Апелляционное дело № 33а-1180/2016 Судья: Евстафьев В.В.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 февраля 2016 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Калашниковой С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о ликвидации некоммерческого партнерства «...» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе представителя административного ответчика некоммерческого партнерства «...» Березова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 декабря 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о ликвидации некоммерческого партнерства «...» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить частично.
Ликвидировать некоммерческое партнерство «...» (ОГРН <№ ...>).
В удовлетворении требования об исключении НК «...» из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Смирновой Л.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с административным иском о ликвидации некоммерческого партнерства «...» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Требование со ссылкой на ст. 262 КАС РФ, ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» мотивировано тем, что в отношении Некоммерческого партнерства «...» (ОГРН <№ ...>), созданного 04.09.2001 года, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике проведены плановые проверки в 2010 году и в 2015 году, по результатам которых Партнерству вынесены письменные предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации. За неисполнение предписания, вынесенного в 2010 году, Партнерство было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В июне 2015 года выявлены следующие нарушения законодательства: - наименование Партнерства не содержит указания на характер его деятельности, что является нарушением абз. 1 п. 1 ст. 54 ГК РФ; - пунктами 1.5 и 1.10 Устава предусмотрено наличие фирменного наименования Партнерства, что является нарушением п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ, в соответствии с которыми право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; - в нарушение п. 1 ст. 296 ГК РФ в п. 1.6 Устава Партнерства предусмотрено, что Партнерство может иметь имущество на праве оперативного управления. Вместе с тем, согласно ст. 296 ГК РФ имущество на праве оперативного управления могут иметь только учреждения и казенные предприятия; - в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Партнерства не предусмотрен срок полномочий Управляющего Партнерства. В письменном предупреждении от 29.06.2015 года предлагалось устранить выявленные нарушения в срок до 01.10.2015 года, чего партнерством исполнено не было. 22.10.2015 в Управление поступило заявление управляющего Некоммерческого партнерства «...» Семенова В.П., в котором сообщалось, что Партнерство фактически прекратило свою уставную деятельность, члены Партнерства не заинтересованы в дальнейшей его деятельности, органы управления работу не проводят, исполнение предупреждения Управления не представляется возможным. Ссылаясь на п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», Управление просило ликвидировать Некоммерческое партнерство «...» и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в суд представителя не направило, представило заявление о рассмотрении иска без участия их представителя.
Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «...» Березов А.А. в судебном заседании исковые требования признал частично. Представил суду письменный отзыв на иск, в котором отмечено, что НП «...» считает удовлетворение требований административного истца об исключении Партнерства из ЕГРЮЛ преждевременным. В соответствии с п. 2.1 Устава НП «...» создано для осуществления рациональной эксплуатации, обеспечения сохранности и управления четырехэтажного нежилого здания, расположенного по <адрес>. С целью реализации уставных целей Партнерство обязалось осуществлять технический надзор за выполнением текущих, капитальных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ в здании и на прилегающей к нему территории, а также осуществлять сотрудничество со сторонними организациями по ремонтно-эксплуатационному обслуживанию недвижимого имущества и предоставляющими коммунальные услуги. Для реализации основной цели НП «...» заключило следующие договора: договор энергоснабжения № 30-01/1477-1156 от 01.10.2010 с <Общество 1>; договор на охранные услуги № 002 от 01.11.2001 с <Общество 2>; договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 730 от 01.01.2003; договор на прием и транспортировку физического объема ливнево-дренажных стоков № 78/07-07 от 14.02.2007 с МУП «...»; договор на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов № 285 от 01.08.2013 с <Общество 3>; договор теплоснабжения № ДТС/7Е00- 1-301/2015-0377 от 02.09.2015 с <Общество 4>. Все договоры являются действующими, на их основе в настоящее время Партнерство обеспечивает рациональную эксплуатацию, сохранность нежилого здания, а также обеспечивает всех владельцев объектов недвижимости, расположенных в здании, теплом, водой, электроэнергией и другими коммунальными услугами. При этом, как следует из справки по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 15 декабря 2015 года у НП «...» общая сумма кредиторской задолженности составляет <сумма>, общая сумма дебиторской задолженности -<сумма> В случае ликвидации Партнерства и его исключении из единого государственного реестра юридических лиц, сумма задолженности в части кредиторской задолженности (<сумма>) будет отнесена на убытки юридических лиц, а в части дебиторской задолженности (<сумма>) - лица, имеющие задолженность, необоснованно получат возможность не оплачивать её. НП «...» полагало, что в данном случае должно быть принято решение о ликвидации юридического лица без его исключения из единого государственного реестра юридических лиц с возложением на его учредителей (участников) обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем административного ответчика Некоммерческого партнерства «...» Березовым А.А. по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе отмечено, что судом не применены нормы права, подлежащие применению. Так, суд обязан был в силу ст. 18 «О некоммерческих организациях» назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации НП «...».
Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Судом установлено, что Некоммерческое партнерство «...» создано 04.09.2001 года, ОГРН <№ ...>.
Согласно гл. 2 Устава Партнерства, основными целями, ради которых создано Партнерство, являются осуществление рациональной эксплуатации и обеспечения сохранности четырехэтажного нежилого здания, а также его управления, расположенного по <адрес>.
На основании приказа от 07.06.2010 года № 329 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике проведена плановая проверка деятельности Некоммерческого партнерства «...», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству РФ.
На основании приказа от 21.10.2014 года № 477 и распоряжения от 14.05.2015 года № 213 –р Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике проведена плановая проверка деятельности Некоммерческого партнерства «....
В ходе проверок установлено, что НП «...» не соблюдаются положения законодательства Российской Федерации.
29.06.2015 года НП «...» вынесено предупреждение, в котором указано, что наименование Партнерства не содержит указания на характер его деятельности, что является нарушением абз. 1 п. 1 ст. 54 ГК РФ; - пунктами 1.5 и 1.10 Устава предусмотрено наличие фирменного наименования Партнерства, что является нарушением п. 4 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК РФ, в соответствии с которыми право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; - в нарушение п. 1 ст. 296 ГК РФ в п. 1.6 Устава Партнерства предусмотрено, что Партнерство может иметь имущество на праве оперативного управления. Вместе с тем, согласно ст. 296 ГК РФ имущество на праве оперативного управления могут иметь только учреждения и казенные предприятия; - в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе Партнерства не предусмотрен срок полномочий Управляющего Партнерства. Предложено в срок до 01.10.2015 года устранить допущенные нарушения законодательства.
Выводы, указанные в предписании, не оспариваются представителем НП «...».
22.10.2015 года в Управление поступило заявление управляющего Некоммерческого партнерства «...» Семенова В.П., в котором сообщалось, что Партнерство фактически прекратило свою уставную деятельность, члены Партнерства не заинтересованы в дальнейшей его деятельности, органы управления работу не проводят, исполнение предупреждения Управления не представляется возможным.
Статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об их удовлетворении в части ликвидации некоммерческого партнерства «...», отметив, что требования об исключения Партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц до проведения ликвидационных мероприятий противоречат требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. ст. 20 - 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства НП «...», как нашел свое подтверждение и факт неустранения этих нарушений, суд пришел к верному выводу о ликвидация НП «...».
Суд указал, что по смыслу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации. Сведения о НП «...» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН <№ ...>) после завершения процедуры ликвидации, что возможно как путем подачи заявления ликвидационной комиссией (ликвидатором) или путем подачи в последующем уполномоченным органом отдельного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда по делу как соответствующими требованиям законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу представителя административного ответчика некоммерческого партнерства «...» Березова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Смирнова Е.Д.