ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11879/16 от 26.10.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Ваншейд А.К. Дело № 33а-11879/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.

судей Бакланова Е.А., Титовой В.В.

при секретаре Усачевой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Барнаула

на решение Центрального районного г. Барнаула суда Алтайского края от 25 июля 2016 года по делу по административному иску прокурора города Барнаула к администрации города Барнаула о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации города Барнаула от 31 марта 2016 года № 460 утверждены Требования к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее – Требования).

В пунктах 3.1-3.4 данных Требований закреплены требования, предъявляемые к содержанию правовых актов о нормировании в сфере закупок, разрабатываемых администрацией города и утверждаемых постановлением администрации (правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Барнаула и подведомственных им казенных учреждений; правила определения требований к закупаемым муниципальными органами города Барнаула и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)) (пункт 2.1. Требований), а также актов, разрабатываемых муниципальными органами города Барнаула и утверждаемых в виде актов, имеющих нормативный правовой характер (нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов города Барнаула и подведомственных им казенных учреждений; требования к закупаемым муниципальными органами города Барнаула и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)) (пункт 2.2. Требований).

Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вечерний Барнаул» от 12 апреля 2016 года № 51.

Прокурор города Барнаула обратился в суд с административным иском к администрации города Барнаула о признании противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Требований.

Заявленные требования обоснованы тем, что в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 476 утверждены Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (далее – Общие требования). Из содержания части 4 статьи 19 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что принимаемые местными администрациями нормативные правовые акты должны соответствовать положениям Общих требований.

Согласно пункту 4 Общих требований общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемые заказчиками, должны:

а) содержать порядок формирования и утверждения Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией перечня отдельных видов товаров, работ, услуг (далее - перечень), требования к потребительским свойствам которых (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены) устанавливают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определяющий:

состав информации, включаемой в перечень;

порядок применения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности при формировании перечня;

порядок выбора потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в отношении которых требуется установить нормативные значения;

требования к определению показателей, характеризующих потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики (в том числе предельные цены) закупаемых товаров, работ, услуг;

критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров, работ, услуг для включения в перечень;

б) содержать примерную форму перечня.

Вместе с тем пункты 3.2, 3.4 Требований не соответствуют вышеприведенному пункту 4 Общих требований и Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2015 года № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», поскольку предусматривают иной состав информации, подлежащей включению в соответствующие правовые акты.

В соответствии с пунктом 5 Общих требований общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) должны содержать:

а) классификацию затрат, связанных с закупкой товаров, работ, услуг;

б) условия определения порядка расчета затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

в) порядок определения показателя численности основных работников указанных органов и учреждений, применяемого при необходимости для расчета нормативных затрат.

Пункты 3.1, 3.3 Требований не соответствуют данной норме, поскольку предусматривают иной состав информации, подлежащей включению в соответствующие правовые акты.

11 мая 2016 года прокуратурой города главе администрации города Барнаула принесен протест на постановление администрации города Барнаула от 31 марта 2016 года № 460 с требованием привести нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством. Письмом администрации города Барнаула от 20 мая 2016 года прокурору сообщено, что протест отклонен.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет муниципального заказа города Барнаула.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 25 июля 2016 года (с учетом определения об исправлении описки от 23 сентября 2016 года) прокурору в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор города Барнаула просит отменить решение суда, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что судом не дана оценка доводам, изложенным в административном иске.

В возражениях на апелляционное представление Администрация города Барнаула ссылается на его необоснованность.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав прокурора, настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, представителей Администрации города Барнаула, комитета муниципального заказа г.Барнаула, возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о контрактной системе в сфере закупок под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

В силу части 3 статьи 19 данного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Из содержания вышеприведенных норм следует, что принимаемые местными администрациями правовые акты должны соответствовать общим правилам нормирования, предусмотренным частью 3 названной выше статьи, в частности общим требованиям к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, установленным Правительством Российской Федерации.Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 476 (далее – Общие требования).

Согласно пункту 1 Общих требований настоящий документ определяет общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения следующих правовых актов:

а) Правительства Российской Федерации, утверждающих:

общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками;

общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

б) Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций, утверждающих:

требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

в) государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, утверждающих:

нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения);

требования к закупаемым ими, соответственно их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и указанными выше Общими требованиями 31 марта 2016 года постановлением Администрации города Барнаула № 460 утверждены Требования к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок и обеспечения нужд городского округа – города Барнаула Алтайского края (далее – Требования).

Пунктом 2.1 Требований предусмотрено, что администрацией города разрабатываются и утверждаются постановлением администрации города следующие правовые акты:

а) правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Барнаула и подведомственных им казенных учреждений;

б) правила определения требований к закупаемым муниципальными органами города Барнаула и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

В силу пункта 2 Требований муниципальными органами города Барнаула разрабатываются и утверждаются в виде актов, имеющих нормативный правовой характер, следующие правовые акты:

а) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов города Барнаула и подведомственных им казенных учреждений;

б) требования к закупаемым муниципальными органами города Барнаула и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Согласно пункту 3.1 Требований правовой акт, указанный в подпункте «а» пункта 2.1 Требований, должен определять:

а) порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы расчета;

б) обязанность муниципальных органов города Барнаула определить порядок расчета нормативных затрат, для которых порядок расчета не определен постановлением администрации города;

в) требование об определении муниципальными органами города Барнаула нормативов количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированных по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

В соответствии с пунктом 3.2 Требований правовой акт, указанный в подпункте «б» пункта 2.1 Требований, должен определять:

а) порядок определения значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг;

б) порядок отбора отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых муниципальными органами города Барнаула, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями;

в) форму ведомственного перечня.

Пунктом 3.3 Требований предусмотрено, что правовой акт, указанный в подпункте «а» пункта 2.2 Требований, должен содержать:

а) порядок расчета нормативных затрат, для которых Правилами определения нормативных затрат не установлен порядок расчета;

б) нормативы количества и (или) цены товаров, работ, услуг, в том числе сгруппированные по должностям работников и (или) категориям должностей работников.

В пункте 3.4 Требований установлены требования к содержанию правового акта, указанного в подпункте «б» пункта 2.2 Требований:

а) наименование заказчиков (подразделений заказчиков), в отношении которых устанавливаются требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);

б) перечень отдельных видов товаров, работ, услуг с указанием характеристик (свойств) и их значений.

Обращаясь в суд с административным иском, прокурор г. Барнаула ссылался на противоречие пунктов 3.2, 3.4 Требований положениям пункта 4 Общих требований и на противоречие пунктов 3.1, 3.3 Требований пункту 5 Общих требований.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования пункта 4 Общих требований, в нем закреплены требования, предъявляемые к содержанию Общих правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым заказчиками, утверждаемых силу пункта 2 части 3 статьи 19 Закона о контрактной системе в сфере закупок и подпункта «а» пункта 1 Общих требований актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 5 Общих требований, которому, по мнению административного истца, не соответствуют пункты 3.1, 3.3 Требований, регламентируется содержание Общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения), в силу вышеприведенных норм также утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к правовым актам местных администраций, указанным в абзаце втором подпункта «б» пункта 1 Общих требований, определяющим требования к порядку разработки и принятия правил определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им казенных учреждений; правил определения требований к закупаемым муниципальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг); нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов и подведомственных им казенных учреждений; требования к закупаемым муниципальными органами и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров работ, услуг), требования к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения закреплены в пункте 6 Общих требований и включают в том числе:

а) требования к правовой форме, порядку согласования указанных актов и срокам утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок;

б) случаи внесения изменений в указанные акты;

в) требование об обязательном обсуждении указанных актов в целях осуществления общественного контроля, а также порядок такого обсуждения;

г) порядок рассмотрения проектов актов, указанных в абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего документа, на заседаниях соответствующих общественных советов.

Данным требованиям постановление администрации города Барнаула от 31 марта 2016 года № 460 соответствует.

Вопреки утверждению прокурора г. Барнаула, иных требований, предъявляемых к правовым актам местных администраций, утверждающим требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 476 не содержит.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы апелляционного представления о несоответствии пунктов 3.2, 3.4 Требований Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2015 года № 926, которым утверждены Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), признаются несостоятельными, поскольку данный нормативный правовой акт не устанавливает требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Доводы апелляционного представления не могут повлиять на отмену решения, все они проверялись судом первой инстанции, им дана правильная судебная оценка, что нашло обстоятельное отражение в решении и с такой оценкой суд апелляционной инстанции соглашается.

Нормы материального права судом применены правильно, существенных процессуальных нарушений по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционного представления и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного г. Барнаула суда Алтайского края от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Барнаула – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: