ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1202/20 от 22.06.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Белоглазов В.С. Дело № 33а-1202/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Колесова Р.Н. и Пелевиной Н.В.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре Патемкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-174/2020 (УИД 44RS0001-01-2020-000216-98) по апелляционному представлению прокурора Островского района Костромской области и апелляционной жалобе Антонова Александра Сергеевича на решение Островского районного суда Костромской области от 22 апреля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Антонова Александра Сергеевича.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., заключение прокурора Хрящевой Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что приговором Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года Антонов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ к 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, начало срока – 07.03.2020 года, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 с 20.03.2020 года, освобождается из учреждения 20.05.2020 года. Решением Костромского районного суда Костромской области от 19.03.2019 года в отношении Антонова А.С. установлен административный надзор на срок до погашения судимости по приговору того же суда от 20.11.2018 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, определенные этим органом, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося постоянным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время в период с 22 часов до 06 часов следующего дня, запрета на выезд за пределы г. Костромы и Костромского района Костромской области без разрешения органа внутренних дел. Приговором Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года Антонов А.С. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ. По месту жительства Антонов А.С. характеризуется отрицательно, злоупотребляет спиртными напитками, неоднократно привлекался к административной ответственности, ранее судим за совершение аналогичных преступлений, не желает вставать на путь исправления.

В связи с осуждением Антонова А.Ю. за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, административный истец просил в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установить в отношении Антонова А.Ю. административный надзор на срок до погашения судимости по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, определенные этим органом, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося постоянным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время в период с 22 часов до 06 часов следующего дня, запрета на выезд за пределы г. Костромы и Костромского района Костромской области без разрешения органа внутренних дел.

Решением Островского районного суда Костромской области от 22.04.2020 года в отношении Антонова А.С. установлен административный надзор сроком до погашения судимости по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года со следующими административными ограничениями: обязательная явка 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, определенные этим органом; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения в ночное время с 22 часов до 06 часов следующего дня; запрещение выезда за пределы города Костромы и Костромского района Костромской области; срок административного надзора постановлено исчислять со дня отбытия наказания по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года.

В апелляционном представлении прокурор Островского района Костромской области Краснов А.В. просит изменить решение суда в части исчисления срока административного надзора. Указывает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд неверно указал на исчисление срока административного надзора со дня отбытия наказания по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года. В мотивировочной части решения указано, что срок административного надзора в рассматриваемом случае должен быть равен сроку погашения судимости за тяжкое преступление по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года. Между тем приговором Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года Антонов А.С. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, которое в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, следовательно, при исчислении срока погашения судимости подлежит применению пункт «в» части 3 статьи 86 УК РФ, а не пункт «г» части 3 статьи 86 УК РФ, как указал суд, которым установлен срок погашения судимости за тяжкое преступление.

В апелляционной жалобе Антонов А.С. выражает несогласие с вынесенным решением суда в части установленного в отношении него административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения в ночное время с 22 часов до 06 часов следующего дня. Указывает, что у него нет своего жилья, отсутствует регистрация по месту жительства. После освобождения он планирует трудоустроиться в ООО «Минское» разнорабочим, проживать у отчима, с которым у него часто возникают конфликты из-за проверок сотрудниками полиции соблюдения им административных ограничений. Кроме того просит сократить количество явок в орган внутренних дел до 1 раза в месяц, поскольку он для этого несет расходы на проезд и тратит целый день.

Представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, Антонов А.С., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. На основании ч. 4 ст. 272, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В силу пункта 4 части 2 статьи 3 названного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В отношении таких лиц административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 2 части 1 и пункт 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Костромского районного суда Костромской области от 19.03.2019 года в отношении Антонова А.С. был установлен административный надзор сроком на срок до погашения судимости по приговору того же суда от 20.11.2018 г. за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в дни, определенные этим органом, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося постоянным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время в период с 22 часов до 06 часов следующего дня, запрета на выезд за пределы г. Костромы и Костромского района Костромской области без разрешения органа внутренних дел.

Приговором Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года Антонов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 (неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом), ему назначено наказание в виде 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

По данному приговору Антонов А.С. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, освобожден 20 мая 2020 года по отбытию срока наказания.

Поскольку Антонов А.С. имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении него административного надзора на срок до погашения судимости по названному приговору суда.

Установленный Антонову А.С. срок административного надзора соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В силу статьи 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Установление предусмотренных этим Федеральным законом административных ограничений согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Установление Антонову А.С. таких административных ограничений, как обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения в ночное время с 22 часов до 06 часов следующего дня и запрещение выезда за пределы города Костромы и Костромского района Костромской области, судебная коллегия также находит обоснованным.

Возможность установления таких ограничений предусмотрена статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», они назначены с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, данных о его личности и его поведении в период отбывания наказания, чрезмерными не являются.

Вопреки доводам апелляционной жалобы установленные административные ограничения направлены на предупреждение совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, и дополнительным наказанием за совершенное преступление не являются.

При этом судебная коллегия отмечает, что в дальнейшем в период срока административного надзора Антонов А.С. не лишен возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

В то же время судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционного представления прокурора, поскольку, разрешая вопрос о начале срока исчисления административного надзора (со дня отбытия наказания по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 г.), суд неправильно применил положения части 3 ст. 5 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 указанной нормы срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части начала срока исчисления административного надзора.

Вывод суда в мотивировочной части решения о том, что срок административного надзора должен быть равен сроку погашения судимости за тяжкое преступление по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 г., в соответствии с требованиями пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, а также п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ», является ошибочным, так как Антонов А.С. осужден за преступление небольшой тяжести. Вместе с тем к принятию неправильного решения этот вывод не привел, административный надзор установлен на срок до погашения судимости по приговору Костромского районного суда г. Костромы от 25.02.2020 года, которым Антонов А.С. осужден за совершение преступления небольшой тяжести. Судимость в данном случае погашается по истечении трех лет после отбытия наказания на основании п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Островского районного суда Костромской области от 22 апреля 2020 года в части начала срока исчисления административного надзора изменить.

Срок административного надзора в отношении Антонова Александра Сергеевича исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а не со дня отбытия наказания по приговору Костромского районного суда Костромской области от 25.02.2020 года, как указал суд первой инстанции.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонова Александра Сергеевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: