Судья Курунин С.В. Дело № 33а-119/2018
А-024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при секретаре Копейкиной Т.В.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Гайдук О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Норильска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг,
по апелляционному представлению помощника прокурора г.Норильска Красноярского края Батралиева Р.Ш.
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 августа 2017 года, которым постановлено:
«Административный иск прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Норильска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Норильска в части невыполнения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг по решению вопросов: о выдаче архитектурно-планировочного задания; о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства; об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Обязать администрацию г. Норильска в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг по решению вопросов: о выдаче архитектурно-планировочного задания; о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства; об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Норильска Красноярского края обратился с административным иском, просил признать незаконным бездействие администрации г. Норильска в части невыполнения требований Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в следующих сферах: выдача архитектурно-планировочного задания; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства; предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; принятие решения об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок; размещение нестационарных торговых объектов, поскольку это нарушает требования ст.ст. 5, 6, 11, 12, 29 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сроки, необходимые для прохождения процедур согласования проектов регламентов, как предусмотренные законом, так и правовыми актами администрации г. Норильска, прошли. Бездействие администрации г. Норильска приводит к нарушению прав граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г. Норильска, поскольку ни порядок, ни стандарт, ни административные процедуры предоставления муниципальных услуг в вышеперечисленных сферах не урегулированы. По указанным основаниям прокуратурой г. Норильска руководителю администрации города внесено представление, с которым администрация не согласилась.
Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования г.Норильск в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать указанные выше административные регламенты предоставления указанных муниципальных услуг.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Норильска Красноярского края Батралиев Р.Ш. просил решение суда изменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1 просила решение в части удовлетворения требований прокурора отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку иск не основан на законе. В связи с принятием градостроительного кодекса РФ устранена обязанность муниципального образования по выдаче архитектурно-планировочного задания, которое полностью заменяет градостроительный план земельного участка. Постановлением администрации г.Норильска от14.01.2017г. №14 утвержден «Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», которым урегулированы вопросы предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом судом не учтено что предоставление таких субсидий не является муниципальной услугой. Принятие решения об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок не является муниципальной услугой. Организация перевозок по муниципальному маршруту возможна только после проведения соответствующего открытого конкурса. Вопросы установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок уже урегулированы «Порядком установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования город Норильск», утв. постановлением администрации г.Норильска от 13.01.2016г. №18.
Заслушав объяснения прокурора Гайдук О.В. просившую об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В силу п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
В соответствии с ч.1,ч.2 ст.12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
В силу статьи 13 указанного Федерального закона разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
В соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления городского округа относятся, в том числе: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (пункт 26); создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (пункт 33).
В соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, оказываемых администрацией г. Норильска, утвержденным Постановлением администрации г. Норильска от 31.12.2010 № 540, регламент разрабатывается на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Красноярского края, муниципальных правовых актов г. Норильска, устанавливающих критерии, сроки и последовательность административных процедур, и (или) принятия решений, а также иные требования к порядку оказания услуги, с учетом положений настоящего Порядка (пункт 3.1). Регламент разрабатывается органами, оказывающими услуги, на услуги, включенные в Реестр услуг, оказываемых администрацией г. Норильска (пункт 3.2). Регламент утверждается Постановлением администрации г. Норильска (пункт 3.3).
Статьей 2 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определено, что архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствий со ст. 3 данного Федерального закона заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.
При этом в соответствии со ст.2 указанного Федерального закона архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Согласно ч.ч.1-3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.11 ФЗ РФ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.12 ФЗ РФ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с ч.1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
В силу ч.ч.1,3,5,7 ст. 10 ФЗ РФ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 части 1 статьи 17 ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, пунктом 4 которых предусмотрено, что включение объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по инициативе органов местного самоуправления.
Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края. Порядком определено, что схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 марта 2017 года прокуратурой г. Норильска Красноярского края в адрес администрации г. Норильска внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части непринятия ряда административных регламентов.
21.04.2017 г. администрацией г. Норильска Красноярского края прокурору дан ответ о том, что выдача архитектурно-планировочного задания; предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства; предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; принятие решения об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок; размещение нестационарных торговых объектов не относится к видам муниципальных услуг, требующим разработки административных регламентов.
Рассматривая требования прокурора г. Норильска Красноярского края в части установления административного регламента предоставления муниципальной услуги по решению вопроса о выдаче архитектурно-планировочного задания, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующим законодательством на муниципалитеты возлагается обязанность по заявлению заказчика выдавать архитектурно-планировочное задание. Проанализировав характер оказания услуги о выдаче архитектурно-планировочного задания, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная деятельность относится к муниципальной деятельности по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, в связи с чем порядок ее осуществления и стандарт должны быть закреплены в административном регламенте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности, ФЗ РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», которым до настоящего времени архитектурно-планировочное задание предусмотрено в качестве документа, содержащего положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
По мнению судебной коллегии, закрепленный градостроительным кодексом РФ градостроительный план земельного участка, не отменяет возможность и необходимость выдачи архитектурно-планировочного задания, поэтому регламент оказания такого рода услуги должен быть принят и в муниципальном образовании г.Норильск Красноярского края.
Удовлетворяя требования прокурора г. Норильска Красноярского края в части утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции, исходил из того, что постановление администрации г. Норильска от 17 января 2014 г. № 14 об утверждении Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства хотя и является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления муниципальной услуги, однако содержит не все вопросы, включенные в структуру административного регламента, поэтому на ответчика возложена обязанность разработать регламент по данному вопросу.
С данными выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку утвержденный постановлением администрации г. Норильска от 17 января 2014 г. № 14 «Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» полностью регламентирует предусмотренные ст.78 БК РФ и ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» взаимные права и обязанности органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам предоставления субсидий, и разработка административного регламента в г.Норильске Красноярского края является излишней.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора г. Норильска Красноярского края в части принятия административного регламента, регулирующего предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции исходил из положений пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ и отсутствия в законодательстве норм, устанавливающих заявительный порядок предоставления субсидий указанным организациям.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что предоставление таких субсидий не является муниципальной услугой, исходя из содержания и смысла ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Удовлетворяя требования прокурора г. Норильска Красноярского края в части принятия административного регламента установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, суд не учел, что такого рода деятельность органа местного самоуправления не является муниципальной услугой по смыслу ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Установление и изменение указанных маршрутов является лишь одним из этапов организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, после чего в силу ст.21 ФЗ РФ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проводится открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, и по смыслу закона разработка административного регламента не в требуется в том положении, что постановлением администрации г. Норильска от 13.01.2016 № 18 утвержден «Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования город Норильск», которым регламентированы вопросы, касающиеся корреспондирующих друг другу прав и обязанностей органа местного самоуправления и заинтересованных лиц в данной области.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора г. Норильска Красноярского края в части принятия административного регламента размещения нестационарных торговых объектов, суд первой инстанции исходил из того, что включение объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов по инициативе (по запросам) физических или юридических лиц действующим законодательством, в частности, ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95, не предусмотрено.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, так как юридически значимым в данном случае является, то является ли данная услуга муниципальной или нет.
Исходя из взаимосвязанных положений ст. 39.33, ст. 39.36 ЗК РФ, ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" применительно к ст. 2 ФЗ от 21.07.2014 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» судебная коллегия считает, что обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования лица, осуществляющие торговлю, инициируют реализацию функций органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, то есть субъект предпринимательской деятельности обращается за муниципальной услугой, которая должна быть ему оказана. Более того, отсутствие административного регламента такой муниципальной услуги создает предпосылки для коррупции в данной сфере общественных отношений.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 августа 2017 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации г. Норильска по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Норильска Красноярского края в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования г. Норильска разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, об установлении, изменении и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 августа 2017 года отменить в части требований прокурора г.Норильска об обязании разработки административного регламента предоставления муниципального услуги размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск.
Принять в этой части новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования прокурора г. Норильска Красноярского края, обязать администрацию г. Норильска Красноярского края в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент предоставления муниципальных услуг по подготовке и выдаче разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск.
В остальной части решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи: