Судья Ежелева Е.А. 33а-12124/2017 020а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» № 1951 от 06 апреля 2017 года и обязании принять решение об утверждении схемы КПТ на бумажном носителе и в форме электронного документа,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1- ФИО2,
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 июля 2017 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО1 к МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа МКУ «УправЗем» № 1951 от 06 апреля 2017 года и обязании принять решение об утверждении схемы КПТ на бумажном носителе и в форме электронного документа удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" № 1951 от 06 апреля 2017 года о невозможности формирования земельного участка.
Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" направить ФИО1 извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.
В удовлетворении требования ФИО1 об обязании уполномоченного органа принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков <данные изъяты> подготовить в форме документа на бумажном носителе и в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, отказать.
Отменить меры предварительной защиты, принятые на основании определения от 19 апреля 2017 года:
- в виде запрета Администрации Емельяновского района, МКУ «Управзем» издавать распорядительные акты в виде Постановлений, Решений, Распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схем КПТ, расположенного ориентировочно: <адрес> с кадастровым номером № в обозначенном спорном каталоге координат узловых и поворотных точек, а также путем принятия решений о предоставлении в собственность либо на ином вещном праве, заключении договоров аренды путем подачи (публикаций) объявлений, сообщений в газете, являющейся официальным источником публикации, на официальном сайте Администрации Емельяновского района о намерении проведения аукциона (торгов), предоставления бесплатно либо в первоочередном праве до исполнения решения Емельяновского районного суда, так как подача администрацией публикации введет в заблуждение остальных участников гражданского оборота и приведет в дальнейшем к спорам с тем, кто будет являться участником аукциона.
- в виде запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав и обязанностей, договоров либо иных вещных прав на земельный участок, образованный в координатах межевых знаков <данные изъяты>, либо иных пересекающих указанные координаты границах в кадастровом квартале №,
- в виде запрета Кадастровой палате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществление кадастрового учета земельного участка в координатах межевых знаков точки1<данные изъяты>, либо иных пересекающих границах в кадастровом квартале № с учетом положений п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с административным иском к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края. Требования мотивированы тем, что ФИО1 обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного ориентировочно по адресу: <адрес> в непосредственной близости от земельного участка № для ИЖС из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок личного подсобного хозяйства) площадью 1500 кв.м. для последующего формирования и осуществления кадастрового учета для последующего предоставления многодетной семье в собственность бесплатно. На данное заявление 06 апреля 2017 года был получен отказ от начальника отдела архитектуры ФИО6, в котором указано на нарушение градостроительных норм и правил формирования указанного земельного участка со ссылкой на неопубликованные нормативно – правовые акты, а именно карты градостроительного зонирования. Считает данный отказ незаконным, поскольку МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" является структурным подразделением администрации Емельяновского района Красноярского края и уполномочено осуществлять только подготовку проектов постановлений и распоряжений администрации района по вопросам, отнесенным к его компетенции. Кроме того, давая оценку несоответствия земельного участка целям использования земельного участка, а также наличию пересечения границ населенного пункта, орган местного самоуправления обязан указать в своем ответе каталог координат узловых и поворотных точек выявленного пересечения, при этом ЕГРН должен содержать наличие сведений границ территориальных зон и границ населенного пункта, абстрактно-визуальное установление пересечения не может являться надлежащим доказательством такого пересечения. Просил признать незаконным отказ МКУ «Управзем» № 1951 от 06.04.2017 года в утверждении схемы КПТ, а также обязать уполномоченный орган принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков точки1<данные изъяты>, подготовить в форме документа на бумажном носителе и в форме электронного документа заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1- ФИО2 просит отменить решение суда в части. Указывает, что суд вышел за рамки заявленных требований и возложил обязанность на орган местного самоуправления совершить действия, которые не были заявлены истцом. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку необходимо было дать оценку соответствия, либо несоответствия земельного участка целям использования земельного участка, а также наличию пересечения границ населенного пункта, с указанием каталога координат узловых и поворотных точек выявленного пересечения, если было бы установлено, что единый государственный реестр недвижимости содержит наличие сведений границ территориальных зон и границ населенного пункта. Считает, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, а также решения об установлении или изменении границ населенного пункта.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав административного истца и его представителя, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.6 ст.39.5. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, помимо прочего, такого участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы предоставления земельных участков на территории Красноярского края многодетным гражданам регулируются Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 26.01.2017) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее Закон края).
В соответствии с п.2 ст.14 Закона края, многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ст.29.1 Закона края, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст.29.4 Закона края, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Основания для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка предусмотрены ст.29.6 Закона края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 13.03.2017 года обратился в Администрацию Емельяновского района с заявлением, в котором просил предоставить ему в собственность как многодетному отцу земельный участок для ИЖС в Бугачево согласно схеме, площадью 1500 кв.м., являющийся смежным с земельными участками с кадастровыми номерами № и №.
В удовлетворении заявления ФИО1, письмом МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" отказано, поскольку на основании утвержденных правил землепользования и застройки, документов градостроительного зонирования, испрашиваемый участок выходит за границу населенного пункта.
При этом, доказательств того, что испрашиваемый участок выходит за границу населенного пункта стороной ответчика суду не представлено.
В связи с чем, суд правомерно принял решение о признании незаконным ответа МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" № 1951 от 06 апреля 2017 года о невозможности формирования земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах и сделан в соответствии с нормами права регулирующими спорные правоотношения.
В то же время, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Администрацию Емельяновского района Красноярского края и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" обязанности направить ФИО1 извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, поскольку доказательств невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка административному истцу стороной ответчика не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оснований принятия оспариваемого решения лежит на административном ответчике, в связи с чем, выводы суда о том, что административный истец не представил доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в границах населенного пункта являются неправомерными.
Учитывая, изложенное решение суда в данной части подлежит изменению, с возложением на Администрацию Емельяновского района обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, по дате подачи заявления, поскольку первоначально оспариваемое решение принято не уполномоченным органом, а именно МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района", доказательств наделения данного органа полномочиями по принятия оспариваемого решения Администрацией Емельяновского района суду не представлено.
Оснований для возложения на Администрацию Емельяновского района обязанности принять решение об утверждении схемы испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории в настоящее время не имеется, так как решение по заявлению ФИО1 Администрацией Емельяновского района не принято.
Поскольку вопрос о предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка до настоящего времени по существу не разрешен, судебная коллегия считает, что оснований для отмены мер предварительной защиты, принятых на основании определения суда от 19.04.2017 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 июля 2017 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения абзац: 3, 4, 5, 6, 7, 8, следующего содержания:
«Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края и МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района" направить ФИО1 извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка.
В удовлетворении требования ФИО1 об обязании уполномоченного органа принять решение об утверждении схемы КПТ в координатах межевых знаков <данные изъяты>, подготовить в форме документа на бумажном носителе и в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, согласно п. 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, отказать.
Отменить меры предварительной защиты, принятые на основании определения от 19 апреля 2017 года:
- в виде запрета Администрации Емельяновского района, МКУ «Управзем» издавать распорядительные акты в виде Постановлений, Решений, Распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка путем принятия решения об утверждении схем КПТ, расположенного ориентировочно: <адрес> с кадастровым номером № в обозначенном спорном каталоге координат узловых и поворотных точек, а также путем принятия решений о предоставлении в собственность либо на ином вещном праве, заключении договоров аренды путем подачи (публикаций) объявлений, сообщений в газете, являющейся официальным источником публикации, на официальном сайте Администрации Емельяновского района о намерении проведения аукциона (торгов), предоставления бесплатно либо в первоочередном праве до исполнения решения Емельяновского районного суда, так как подача администрацией публикации введет в заблуждение остальных участников гражданского оборота и приведет в дальнейшем к спорам с тем, кто будет являться участником аукциона.
- в виде запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав и обязанностей, договоров либо иных вещных прав на земельный участок, образованный в координатах межевых знаков <данные изъяты> либо иных пересекающих указанные координаты границах в кадастровом квартале №,
- в виде запрета Кадастровой палате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществление кадастрового учета земельного участка в координатах межевых знаков <данные изъяты>, либо иных пересекающих границах в кадастровом квартале № с учетом положений п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ».
Дополнить резолютивную часть решения абзацем 3, следующего содержания:
«Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка (вх. № 2293 от 13.03.2017 года) в установленный законом срок, со дня вступления решения суда в законную силу, по дате подачи заявления.».
В оставшейся части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: