Судья Лазарева Е.В. | № 33а-1184/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2019 г. по административному исковому заявлению жилищно-строительного кооператива «Наука» к администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что (.....) администрация Петрозаводского городского округа выдала АО «Строительная компания «ВЕК» разрешение на строительство многоэтажного двухсекционного жилого дома на земельном участке, расположенном в границах зоны охраны объектов культурного наследия. В данной зоне допускается размещение высотных акцентов точечного характера с размерами в плане не выше 30 м, высота рядовой застройки не должна превышать 17 м. Максимальная разрешенная этажность строящегося дома составляет 18 этажей, высота объекта составит около 60 м, что, по мнению административного истца, в два раза превышает установленный предел. Строительство дома привело к оголению бетонно-ленточного фундамента соседнего жилого дома, создает угрозу появления усадочных трещин на торцевой кирпичной стене дома и потери устойчивости, препятствует инсоляции. Ссылаясь на нарушение права на нормальные условия проживания, административный истец просил признать разрешение на строительство незаконным.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит изменить состоявшееся по делу судебное постановление, указав на несоответствие разрешения на строительство требованиям градостроительного законодательства в части разрешения строительства здания высотой, превышающей установленные ограничения в 17 м. В обоснование жалобы указывает, что строящийся жилой дом состоит из 2 секций: пятиэтажной жилой секции архитектурной высотой 18,7 м и шестнадцатиэтажной жилой секции архитектурной высотой 54,2 м. Административный истец не согласен с выводом суда о возведении шестнадцатиэтажной жилой секции с соблюдением ограничений, установленных для зоны регулирования застройки «В». Суд не учел, что возводимый объект является единым жилым зданием, состоящим из двух секций разной этажности. Здание следует рассматривать как единый объект, включающий все конструктивные элементы, инженерные системы и коммуникации. В целях обеспечения безопасности здания при определении его высоты необходимо использовать термин «высота здания (архитектурная)» и учитывать все конструктивные элементы здания, поскольку они могут оказать воздействие на несущие конструкции, увеличить нагрузки на перекрытия, стены, фундамент и основания. При определении высоты здания необходимо учитывать высоту конструктивного элемента за исключением высоты инженерного устройства. Предельный параметр разрешенного строительства объекта капитального строительства с учетом высоты всех конструктивных элементов в зоне регулирования застройки «В» составляет 17 м без каких-либо исключений.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административный ответчик и заинтересованное лицо АО «Строительная компания «ВЕК» просят оставить решение суда без изменения.
Административный ответчик указывает, что земельный участок, на котором ведется строительство дома, расположен в Зоне многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки городского значения (Ог). Градостроительный регламент для указанной зоны предусматривает такой вид разрешенного использования, как многоквартирные жилые дома. Максимальное количество надземных этажей для жилых домов – 25. Согласно проекту предполагается строительство многоквартирного дома переменной этажности 6-17 этажей с техническим этажом. Также земельный участок полностью расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия – зоны регулирования застройки «В», для которой установлено ограничение высоты рядовой застройки до 17 м и размещение высотных акцентов точечного характера с размерами в плане до 30 м. В проектной документации указано на переменную этажность здания: со стороны существующего девятиэтажного жилого дома расположена пониженная пятиэтажная часть здания с техническим этажом. Высота пятиэтажной секции до верха парапета составляет 16,4 м, что соответствует ограничению высоты рядовой застройки. Семнадцатиэтажная секция, являющаяся высотным акцентом точечного характера, имеет архитектурную высоту 54,2 м (размеры в плане 29,2 м х 17,62 м), что соответствует ограничению размещения высотных акцентов точечного характера с размерами в плане, не превышающими 30 м. Общая длина здания 46,1 м, что соответствует ограничению длины зданий до 80 м. Административный истец ошибочно подменяет понятия «размер в плане» (чертеж, изображающий на плоскости вид сверху на сооружение) и «высота» (измерение объекта в вертикальном направлении). На проектную документацию получено положительное заключение экспертизы, предусмотренное ч. 5 ст. 49 ГрК РФ.
АО «Строительная компания «ВЕК» указывает, что довод административного истца об исключительном требовании соблюдения семнадцатиметровой высотности объекта капитального строительства приведен без учета допущения строительства высотных акцентов. В зоне регулирования застройки «В» помимо ограничения высоты рядовой застройки допускается строительство высотных объектов с ограничением пропорций (размеров) в плане, не превышающих 30 м в длину или ширину. Размер в плане 30 м определяется как предельное значение в 30 м по длине и ширине в горизонтальном разрезе здания. Размещение высотных акцентов точечного характера с размерами в плане, не превышающими 30 м, следует понимать как предельный размер разрешенного строительства высотного акцента с ограничением габаритов предельной длины и ширины в горизонтальном разрезе здания (разрезе высотной части здания) 30м и выделяющегося по высоте над рядовой застройкой. При вынесении обжалуемого решения суд учитывал именно архитектурную высоту, которая для пятиэтажной секции составляет 18,7 м, что с учетом допустимого отклонения на 10 процентов свидетельствует об отсутствии нарушений. Высота этой секции до видимого с земли верха парапета составляет 16,4 м. Выше находится западающий внутрь относительно наружных стен здания технический этаж (с архитектурной высотой 18,7 м), представляющий собой выход на кровлю здания с размещением инженерных устройств, антенн и молниеотвода, которые с земли практически не видны. Проведенной экспертизой дано заключение о соответствии проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Высотный фрагмент дома в 17 этажей представляет собой акцент точечного характера. Отсутствуют доказательства наличия реальной угрозы причинения ущерба строительством здания. Требования к уровню освещения нарушены не будут.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика ФИО1 и заинтересованного лица АО «Строительная компания «ВЕК»ФИО2 выразили согласие с решением суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ определен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство. В указанный перечень, в том числе, входят градостроительный план земельного участка (п. 2), материалы, содержащиеся в проектной документации (п. 3), положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (п. 4)
На основании п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в ч. 3 настоящей статьи, в соответствии с п. 1 ч. 3.3 настоящей статьи.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (п. 1); проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 3).
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По делу установлено, что (.....) АО «Строительная компания «ВЕК» обратилось в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером (...) объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом с подземным паркингом и размещением в нижних этажах объектов торгового, бытового и общественного назначения по (...) в (.....)» общей площадью (...), площадью застройки (...)
К заявлению были приложены выписка из Единого государственного реестра недвижимости, градостроительный план земельного участка, проектная документация, положительное заключение экспертизы проектной документации, проект организации строительства и отчет об оценке воздействия планируемой деятельности.
(.....) административный ответчик выдал АО «Строительная компания «ВЕК» разрешение на строительство (...)
Основания для отказа в выдаче такого разрешения по мотивам непредставления необходимых документов у административного ответчика отсутствовали.
В обоснование заявленных требований о незаконности действий административного ответчика административный истец ссылается на недопустимую высотность здания, планируемого к строительству.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (.....) зарегистрировано право собственности АО «Строительная компания «ВЕК» на земельный участок с кадастровым номером (...), площадью (...), категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными в нижних этажах объектами бытового, торгового и иного общественного назначения, территориальная зона Ог – зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки городского значения.
В градостроительный план земельного участка внесены сведения о расположении участка в указанной территориальной зоне, предельном количество надземных этажей для жилых домов – 25, полном расположении участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия – зоны регулирования застройки «В».
В соответствии с п. 3.2.1 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 № 33, в зоне регулирования застройки сохраняется система исторической планировки, сохранившиеся ее фрагменты и ценные элементы ландшафта, закрепляется или восстанавливается градоформирующее значение памятников в архитектурно - пространственной организации населенного пункта, обеспечиваются благоприятные условия их зрительного восприятия, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятников, цельность композиции охраняемых архитектурных комплексов или ландшафта.
Согласно распоряжению Председателя Правительства Республики Карелия от 05.09.1996 № 518-р для зоны регулирования застройки «В» установлен следующий режим использования: ограничение высоты рядовой застройки до 17 м; ограничение длины зданий до 80 м; размещение высотных акцентов точечного характера с размерами в плане, не превышающими 30 м; применение традиционного периметрального характера застройки; сохранение исторической планировочной структуры.
Аналогичные ограничения установлены таблицей 8.1 Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361.
Проверяя соответствие высоты планируемого к постройке здания, суд первой инстанции установил, что согласно п. 3.2.2.3 положительного заключения экспертизы ООО «Строительная экспертиза», представленного административному ответчику вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, архитектурная высота пятиэтажной жилой секции определена равной 18,7 м, что с учетом допущения десятипроцентного отклонения свидетельствует об отсутствии нарушений требований к высоте.
Относительно же архитектурной высоты шестнадцатиэтажной секции, равной 54,2 м, суд обоснованно указал, что она является высотным акцентом.
Согласно Методическим рекомендациям по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места, являющихся приложением к письму Минкультуры России от 28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ, под акцентом архитектурным (градостроительным) понимается композиционный элемент (здание, сооружение, скульптура и др.), выделяющийся благодаря своим характеристикам (высота, масштабность, центральное местоположение) на фоне других элементов городской среды.
Поскольку размер в плане шестнадцатиэтажной секции не превышает 30 м, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче заинтересованному лицу разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы о едином характере здания и нераздельности его конструктивных элементов основаны на ошибочном токовании норм действующего законодательства, регулирующего архитектурно-планировочные параметры.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2019г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи