Судья Абрамчик И.М.
Судья-докладчик Астафьева О.Ю. По делу № 33а-12059/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего – судьи Папуши А.С.,
судей Харина Р.И., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Шкинёвой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность мэра Тайшетского района ФИО1 к Тайшетской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Дата изъята Тайшетской территориальной избирательной комиссии «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района»,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 12 августа 2016 года,
установила:
В обоснование исковых требований, с учетом дополнений, ФИО1 указал, что в соответствии решением Думы Тайшетского района от Дата изъята назначены выборы мэра Тайшетского района на 18 сентября 2016 года.
Дата изъята Тайшетской территориальной комиссией принято решение Номер изъят «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района».
Административный истец считает решение ТИК незаконным, так как представленные ФИО2 в ТИК для выдвижения и регистрации документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В заявлении в ТИК Тайшетского района ФИО2 о согласии баллотироваться в качестве кандидата на должность мэра сведения об образовании указаны не в полном объеме, а именно: не указан уровень образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
ФИО2 в заявлении о регистрации указано, что она является адвокатом, членом Адвокатской палаты Иркутской области, осуществляющей деятельность в форме адвокатского кабинета. Однако сведения, подтверждающие факт ее членства в Адвокатской Палате Иркутской области, также не предоставлены.
Кроме того, в подписных листах ФИО2 не указала, что осуществляет деятельность в форме адвокатского кабинета. Указаны только сведения о том, что кандидат является адвокатом, членом Адвокатской палаты.
Таким образом, сведения о месте работы и занимаемой должности указаны в подписных листах не в полном объеме.
Также в документах отсутствуют сведения о расходах супруга и несовершеннолетних детей кандидата Сучковой по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет.
Кандидатом Сучковой сведения представлены в виде трех справок по форме, установленной Указом Президента РФ. Однако, как следует из текста указанных справок, все три справки содержат сведения о расходах самого кандидата. Сведений же о расходах супруга кандидата, несовершеннолетних детей кандидата Сучковой не имеется. Кроме того, справка не соответствует форме установленной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546.
Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а так же за соответствие оформления представленных документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Таким образом, регистрация ФИО2 в качестве кандидата на должность мэра Тайшетского района, при наличии в документах нарушений законодательства, является нарушением пункта 1 статьи 39 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 1 статьи 64Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» и ставит ФИО2 в заведомо предпочтительные условия по сравнению с другими кандидатами. Соответственно, избирательные права других кандидатов оказываются нарушенными.
Считает, что регистрацию ФИО2 в качестве кандидата на должность мэра Тайшетского района следует отменить по основаниям, установленным подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38; подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 4 части 1 статьи 63; подпунктом 7 пункта 1 статьи 63 закона Иркутской области № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области».
ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить решение Дата изъята Тайшетской территориальной избирательной комиссии «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района».
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 12 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не учтено, что в нарушении закона кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться не указаны в полном объеме сведения о профессиональном образовании кандидата в соответствии с подпунктом 12 статьи 2, главой 8 Закона «Об образовании в Российской Федерации». В документах, представленных ФИО2 отсутствуют сведения, подтверждающие факт ее членства в Адвокатской палате Иркутской области, отсутствуют сведения о расходах супруга и несовершеннолетних детей. Все три представленные справки содержат сведения о расходах кандидата, кандидатом изменена также форма справок, что категорично не допустимо и влечет отказ в регистрации. Ненадлежащее оформление сведений, которые необходимо представить в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 546 от 6 июня 2013 года влечет отмену регистрации кандидата. В подписных листах кандидата все сведения указаны не в полном объеме, поскольку не указано, что ФИО2 осуществляет деятельность в форме адвокатского кабинета. Все вышеизложенное указывает на незаконность постановления избирательной комиссии и законность требований административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Тайшетской межрайонной прокуратуры Суворова И.А. и ФИО2 просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей решение суда подлежащим отмене, признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района», проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным, является его несоответствие требованиям действующего законодательства либо принятие его с превышением установленной компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения предусмотрены частью 6 статьи 112 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 116-03).
Из материалов дела видно, что Решением Думы Тайшетского района от Дата изъята назначены муниципальные выборы мэра Тайшетского района на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Тайшетский район» возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята , сформирована Тайшетская территориальная избирательная комиссия в количестве 11 членов и определен ее состав ((данные изъяты).).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята председателем Тайшетской территориальной избирательной комиссией назначена (данные изъяты).
Решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята определено количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата на должность мэра Тайшетского района – (данные изъяты) подпись; и максимальное количество подписей избирателей, предоставляемых для регистрации кандидата на должность мэра Тайшетского района – (данные изъяты) подпись.
Решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята установлено, что при проведении муниципальных выборов, назначенных на 18 сентября 2016 года, проверке подлежат все подписи избирателей, представленных для регистрации кандидата. Указанное требование является одинаковым для всех кандидатов, представивших подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения по соответствующему муниципальному образованию.
Кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию были сданы Дата изъята подписные листы в количестве 88 листов, содержащие (данные изъяты) подпись избирателей.
Рабочей группой при проверке подписей избирателей был оформлен итоговый протокол проверки подписных листов от Дата изъята , в соответствии с которым две подписи были признаны недействительными по причине указания в подписном листе сведений, не соответствующих действительности; все подписи (321) были признаны недействительными по основаниям того, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и(или) кандидате, об уполномоченном представителе указаны в подписном листе не в полном объеме.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы от Дата изъята рабочая группа отменила итоговый протокол подписных листов от Дата изъята , о чем в деле имеется протокол заседания рабочей группы и решение Дата изъята .
В соответствии с протоколом заседании Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Тайшетская избирательная комиссии в составе 11 человек, рассмотрев вопрос о регистрации ФИО2, приняла решение о ее регистрации.
Решением Тайшетской территориальной избирательной комиссией от Дата изъята ФИО2 была зарегистрирована кандидатом на должность мэра Тайшетского района.
Таким образом, оспариваемое решение принято Тайшетской территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ необходимым большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Оспаривая решение избирательной комиссии, административный истец указал четыре основания: 1) не указание в заявлении о согласии баллотироваться сведений о профессиональном образовании; 2) отсутствие в документах, представленных для регистрации справки, подтверждающей факт членства в Адвокатской палате Иркутской области ФИО2; 3) представленные справки - сведения о расходах супруга и несовершеннолетних детей - не содержат всех сведений по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации № 546 от 6 июня 2013 года (текст преамбулы справки существенно отличается от текста утвержденной формы); 4) указание в подписных листах сведений о кандидате не в полном объеме (отсутствует ссылка на осуществление деятельности в форме адвокатского кабинета).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на законность вынесенного решения суда, правильность заполнения документов кандидатом ФИО2, предоставление ею всех необходимых для регистрации в качестве кандидата документов в избирательную комиссию.
Так суд первой инстанции, давая оценку доводу об отсутствии указания сведений о профессиональном образовании, посчитал, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Из представленной ксерокопии документа об образовании, видно о получении ФИО2 высшего образования, соответственно избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала сведениями об уровне образования Сучковой, а также на основании копии удостоверения адвоката и справки ФИО2 о наличии у нее статуса адвоката и осуществлением адвокатской деятельности в форме адвокатского кабинета - о роде ее занятий.
Как видно из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться на должность мэра Тайшетского района с учетом неоднократно внесенных кандидатом уточнений до рассмотрения вопроса о регистрации в графах сведения о профессиональном образовании и наименовании основного места работы кандидатом указано: «(данные изъяты)». К заявлению приложены копии паспорта, диплома об образовании, адвокатского удостоверения Номер изъят, справки за подписью и печатью ФИО2 с указанием на регистрационный номер и осуществление деятельности в форме адвокатского кабинета.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия может согласиться, поскольку как видно из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ на кандидата возложена обязанность указать, наряду с персональными данными, сведения о профессиональном образовании.
В Постановлении ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1488-6 "О Разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата" был разъяснен порядок указания сведений об образовании, в частности указано, что в представляемом в избирательную комиссию письменном заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу наряду с персональными данными указывает сведения о профессиональном образовании кандидата (при его наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации (далее - документ о профессиональном образовании).
В силу подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании кандидата.
Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
Судом правильно было указано на то, что документ об образовании был представлен, сведениями профессиональном образовании (высшем юридическом образовании) кандидата избирательная комиссия достоверно обладала, а потому не указание слова «высшее», то есть уровня профессионального образования, нельзя считать основанием для незаконности решения избирательной комиссии.
Правильно был оценен довод и о том, что кандидатом были представлены документы, подтверждающие сведения о месте работы.
Как видно из материалов дела ФИО2 были представлены копия адвокатского удостоверения Номер изъят, справка за подписью и печатью ФИО2 с указанием на осуществление адвокатской деятельности, регистрационный номер и осуществление деятельности в форме адвокатского кабинета.
Таким образом, суд с учетом положений части 1 статьи 2, статей 14 и 15 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» пришел к правильному выводу о том, что представленные ФИО2 копия адвокатского удостоверения, справка позволяли определить род занятий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку законодательство о выборах не содержит прямого указания о необходимости подтверждения основного места работы или службы в отношении адвокатов исключительно справкой адвокатской палаты Иркутской области, в связи с чем, избирательная комиссия имела право принять указанные выше документы (справку и копию удостоверения адвоката) в качестве подтверждения сведений об основном месте работы кандидата.
Оценивая доводы иска о ненадлежащем оформлении сведений, которые необходимо представить в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 546 от 06.06.2013, суд первой инстанции указал на то, что недостатки в преамбуле справки не свидетельствуют об оформлении сведений с нарушением закона, и данные обстоятельства не могут быть расценены как достаточные основания для признания формы представленных сведений не соответствующей Указу Президента Российской Федерации № 546.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он сделан с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 546 от 6 июня 2013 года установлена форма справки, содержащая следующее наименование «о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов».
В справке должно быть указано следующее «Я, _____________________________________________, выдвинутый кандидатом
(фамилия, имя, отчество)
в (на) ____________________________________________________________________ (наименование должности)
_______________________________________________________, сообщаю сведения о своих расходах, расходах моей супруги (моего супруга), расходах моих несовершеннолетних детей (ненужное зачеркнуть) по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)и об источниках средств, за счет которых совершена сделка. В сноске к Указу, разъясняющей порядок заполнения справок указано на то, что <2> Справка заполняется отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.<3> Указывается для супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как видно из справок, предоставленных ФИО2 в избирательную комиссию, о расходах несовершеннолетних детей, форма, установленная Указом Президента Российской Федерации Номер изъят, была сокращена.
ФИО2 в графе «Я,… сообщаю сведения о своих расходах, расходах моей супруги (моего супруга), расходах моих несовершеннолетних детей (ненужное зачеркнуть) по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках средств, за счет которых совершена сделка» указано во всех справках на предоставление сведений «о расходах кандидата».
Изменение формы, и указание на сообщение сведений о своих расходах по справкам в отношении несовершеннолетних детей, является неправильным оформлением сведений и основанием для отмены решения о регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Не может согласиться судебная коллегия с выводами и оценкой представленных суду подписных листов, сделанными судом первой инстанции.
Суд, проверяя законность оспариваемого решения, ограничился лишь основаниями и доводами административного искового заявления, что в соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ судебная коллегия не может признать правильным и законным.
При рассмотрении данных споров суд не связан доводами административного иска и проверяет законность вынесенного решения в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования должна соответствовать приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно указанному приложению подписной содержит обязательные для указания сведения о кандидате, в том числе, место работы, занимаемую должность или род занятий. Такие же требования к подписному листу установлены и частью третьей статьи 57 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах Иркутской области» от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ.
В заявлении в Тайшетскую ТИК о согласии баллотироваться кандидатом ФИО2 указано наименование место работы как «адвокат, член Адвокатской палаты Иркутской области, осуществляющий деятельность в форме адвокатского кабинета». В то время как в подписных листах сведения об осуществлении Сучковой деятельности в форме адвокатского кабинета не содержатся.
Кроме того, проверяя законность вынесенного решения о регистрации, суд первой инстанции не обратил внимание, и не проверил представленные подписные листы, не установил наличие необходимого минимума действительных подписей для регистрации кандидата самовыдвиженца.
Как было установлено судебной коллегией, проверке подлежали все подписи, представленные кандидатом; минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата определено в (данные изъяты) подпись.
Как видно из подлинных подписных листов и имеющихся копий в материалах дела, они имеют отличия (л.д. 118 в графе адрес места жительства (данные изъяты), л.д. 162 в графе адреса места жительства (данные изъяты) имеются дописки).
Изучив подлинники подписных листов, судебная коллегия установила неоговоренные исправления, замазывания штрих-корректором данных при оформлении и утверждении подписных листов.
В соответствии с пунктами 6.4 -6.6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются:
г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;
6.5. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
6.6. Специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
Из указанных норм вытекает, что неоговоренные исправления в подписном листе могут свидетельствовать о нарушении закона в части порядка заполнения и удостоверения подписного листа, тем более исправление штрихом-корректором сведений и написание поверх корректора сведений в подписном листе.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
На подписном листе 1 в сведениях графы «адрес места жительства» на (данные изъяты) не указан населенный пункт (г. Тайшет), сведения не соответствуют адресу регистрации данных лиц, что подтверждается справкой Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району (л.д. 27).
На подписном листе 2, содержащем 4 записи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» имеются неоговоренные исправления в цифре «2» даты рождения (данные изъяты) При этом, как видно из подлинника подписного листа 2 исправление кода подразделения при удостоверительной записи было исправлено штрихом-корректором.
На подписном листе 9 в графе «адрес места жительства» в пункте 1 по (данные изъяты). в написании улицы (данные изъяты)» буква «о» содержит неоговоренные исправления с помощью штриха-корректора и написания поверх него цифры.
На подписном листе 11 в пункте 3 по (данные изъяты). в графе «дата внесения подписи» в месяце сведения указаны нечетко как «Номер изъят», так и «Номер изъят».
На подписном листе 12 в пункте 4 по (данные изъяты). в графе «дата внесения подписи» также имеется написание сведений в месяце как «Номер изъят».
На подписном листе 16 в пункте 1 по (данные изъяты). в графе «дата внесения подписи» в месяце имеются помарки, неоговоренные исправления.
На подписном листе 18 в пункте 4 в графе «адрес места жительства» в написании улицы имеется неоговоренное исправление.
На подписном листе 20, содержащем 4 записи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «дате внесения» имеется неоговоренная помарка в цифре «Номер изъят».
На подписном листе 24 в пункте 4 по (данные изъяты). в графе «серия, номер паспорта» номер паспорта содержит неоговоренные исправления в цифре «Номер изъят».
На подписном листе 31, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «дате внесения» в цифре «Номер изъят» имеются неоговоренные исправления.
На подписном листе 37 в пункте 4 по (данные изъяты). в графе «адрес места жительства» в «квартире» имеется неоговоренное исправление.
На подписном листе 40 в пункте 4 в графе «дата внесения подписи» имеется неоговоренное исправление в месяце.
На подписном листе 42, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «коде подразделения» в цифре «Номер изъят» имеются неоговоренные исправления.
На подписном листе 43, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «коде подразделения» отсутствует «Номер изъят».
На подписном листе 51, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в написании слова «область» имеются исправления штрихом-корректором и написание поверх буквы «Номер изъят».
На подписном листе 52 в пункте 2 в графе «адрес места жительства» в слове «Номер изъят» имеются неоговоренные исправления.
На подписном листе 53 в пункте 1 в графе «дата внесения подписи» имеются неоговоренные исправления года в цифре «Номер изъят».
На подписном листе 54, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «дате рождения сборщика» имеются неоговоренные исправления штрихом-корректором и написание поверх него даты.
На подписном листе 56, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «дате внесения подписи» сборщика имеются неоговоренные исправления, месяц исправлен с помощью штриха-корректора на «Номер изъят».
На подписном листе 58, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «адресе места жительства сборщика в слове «(данные изъяты)» имеются неоговоренные исправления в букве «Номер изъят».
На подписных листах 59, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 70-79, 80-88 имеются зачеркнутые графы, не оговоренные в установленном порядке.
На подписном листе 64, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в «дате удостоверения» имеются неоговоренные исправления, месяц исправлен с помощью штриха-корректора на «(данные изъяты)».
На подписном листе 67 в пункте 1 в графе «дата внесения подписи» в годе имеется незаверенное исправление цифры «(данные изъяты)».
На подписном листе 69, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в годе «даты удостоверения» имеются неоговоренные исправления.
На подписном листе 80, содержащем 4 подписи избирателей, в графе «подписной лист удостоверяю» в месяце «даты удостоверения» имеются неоговоренные исправления.
Названные нарушения в соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ являются основанием для признания подписей избирателей в подписном листе недействительными.
При таких обстоятельствах, действительных подписей избирателей недостаточно для регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района.
Таким образом, судом установлено, что часть представленных в избирательную комиссию подписей избирателей являются недействительными (недостоверными), поскольку сведения об избирателях были указаны не в полном объеме, либо имелись неоговоренные исправления в сведениях о сборщике, об избирателях; а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
При этом, недостатки подписных листов после их представления в избирательную комиссию не могут быть устранены путем внесения изменений в подписные листы или их замены.
Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего на занятие государственной должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строгого соблюдения закона.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
При таком положении Тайшетская территориальная избирательная комиссия неправомерно зарегистрировала ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района, а решение суда первой инстанции, оставившее решение от Дата изъята в силе, является незаконным и подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, в соответствии с пунктом 6 статьи 76, пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Поскольку в материалы дела представлены все необходимые доказательства, позволяющие полно установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия считает возможным решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 12 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление ФИО1 удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района».
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 12 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление ФИО1 удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Тайшетского района».
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Р.И. Харин
О.Ю. Астафьева