ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1181/2022 от 08.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Глухова Т.Н.

УИД38RS0033-01-2021-001518-07

Судья-докладчик Абрамчик И.М.

№ 33а-1181/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Каракич Л.Л.

при секретаре судебного заседания Долгих Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1447/2021 по административному исковому заявлению Сизых И.А. к ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании задолженности по обязательным платежам безнадежной ко взысканию

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Сизых И.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2021 г.,

установила:

в обоснование административных исковых требований Сизых И.А. указала, что с 29 января 2005 г. является адвокатом в форме адвокатского образования - адвокатского кабинета. 17 февраля 2021 г. ей стало известно о вынесенном судебном приказе о взыскании с нее недоимки по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019 годы и по пени, на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017, 2018, 2019 годы и по пени. Указывает, что ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска утратила возможность принудительного взыскания указанной недоимки в связи истечением установленного срока для взыскания, а недоимка должна быть признана безнадежной ко взысканию. Окончание срока уплаты фиксированных платежей по страховым взносам за 2017 год – 9 января 2018 г. (окончание срока уплаты страховых взносов было перенесено на первый рабочий день); за 2018 год – 9 января 2019 г. (окончание срока уплаты страховых взносов было перенесено на первый рабочий день); за 2019 год – 31 декабря 2019 г. При этом налоговые уведомления, в сроки, установленные ст. 69, 70 налогоплательщику не выставлялись. Указав, что с 9 ноября 2004 г. состоит на налоговом учете в ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска, как адвокат и ежегодно сдает налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). За спорные периоды 2017, 2018, 2019 годы и за 2016 год ею были сданы налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц форма 3-НДФЛ: за налоговый период 2016 года - отметка налогового органа о поступлении почтой от 12 мая 2017 г.; за налоговый период 2017 года - отметка налогового органа о поступлении почтой от 9 июня 2018 г.; за налоговый период 2018 года - отметка налогового органа о поступлении почтой от 15 мая 2019 г.; за налоговый период 2019 года - отметка налогового органа о поступлении через сайт госуслуг от 31 июля 2020 г. Считает, что из указанных выше деклараций административному ответчику доподлинно было известно, что истец, как адвокат, учредивший адвокатский кабинет, является плательщиком страховых взносов, по крайней мере с 1 января 2017 г.

На основании изложенного административный истец просил суд признать задолженность безнадежной ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной с утратой инспекцией возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45-48, 69, 70 НК РФ сроков по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 руб., за 2018 год в размере 26 545 руб., за 2019 год в размере 29 354 руб., по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019 годы в размере 10 107,57 руб.; по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4 590 руб., за 2018 год в размере 5 840 руб., за 2019 год в размере 6 884 руб., по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017, 2018, 2019 годы в размере 2 119,16 руб.

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований Сизых И.А. отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Сизых И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в административном исковом заявлении. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, судом первой инстанции было установлено обстоятельство, что она с 26 сентября 2002 г. зарегистрирована в качестве адвоката, и состоит на налоговом учете в инспекции. Письменными доказательствами, выданными налоговыми органами, подтверждается, что адвокат Сизых И.А. 26 сентября 2002 г. поставлена на учет в качестве адвоката ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Ею в суд первой инстанции в качестве письменных доказательств были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, с кодом категории налогоплательщика 740 - адвокат, учредивший адвокатский кабинет. В обоснование представления выше указанных доказательств в суд указала, что инспекция знала о наличии у нее статуса адвоката в момент предоставления ею данных деклараций и после получения указанных деклараций обязана была выставить ей требования об уплате страховых взносов. Однако судом данные доводы были отвергнуты как основанные на ошибочном толковании норм налогового законодательства. С учетом представленных в материалы дела письменных доказательств адвокат Сизых И.А. на 1 января 2017 г. состояла на учете в налоговом органе, в ЕГРН содержались данные об адвокате Сизых И.А. По состоянию на 14 августа 2017 г. информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки» содержал информацию о проведении камеральной налоговой проверки в отношении декларации 3-НДФЛ за 2016 год. Следовательно, ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска не позднее чем 26 декабря 2017 г. в отношении адвоката Сизых И.А. должны были быть сформированы списки как плательщика страховых взносов в «Журнале СВ» АИС Налог-3, в автоматическом режиме. И не позднее 31 декабря 2017 г. по сроку уплаты страховых взносов на ОПС и страховых взносов на ОМС 31 декабря текущего года в отношении адвоката Сизых И.А. должны были быть исчислены в фиксированном размере страховые взносы за 2017 год в автоматическом режиме. Доказательства, по какой причине налоговым органом не позднее 26 декабря 2017 г. не были сформированы в отношении нее списки как плательщика страховых взносов, а также не были исчислены в фиксированном размере страховые взносы за 2017 год, налоговым органом суду не представлены. Таким образом, в распоряжении налогового органа по состоянию на 14 августа 2017 г. имелись все ресурсы и документы по администрированию страховых взносов в отношении адвоката Сизых И.А. Бездействие налогового органа привело к существенному пропуску налоговым органом срока на обращение в суд по взысканию недоимки с Сизых И.А., а также нарушению ее прав, свобод и законных интересов. Более того, действующим законодательством сбой в АИС «Налог-3» не является основанием для изменения установленных действующим законодательством сроков подачи административного искового заявления как не предусмотренный законом. Негативные последствия нарушения налоговым органом сроков на подачу административного искового заявления не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сизых И.А. с 26 сентября 2002 г. зарегистрирована в качестве адвоката и состоит на налоговом учете в инспекции.

4 сентября 2020 г. Сизых И.А. начислены страховые взносы за 2017-2019 годы в размере 108839,73 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей, за 2018 год в размере 26545 рублей, за 2019 год в размере 29354 рублей, по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019 годы в размере 10107,57 рублей; по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4590 рублей, за 2018 год в размере 5840 рублей, за 2019 год в размере 6884 рублей, по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017, 2018, 2019 годы в размере 2119,16 рублей.

11 сентября 2021 г. налоговым органом Сизых И.А. направлено требование № 381132833 от 10 сентября 2020 г., которым предложено в срок до 2 октября 2020 г. уплатить задолженность за 2017 год в добровольном порядке.

16 сентября 2020 г. налогоплательщику направлено требование № 381133088 от 15 сентября 2020 г., которым предложено в срок до 7 октября 2020 г. уплатить задолженность за 2018 и 2019 год в добровольном порядке.

9 марта 2021 г. инспекцией подано заявление мировому судье судебного участка №1 Октябрьского района г.Иркутска о вынесении судебного приказа.

9 апреля 2021 г. определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г.Иркутска судебный приказ №2а-447/2021 от 16 марта 2021 г. о взыскании с истца в пользу инспекции задолженности по страховым взносам отменен.

Разрешая заявленные требования и оставляя их без удовлетворения суд первой инстанции исходил из того, что недоимка была выявлена инспекцией 4 сентября 2020 г. в связи с поступлением соответствующей информации из УФНС России по Иркутской области, срок направления требований об уплате задолженности налоговым органом соблюден, как соблюден и шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания задолженности безнадежной к взысканию.

Судебная коллегия не может согласиться с принятым решением по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расчетным периодом в силу положений статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на расчетный период каждого года, в фиксированном размере.

В аналогичном порядке, только без учета дохода плательщика, на каждый расчетный период устанавливается фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу требований статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, исчисляются ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты в срок (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, который приходился на 1 января 2020 г.

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Сам по себе срок для направления требования, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации пресекательным не является, в то же время, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных статьями 70, 69 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда от 22 апреля 2014 г. № 822-О, пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Так с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из ответа межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области на запрос судебной коллегии Сизых И.А. поставлена на учет в качестве адвоката 26 сентября 2002 г.

Из ответа УФНС России по Иркутской области на обращение Сизых И.А. следует, что согласно данным федерального информационного ресурса Единого государственного реестра налогоплательщиков Сизых И.А. поставлена на учет в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска в качестве адвоката 29 ноября 2004 г.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Камеральная налоговая проверка согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Приказами ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@, от 3 октября 2018 г. № ММВ-7-11/569@, от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@ утверждены формы налоговой декларации 3-НДФЛ, а также порядок её предоставления.

В приложениях: к указанным приказам ФНС России приведен Порядок заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (формы 3-НДФЛ), в том числе справочник кодов налогоплательщика. Код категории налогоплательщика 740 указывается адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами и достоверно следует из ответов на обращения Сизых И.А. от 6 июня 2022 г., 30 мая 2022 г. межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области, Сизых И.А. предоставлялись налоговые декларации, как адвокатом, учредившим адвокатский кабинет: за 2016 год – 12 мая 2017 г., за 2017 год – 9 июня 2018 г., за 2018 г. – 15 мая 2019 г., за 2019 г. – 31 июля 2020 г.

Налоговым органом в 2017, 2018, 2019, 2020 г. осуществлялись камеральные налоговые проверки, в ходе которых нарушений не выявлено.

Таким образом, из вышеуказанных доказательств следует, что налоговый орган задолго до 4 сентября 2020 г. обладал сведениями о Сизых И.А. как об адвокате, в связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемая недоимка выявлена только 4 сентября 2020 г. противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств и системного анализа норм налогового законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что днём выявления недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019 годы приходится на 1 января 2018 г., 1 января 2019 г., 1 января 2020 г. соответственно.

Требование об уплате задолженности по оплате страховых взносов за 2017 год выставлено налогоплательщику 10 сентября 2020 г., за 2018 и 2019 годы 15 сентября 2020 г., с существенным нарушением установленного п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока.

Период для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа подлежит исчислению в следующем порядке: 1 января день выявления недоимки + 6 рабочих дней для получения требования + 8 рабочих дней для его исполнения). Соответственно, обратившись 9 марта 2021 г. с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговый орган также пропустил совокупный срок для обращения в суд, установленный статьями 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что согласуется с порядком расчета совокупного срока изложенным в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

В то же время статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).

По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации! от 30 июля 2013 г. № 57 по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В соответствии с абзацем 5 пункта 9 указанного Пленума разъяснено, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г., в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. № 5-КГ17-50.

Изложенное дает убедительную основу для вывода о том, что правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Сизых И.А. требований.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 5 августа 2021 г. по данному административному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Сизых И.А. удовлетворить.

Признать безнадежной задолженность к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной с утратой инспекцией возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45-48, 69, 70 НК РФ сроков по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 руб., за 2018 год в размере 26 545 руб., за 2019 год в размере 29 354 руб., по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019 годы в размере 10 107,57 руб.; по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 4 590 руб., за 2018 год в размере 5 840 руб., за 2019 год в размере 6 884 руб., по пени начисляемым на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017, 2018, 2019 годы в размере 2 119,16 руб.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

Н.Н. ИсаковаЛ.Л. Каракич