ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11968/2016 от 05.09.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Козлова Н.А.

33а-11968/2016 014а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2016 года

г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Полынцева С.Н.,

судей: Пашковского Д.И., Тихоновой Т.В.,

при секретаре Назарове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.,

материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (Государственное учреждение), Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска (Государственное учреждение) о признании незаконными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014, решения

по апелляционной жалобе ФИО1,

на решение Советского районного суда г.Красноярска от 31 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требования в полном объеме.

Заслушав докладчика, Судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (Государственное учреждение), Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска (Государственное учреждение) о признании незаконными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014, решения

Требования мотивированы тем, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве ИП 21.04.2009, прекратил деятельность 20.07.2015. УПФ в Октябрьском районе г.Красноярска направлено требование от 15.09.2015 № 034005400149391 об уплате недоимки по страховым взносам за 2014 в размере 110 993,86 рублей, пеней в размере 8447,48 рублей.

Решением ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю от 15.01.2016, жалоба на данное требование оставлена без удовлетворения. Полагает вышеуказанные требование и решение ответчиков являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, как плательщика страховых взносов в сфере предпринимательской деятельности. ПФР неверно толкует норму п. 8 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ. Так, согласно декларации за 2014 года его доход составил 98 561 рублей. Однако УПФ ошибочно смешивает понятие дохода, полученного от предпринимательской деятельности, с понятием валовый оборот, который составил 19 310 689 рублей, из которого необоснованно исчислена недоимка по страховым взносам.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С данным решением не согласился ФИО1, обжаловав его. В жалобе просит отменить решение суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 150, 307 КАС РФ, Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представлении в их отсутствие.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3, ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 2).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5).

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 7).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, с 21.04.2009 ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов, 20.07.2015 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

За 2014 Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска (Государственное учреждение) выявлена задолженность по страховым взносам, о чем 15.09.2015 ФИО1 по почте заказным письмом направлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, со сроком уплаты до 06.10.2015.

Не согласившись с указанным требованием административный истец обжаловал его.

Уведомлением Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (Государственное учреждение) от 24.12.2015 ФИО1 было сообщено о том, что рассмотрение его жалобы назначено на 15-00 13.01.2016, также разъяснено вправо присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении жалобы и давать необходимые пояснения (л.д. 43).

Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (Государственное учреждение) от 15.01.2016 жалоба ФИО1 на вышеуказанное требование оставлена без удовлетворения.

22.03.2016 ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г.Красноярска с настоящим административным иском об оспаривании указанного выше Требования и Решения.

Административным ответчиком были представлены доказательства, подтверждающие уведомление ФИО1 о неуплате им страховых взносов за 2014, в связи с чем Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Красноярска (Государственное учреждение) принято оспариваемое Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.09.2015 со сроком уплаты до 06.10.2015.

Процедура направления Требования и Решения административным истцом соблюдена.

Расчет недоимки произведен правильно.

Действующее законодательство не предусматривает, что орган контроля за уплатой страховых взносов, пени, штрафов обязан удостовериться в получении плательщиком страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, направленного по почте заказным письмом.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд правильно исходил из того, что обязанность по уплате страховых взносов административным истцом не исполнена, основания для освобождения административного истца от обязанности по уплате недоимки по страховым взносам отсутствуют.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, основаны на законе, материалах дела и оценке доказательств, данной в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, Судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Красноярска от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи