ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11812/20 от 18.11.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Житникова Л.В. Дело № 33а-11812/2020

УИД 24RS0052-01-2020-000208-63

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда

в составе:

председательствующего Малякина А.В.

судей Сидоренко Е.А., Шавриной А.И.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску прокурора г.Игарки Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях,

по апелляционной жалобе исполняющего обязанности Главы Светлогорского сельсовета ФИО1

на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года, которым постановлено:

«административные исковые требования прокурора г. Игарка Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края по не проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества, незаконным.

Обязать администрацию Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества:

- «Канализационно-насосная станция», общей площадью 39.4 м расположенная по адресу: <адрес>

- «Очистные сооружения СФХО-ПОО », общей площадью 568.5 м2, расположенные по адресу: <адрес>,

- «Сети канализации», общей площадью 8313 м. расположенные по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Игарки Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Светлогорского сельсовета о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Требования мотивированны тем, что прокуратурой г.Игарки осуществлена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, антимонопольного законодательства, законодательства о муниципальной собственности администрацией Светлогорского сельсовета при заключении договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов, по результатам которой в деятельности администрации Светлогорского сельсовета выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», выразившиеся в не проведении конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества – объектов водоотведения. По выявленным нарушениям 23.03.2020 прокуратурой в администрацию сельсовета внесено представление, однако меры по их устранению до настоящего времени не приняты.

Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Светлогорского сельсовета по не проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества;

обязать административного ответчика в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества: 1)«Канализационно-насосная станция», общей площадью 39.4 м2 по адресу: <адрес>»; 2) «Очистные сооружения СФХО-ПОО №2», общей площадью 568.5 м2, по адресу: <адрес>; 3) «Сети канализации», общей площадью 8313 м, по адресу: <адрес>.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе исполняющая обязанности Главы Светлогорского сельсовета ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. С учетом действующего законодательства считает, что судом сделан необоснованный вывод о том, что объекты муниципального имущества находятся в муниципальной собственности Муниципального образования Светлогорский сельсовет, а вывод о возможной передачи незарегистрированных объектов муниципального имущества по концессионному соглашению концессионеру с возложением обязанности по оформлению права собственности сделан при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела и не соответствует Федеральному закону. Кроме того, судом не дана оценка доводу ответчика о том, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Игарки Кононов Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, извещенных своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя административного ответчика ФИО2, поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Дозорцеву Е.Г., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 2 ст.17.1 вышеназванного Федерального закона установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Из пункта п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.

В отношении объектов концессионного соглашения, права собственности, на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления (ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Статьей 4.1.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 05 декабря 2015 года, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Светлогорский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Туруханского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края, к вопросам местного значения которого относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 1, 7 Устава, принятого Решением Светлогорского сельсовета Совета депутатов № 36-138 от 03.02.2014).

<дата> на основании постановления администрации п. Светлогорск № 18а-П «О приеме муниципального имущества МО города Игарка в муниципальную собственность МО поселка Светлогорск», реестра муниципального имущества Муниципального образования Светлогорский сельсовет в муниципальную собственность <адрес> по передаточному акту передано находящиеся в собственности МО <адрес> муниципальное имущество согласно приложениям .

Прокуратурой г.Игарки при проведении проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйств, законодательства о муниципальной собственности выявлено не исполнение администрацией Светлогорского сельсовета законодательства о концессионных соглашениях в части передачи муниципальным образованием объектов водоотведения ООО «Типтур» – канализационно-насосной станции, общей площадью 39.4 кв.м, очистных сооружений СФХО-ПОО », общей площадью 568.5 кв.м, сетей канализации, общей площадью 8 313 кв.м, расположенных в <адрес> по договорам аренды , , , заключенным <дата> без проведения публичных процедур (концессионного соглашения). Срок эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, переданных в аренду ООО «Типтур» составляет более 5 лет.

По выявленным нарушениям 23.03.2020 прокуратурой г.Игарка в администрацию Светлогорского сельсовета внесено представление, в ответе прокурору сообщено о не завершении процесса передачи муниципального имущества и невозможности зарегистрировать право собственности на объекты муниципального недвижимого имущества.

До настоящего времени указанные в представлении нарушения законодательства администрацией Светлогорского сельсовета <адрес> не устранены.

Выводы о нарушении ответчиком п.2 и п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от <дата> №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от <дата> «О концессионных соглашения», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» сделаны Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю при проведении проверки действий администрации Светлогорского сельсовета, выразившиеся в передаче ООО «Типтур» по договорам аренды , , от <дата> муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения без проведения публичных процедур, о чем управлением ответчику направлено предупреждение.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив факт допущенных администрацией Светлогорского сельсовета указанных нарушений, которые не устранены до настоящего времени, признал заявленные прокурором требования, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению, признал незаконным бездействие администрации Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края по не проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества и возложил обязанность организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов муниципального и имущества, передача прав владения которых могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, суд сделал правильные выводы о том, что имущество передано во временное пользование арендатору необоснованно вне процедуры конкурентного отбора и по иным договорам, чем это предусмотрено действующим законодательством - не на основании концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем коммунальной инфраструктуры, в частности обеспечение устойчивого водоснабжения и водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из комплексов спорных объектов не решен, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о наличии со стороны административного ответчика бездействия, и удовлетворении требований прокурора.

То обстоятельство, что объекты муниципального имущества, переданные по договору аренды ООО «Типтур», не зарегистрированы за муниципальным образованием на праве собственности в установленном законом порядке не освобождает ответчика в силу ч.1 ст.3, ч.5 ст.39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от проведения конкурсных процедур на заключение концессионного соглашения. В соответствии с п.15 ч.1 ст.46 Федерального закона "О концессионных соглашениях" распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 794-р утвержден перечень документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента прав на незарегистрированное недвижимое имущество, что не лишает ответчика зарегистрировать право собственности на объекты недвижимого имущества в будущем, то есть в период проведения конкурсных процедур, в связи с чем довод апелляционной жалобы о невозможности передачи незарегистрированных объектов муниципального имущества по концессионному соглашению основан на неверном толковании норм материального права.

При этом судебная коллегия отмечает, что отсутствие зарегистрированного права на указанные объекты муниципального образования Светлогорский сельсовет не являлось препятствием для распоряжение этим имуществом по договорам аренды , , от <дата>, в которых указано, что сдаваемые в аренду объекты принадлежат арендодателю на праве собственности.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполняющего обязанности Главы Светлогорского сельсовета ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: