации Департамента по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым от 22 января 2024 года №129 также следует, что решение об определении места жительства малолетних ФИО1 и ФИО2 с отцом Фейдеровым А.Л. не выносилось.

Таким образом, собранные по делу доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что регистрация малолетней ФИО1 по месту жительства матери Фейдерова Д.И. осуществлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, Правил №713 и Административного регламента №984, в связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска в части признания незаконными и отмене решения административного ответчика о снятии с регистрационного учета ФИО1 и ее регистрационном учете по иному адресу, являются обоснованными.

Доводы апеллянта о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства на регистрацию места пребывания и места жительства Овчаровой А.И. и Овчаровой М.Б. в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на сдачу внаем, в безвозмездное пользование, в аренду имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним», утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2017 года № 3058, не могут быть приняты по внимание.

Так в соответствии с пунктом 1.1.1 вышеуказанного Административного регламента, он регулирует особенности предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сдачу внаем, в безвозмездное пользование, в аренду имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетним.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> передавалось Овчаровой А.И. и Овчаровой М.Б. внаем, в безвозмездное пользование либо в аренду, в связи с чем, оснований для получения разрешения органа опеки и попечительства на регистрацию указанных лиц в жилом помещении не требовалось.

Доводы о нарушении прав детей оспариваемыми действиями регистрирующего органа, несостоятельны, поскольку Фейдерова Д.И. в силу закона является таким же законным представителем своих детей, что и ее бывший супруг, с тем же объемом прав и обязанностей.

Предоставляя возможность каждому из законных представителей на обращение с заявлением о снятии ребенка с регистрационного учета и постановке его на регистрационный учет, закон не связывает такую возможность с возложением на регистрирующий орган обязанности удостовериться в согласии другого родителя на такие действия. Напротив, исходя из общей обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей такое согласие предполагается.

Жилищные права несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет производны от прав и законных интересов их родителей.

При этом, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия и решения по регистрационному учету в отношении Овчаровой М.Б. и Овчаровой А.И., а также в отношении малолетней ФИО1 привели к нарушению каких-либо прав и законных интересов административного истца в материалы дела не представлено, судом апелляционной инстанции не установлено.

В свою очередь обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска Фейдерова А.Л.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд при принятии решения сослался на письмо Главного управления по вопросам миграции МВД России от 22 июня 2018 года №20/23538, которое не является нормативным правовым актом, не может служить основанием для отмены судебного акта при установленных по делу обстоятельствах.

По своей сути доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, а, следовательно, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фейдерова А.Л. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: В.В. Агин

Судья: Е.И. Холодная

Мотивированное апелляционное определение составлено 05 февраля 2024 года.