ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12250/18 от 23.01.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Яркович Н.Г. Дело № 33а-520/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению М.Е.Н., Р.В.Н. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

М.Е.Н., Р.В.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края, в котором с учетом уточнения требований просили признать незаконным бездействие Администрации города Рубцовска по непринятию в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотренного абзацем 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, и неизданию распоряжения о дальнейшем использовании дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; возложить на Администрацию города Рубцовска обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения Рубцовского городского суда в законную силу принять распоряжение о дальнейшем использовании указанного многоквартирного дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на основании заключения от ДД.ММ.ГГ***.

В обоснование требований указано, что <адрес>*** по <адрес> в <адрес> являются муниципальной собственностью, на проживание в которых с М.Е.Н. и Р.В.Н. соответственно заключены договоры социального найма. Заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, назначенной постановлением Администрации <адрес> «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГ***, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания в связи с дефектами, устранение которых экономически нецелесообразно. Согласно приложению к распоряжению Администрации города Рубцовска от ДД.ММ.ГГ***-р данный жилой дом признан непригодным для проживания. Распоряжением Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р на основании протокола заседания межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ распоряжение Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р отменено как противоречащее действующему законодательству по формальному основанию. При этом заключение межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** в установленном порядке не отменено. Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, значительный износ, Администрация города Рубцовска бездействует, что нарушает права соистцов на выселение из жилого помещения по договору социального найма в случае, если оно признано непригодным для проживания.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 октября 2018 года административные исковые требования М.Е.Н., Р.В.Н. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации города Рубцовска Алтайского края по непринятию в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, и не изданию распоряжения о дальнейшем использовании дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. На Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять распоряжение о дальнейшем использовании данного многоквартирного дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на основании заключения от ДД.ММ.ГГ***.

В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Распоряжение Администрации города Рубцовска от 03 июля 2008 года №256-р отменено как противоречащее действующему законодательству. Возложение на административного ответчика обязанности по совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Суду в целях установления факта наличия заключения о признании дома непригодным для проживания необходимо было привлечь к участию в деле в качестве соответчика межведомственную комиссию.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска А.О.В., которая на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу положений действующего законодательства Администрация города Рубцовска является органом, уполномоченным принимать решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издавать распоряжения с указанием о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Незаконное бездействие данного органа местного самоуправления нарушает права административных истцов на благоприятные и безопасные условия проживания.

Выводы суда судебная коллегия находит основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.

Согласно п.п.6, 8 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Как следует из п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочих признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с абз.1 п.7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (абз.7 п.7 Положения).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.47 Положения).

В соответствии с абз.2 п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, либо орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что согласно договору *** социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГМ.Е.Н. является нанимателем <адрес> в <адрес>. На основании договора *** социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГР.В.Н. является нанимателем <адрес> указанном доме.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ***, назначенной постановлением Администрации <адрес> «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГ***, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с дефектами, устранение которых экономически нецелесообразно.

В соответствии с распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ***-р в силу п.п. 2.1.1, 2.4.3 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» МКУП «Управление ЖКХ» обязано производить осмотр не реже двух раз в год весной и осенью (до начала отопительного сезона) и выполнять работы в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на срок до принятия решения о сносе в домах, признанных непригодными для проживания из-за дефектов, устранение которых экономически нецелесообразно, и подлежащих сносу (согласно приложению).

Согласно списку жилых домов, признанных непригодными для проживания, являющемуся приложением к распоряжению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ***-р, жилой дом по <адрес> в <адрес> является непригодным для проживания.

Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р на основании протокола заседания межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ распоряжение Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-р отменено как противоречащее действующему законодательству.

При этом заключение межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** не отменено и не признано незаконным. Данное обстоятельство было установлено решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ. Указанным решением суда отказано в удовлетворении требований Р.В.Н. о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> Алтайского края, выразившегося в отказе подачи документов в межведомственную комиссию о признании многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу, возложении обязанности на администрацию <адрес> предоставить документы в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса по признанию указанного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом суд исходил из наличия заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, согласно которому указанный жилой дом признан непригодным для проживания в связи с дефектами, устранение которых экономически нецелесообразно.

Доказательств того, что на основании данного заключения Администрацией города Рубцовска принято решение, предусмотренное абз.7 п.7 Положения, а также издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, материалы дела не содержат.

Также не представлены доказательства того, что в настоящее время жилой дом по <адрес> в <адрес>, пригоден для проживания.

Из вышеизложнного следует, что проживание в указанном многоквартирном доме угрожает жизни и здоровью собственников и нанимателей помещений, в связи с чем бездействие административного ответчика влечет за собой нарушение прав и законных интересов собственников, нанимателей данного дома на благоприятные и безопасные условия проживания.

Принятие в установленном порядке решения и распоряжения Администрации города Рубцовска определит правовую судьбу спорного жилого дома, устранит нарушение прав М.Е.Н. и Р.В.Н., вызванное правовой неопределенностью.

Вопреки доводам жалобы, поскольку с момента принятия межведомственной комиссией заключения о признании дома непригодным для проживания прошел длительный период времени, а обязанность органа местного самоуправления по принятию решения, предусмотренного абз.7 п.7 Положения, и изданию распоряжения о сроках отселения жильцов, о проведении ремонтно-восстановительных работ не выполнена, суд обоснованно признал бездействие Администрации города Рубцовска незаконным и возложил на административного ответчика обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять распоряжение о дальнейшем использовании данного многоквартирного дома, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на основании заключения от 30 декабря 2007 года №53, что соответствует абз.2 п.49 Положения.

Указание на то, что для установления факта наличия заключения о признании дома непригодным для проживания следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика межведомственную комиссию, является несостоятельным, поскольку данный факт установлен судом на основании имеющихся доказательств, кроме того, вопрос о правах и обязанностях межведомственной комиссии данным судебным актом не разрешался.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Учитывая, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права, а изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Яркович Н.Г. Дело № 33а-520/2019