Судья Савватеева М.А. Дело 33а-11939/2021
УИД 24RS0031-01-2020-000930-77
А-3.024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мирончика И.С.,
судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назаровского межрайонного прокурора Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Назарово Красноярского края о признании действий незаконными
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Назарово Красноярского края по доверенности ФИО1,
по апелляционной жалобе руководителя заинтересованного лица ООО «Тепло» ФИО2
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 6 июля 2021 года, которым постановлено:
«Требования административного искового заявления Назаровского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Назарово Красноярского края о признании действий незаконными, удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации г. Назарово Красноярского края по включению в муниципальную собственность тепловую сеть, расположенную по адресу: Красноярский край, город Назарово от ТК-р-0115 до ТК-р-0116м и от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 ул. Боровая.
Обязать администрацию города Назарово Красноярского края исключить из распоряжения от 3 августа 2020 года № 240-р «О включении тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и муниципальную казну» тепловую сеть, расположенную по адресу: Красноярский край, город Назарово от ТК-р-0115 до ТК-р-0116м и от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 ул. Боровая в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Назаровский межрайонный прокурор Красноярского края Смыкалов Д.Ю. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе закупок в области топливно-энергетического комплекса в соответствии с решением о проведении проверки от 08 мая 2019 года № 152. Установлено, что постановлением Администрации г. Назарово Красноярского края от 23 октября 2015г. № 1850-п тепловая сеть по адресу: Красноярский край, г. Назарово от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 ул. Боровая (далее теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0117) признана бесхозяйной и передана в ООО «Тепло» для эксплуатации.
В ответе на представление Назаровского межрайонного прокурора от 13 декабря 2017г. о бездействии администрации г. Назарово по постановке на учет в органах Росреестра в порядке ст.225 ГК Российской Федерации бесхозяйной теплосети от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 административным ответчиком сообщено об отсутствии возможностей по постановке объекта на учет.
Распоряжением администрации г. Назарово от 3 августа 2020г. № 240-р «О включении тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и муниципальную казну», согласно которому теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0116 и от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 принята в муниципальную собственность города.
Постановлением администрации г. Назарово от 7 августа 2020г. № 792-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Назарово от 23 октября 2015г. № 1850-п теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 исключена из перечня бесхозяйных тепловых сетей города.
Издание распоряжения № 240-р является незаконным по следующим основаниям.
В распоряжении № 240-р указан 1990 год ввода в эксплуатацию данной тепловой сети. Однако теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 построена самостоятельно гражданами, проживающими на ул. Боровой, в целях теплоснабжения своих частных домовладений. Денежные средства государства либо государственных предприятий на ее создание не расходовались. Доказательства государственной собственности на теплосеть отсутствуют. Ссылка в распоряжении № 240-р на решение Назаровского городского Совета депутатов от 12 февраля 1992 № 08 является необоснованной, поскольку оно не содержит в перечне объектов указанную теплосеть.
В настоящее время не имеется информации о собственнике теплосети от ТК-р0115 до ТК-р-0117.
Действия администрации г. Назарово по признанию теплосети от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 муниципальной собственностью повлекли за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могут заявить о своем праве собственности на теплосеть в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Назаровский межрайонный прокурор Красноярского края просил признать незаконными действия администрации г. Назарово Красноярского края по включению в муниципальную собственность тепловой сети по адресу: Красноярский край, г. Назарово от ТК-р-0115 до ТК-р-0116м и от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 ул. Боровая, обязать администрацию г. Назарово Красноярского края исключить из распоряжения от 3 августа 2020 года № 240-р «О включении тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и муниципальную казну» указанную тепловую сеть.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Назарово Красноярского края по доверенности ФИО1 просила отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства по делу. Суд не учел того, что на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991г. №3020-1 объекты инженерной инфраструктуры г. Назарово являются муниципальной собственностью.
В апелляционной жалобе руководитель заинтересованного лица ООО «Тепло» ФИО2 просил отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, так как объекты инженерной инфраструктуры города Назарово Красноярского края являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Назаровская ГРЭС» по доверенности ФИО3, старший помощник Назаровского межрайонного прокурора Красноярского края Кирильчук О.П. каждый в отдельности просили оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
В пояснениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю по доверенности ФИО4 указала, что 2 июля 2021года в ЕГРН осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности муниципального образования город Назарово Красноярского края на сооружение с кадастровым № 24:54:0101007:1552 по адресу: г. Назарово, от ТК-р-0115 до ТК-р- 0116м (ул. Боровая), от ТК-р-0116м до ТК-р-0117.
Заслушав представителя заинтересованного лица ООО «Тепло» по доверенности ФИО5, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя АО «Назаровская ГРЭС» по доверенности ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., согласившихся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 названного федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года N 424, объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В силу п.п. 1,2 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Назарово Красноярского края от 23.10.2015г. №1850-п тепловая сеть по адресу: Красноярский край, г. Назарово от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 ул. Боровая признана бесхозяйной и передана ООО «Тепло» для эксплуатации (л.д. 23-25).
Распоряжением администрации г. Назарово Красноярского края от 03.08.2020 г. № 240-р на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0116м и от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 ул. Боровая принята в муниципальную собственность г. Назарово Красноярского края.
07.08.2020г. администрацией г. Назарово издано постановление № 792-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Назарово от 23.10.2015 г. № 1850-п «Об утверждении перечня бесхозяйных тепловых сетей», в соответствии с которым теплосеть от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 исключена из перечня бесхозяйных тепловых сетей города.
Удовлетворяя административные исковые требования Назаровского межрайонного прокурора Красноярского края, суд первой инстанции исходил из того, что спорная тепловая сеть в реестре муниципального имущества не значилась, построена жителями города Назарово в 90-х годах, никаких документов, подтверждающих право собственности на теплосеть, не имеется. Органом местного самоуправления нарушена процедура принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о возможности удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии со ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964года, государство являлось единым собственником всего государственного имущества. В указанный период действовала презумпция государственной собственности на любые объекты, если не имелось доказательств принадлежности их на праве собственности иному лицу, закрепленная Постановлением Пленума Верховного суда РСФСР от 24.06.1925 г. «О презумпции (предложении) права собственности государства на спорное имущество».
В связи с чем, до момента разграничения государственной собственности в силу ст. 94 ГК РСФСР единым собственником всего государственного имущества являлось государство.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К таким объектам в силу абз.4 п. 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки Президентом Российской Федерации 22 декабря 1993 г. издан Указ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"№ 2265.
Пунктом 1 Указа установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997г. № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не учтено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судебная коллегия считает, что в нарушение указанных правил распределения бремени доказывания прокурор так и не предоставил достоверных доказательств того, что действиями администрации г.Назарово по включению в муниципальную собственность тепловой сети от ТК-р-0115 до ТК-р-0117 ул. Боровая нарушаются права каких-либо граждан и(или) юридических лиц.
Более того, прокурор, по мнению судебной коллегии, избрал неверный способ защиты права, поскольку само распоряжение от 3 августа 2020г. № 240-р «О включении тепловых сетей в реестр муниципальной собственности и муниципальную казну» им не оспаривалось, в то время как по сообщению Управления Росреестра по Красноярскому краю, 02.07.2021 г. в ЕГРН осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности муниципального образования города Назарово Красноярского края на сооружение с кадастровым номером 24:54:0101007:1552 по адресу: г. Назарово, от ТК-р-0115 до ТК-р- 0116м (ул. Боровая), от ТК-р-0116м до ТК-р-0117 на основании указанного распоряжения от 3 августа 2020г. № 240-р и Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. №3020-1.
Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Однако прокурор не заявил требований об оспаривании зарегистрированного права на недвижимое имущество.
Кроме того, по смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
В связи с чем судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора в заявленном виде.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 6 июля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Назаровского межрайонного прокурора Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Назарово Красноярского края о признании действий незаконными.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: