ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11934/19 от 13.08.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Королев Р.В. Дело № 33а-11934/2019

Учет № 021а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 августа 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,

при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об оспаривании решения.

Выслушав административного истца - несовершеннолетнюю ФИО1 и ее законного представителя - Сайфуллину А.Д. в поддержку апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее по тексту – МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани») об оспаривании решения от 19 марта 2019 года № 04-33-1294 об отказе в рассмотрении ее заявления о снижении брачного возраста.

В обоснование заявленных требований указано, что 14 марта 2019года она обратилась к административному ответчику с заявлением о снижении брачного возраста, в рассмотрении которого ей было отказано ввиду того, что она не представила документы, подтверждающие особые обстоятельства для снижения брачного возраста.

На этом основании ФИО1 просила вышеуказанное решение муниципального органа отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что особыми обстоятельствами являются фактически сложившиеся брачные отношения между ней и ФИО7, <дата> года рождения.

В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 и ее законный представитель – Сайфуллина А.Д. заявленные требования поддержали.

Представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» Шайхаттаров Р.М. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

С решением суда не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного решения. В обоснование жалобы указывает, что привлечение ФИО7 к уголовной ответственности не является основанием для выводов об отсутствии фактических брачных отношений и, следовательно, для отказа в ее заявлении о снижении брачного возраста. Отсутствие встреч с ПоповымМ.А. с 15 октября 2018 года связано с лишением его свободы, и не зависит от их взаимного волеизъявления. Отказ в снижении брачного возраста, по ее мнению, нарушает права, гарантированные ей Конституцией Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и ее законный представитель – Сайфуллина А.Д. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право лицу обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняется здоровье людей (статья 7), материнство и детство (статья 38), а права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17).

Основываясь на Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года, согласно преамбуле которой ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное злоупотребление (статья 19), защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34).

Законодательное установление минимального брачного возраста как меры по упразднению детских браков и установление при необходимости надлежащих наказаний предписывает и Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в Нью-Йорке 10 декабря 1962 года в рамках ООН), согласно статье 2 которой не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам.

Федеральный законодатель, руководствуясь пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в статье 13 Семейного кодекса Российской Федерации установил брачный возраст, равный восемнадцати годам, при этом предусмотрел право органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, по их просьбе и при наличии уважительных причин разрешать вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (пункты 1 и 2), а также право субъектов Российской Федерации своими законами определять порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Семейного кодекса Республики Татарстан брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 14 марта 2019 года несовершеннолетняя ФИО1, <дата>года рождения, обратилась в МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета города Казани» с заявлением о снижении брачного возраста с целью регистрации брака с гражданином ФИО7<дата> года рождения. В в качестве особых обстоятельств в своем заявлении она указала о фактически сложившихся между ними отношениях, совместном проживании и ведении совместного хозяйства.

Как следует из ответа, представленного ФИО1 МКУ«Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» 19 марта 2019 года № 04-33-1294, заявителю было отказано в рассмотрении заявления о снижении брачного возраста по причине непредоставления документа, подтверждающего особые обстоятельства для снижения брачного возраста.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, пришел к выводу о законности решения административного ответчика.

С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 30 мая 2013 года № 5060 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на снижение брачного возраста несовершеннолетнего гражданина старше шестнадцати лет (далее по тексту - Административный регламент).

Согласно пункту 2.2 указанного Административного регламента, разрешение на снижение брачного возраста может быть выдано Администрациями Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета города Казани; Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета города Казани; Кировского и Московского районов Исполнительного комитета города Казани; Советского района Исполнительного комитета города Казани по месту регистрации несовершеннолетнего.

В соответствии с пунктом 2.5 Административного регламента, при обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в том числе документ, подтверждающий особые обстоятельства для снижения брачного возраста (справку из женской консультации о беременности и др.).

Как усматривается из приведенной нормы, перечень документов, которые должны быть представлены заявителем в подтверждение особых обстоятельств для снижения брачного возраста, не является исчерпывающим. Во избежание произвольного и необоснованного снижения брачного возраста нормативно установлено лишь общее условие документального подтверждения фактов, на которых основывает необходимость снижения брачного возраста заявитель.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что ФИО7, <дата> года рождения, осужден приговором Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 ноября 2018 года по части 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы сроком один год шесть месяцев. На основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 июля 2017года и окончательно назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В период рассмотрения данного административного дела ФИО7 продолжает отбывать наказание. Согласно данному приговору, потерпевшей признана несовершеннолетняя ФИО1

В то же время, как пояснила суду апелляционной инстанции ФИО1, она желает продолжать с ФИО7 общение и создать с ним семью. Препятствием для общения в настоящее время она называет обстоятельства, связанные с нахождением ФИО7 в местах лишения свободы. При этом полагает, что заключение ею брака с ФИО7 позволит восстановить с ним общение на законных основаниях.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о снижении брачного возраста административным истцом не были представлены документы, необходимые для подтверждения особых обстоятельств для снижения брачного возраста, как это требуется в соответствии с Административным регламентом и необходимо для рассмотрения заявления ФИО1 Данный факт ФИО1 и ее законным представителем не оспаривался.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств настоящего административного дела, в контексте приведенных норм законодательства и Административного регламента, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности действий МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани» при рассмотрении заявления ФИО1 о снижении брачного возраста.

Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, данный отказ не препятствует в реализации прав и законных интересов административного истца, поскольку не лишает ее права повторного обращения к административному ответчику с соответствующим заявлением в установленном порядке и с приложением документов, подтверждающих особые обстоятельства для снижения брачного возраста.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции административного истца, изложенной в поданном административном исковом заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановленного судебного решения у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи