ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу № 33а-12156/2018
18 июня 2018 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.
судей Портновой Л.В.
Смирновой О.В.
при секретаре Ивановой Э.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Самойловой О. Е. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Банка России в лице отделения -Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «Код», Самойловой О. Е., Ломоносовой Е. Г., Зузлову С. В. о ликвидации - удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Код» (ОГРН №...), находящийся по адресу: адрес.
Исключить данные о кредитном потребительском кооперативе «Код» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать кредитный потребительский кооператив «Код» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, в течении шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Возложить на учредителей кредитного потребительского кооператива «Код» Самойлову О. Е., Ломоносову Е. Г., Зузлова С. В. обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Код».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Банк России обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «Код» (далее – КПК «Код»), Самойловой О.Е. Ломоносовой Е.Г., Зузлову СВ. о ликвидации. Свои требования мотивировал тем, что КПК «Код» зарегистрирован в адрес. Между тем, из поступившей в Банк России информации установлено, что в нарушение части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, КПК «Код» не является членом какой-либо саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Данный факт подтверждается результатами мониторинга сайта саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, где размещается информация о реестре членов. Учредителями КПК «Код» являются Самойлова О.Е. Ломоносова Е.Г., Зузлов СВ. Однако сведения об учредителях (участниках) КПК «Код» не содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Истец просил ликвидировать КПК «Код», исключить данные о кооперативе из ЕГРЮЛ, обязать КПК «Код» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок, возложить на учредителей КПК «Код» обязанности по осуществлению ликвидации КПК «Код».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Самойлова О.Е. просит решение отменить, принять новое решение, указывая в обоснование, что судом первой инстанции незаконно принято решение о ликвидации Кредитного потребительского кооператива, поскольку в отношении сотрудников возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации и в рамках данного дела вся бухгалтерская и иная документация была изъята, ходатайство об истребовании документов из УВД адрес не было удовлетворено. Апеллянт считает, что указанное дело не подлежало рассмотрению до окончания уголовного дела.
В возражении на апелляционную жалобу Центральный Банк Российской Федерации указал, что КПК «Код» были нарушены требования части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ в виде несоблюдения установленного срока для вступления в СРО КПК, и возбуждение в отношении сотрудников КПК «Код» уголовного дела не препятствуют вступлению КПК «Код» в саморегулируемую организацию.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В случаях, предусмотренных законом, с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации вправе обратиться другие организации, наделенные государственными властными и иными публичными полномочиями.
Так, в соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», статьи 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О кредитной кооперации».
Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации», прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с названным Федеральным законом «О кредитной кооперации», подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 вышеназванного Федерального закона (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Согласно разъяснений, указанных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (статья 6 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», часть 3 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 года N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», пункт 3 статьи 31 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», пункт 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по данным Единого государственного реестра юридических лиц КПК «Код» был зарегистрирован адрес 06 декабря 2012 года.
Согласно сведениям, полученным Банком России от саморегулируемых организаций, включенных в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, ведущийся Банком России, КПК «Код» не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации КПК «Код» не вступил в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, что явилось достаточным основанием для обращения в суд с иском о его ликвидации.
КПК «Код» не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК «Код».
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, поскольку установленные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые административными ответчиками, свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации КПК «Код» по причине допущенного нарушения законодательства; это соответствует как фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права; возражений относительно правильности решения суда в данной части стороны не представили, апелляционная жалоба Самойловой О.Е. выводов суда по этим вопросам не касается.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии со статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц).
Возложение обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Код» не исключается, напротив прямо предусмотрена действующим законодательством.
Так, согласно пункту 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) -акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 названного Закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09 января 2018 года лицом, имеющим право действовать от имени КПК «Код» без доверенности являются Самойлова О.Е. Ломоносова Е.Г., Зузлов СВ. - учредители КПК «Код».
С учетом вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на учредителей КПК «Код» Самойлову О.Е. Ломоносову Е.Г., Зузлова СВ. обязанность по осуществлению ликвидации указанного кооператива.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установил фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о правомерности предъявленного иска и необходимости удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самойловой О. Е. – без удовлетворения.
Председательствующий Милютин В.Н.
Судьи Портнова Л.В.
ФИО1
Справка: судья Максютов Р.З.