ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12267/2016 от 22.06.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33а-12267/2016 Судья: Воробьёва И.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 22 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.,

судей

Бутковой Н.А.,

Стаховой Т.М.

при секретаре

Задирако Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-927/16 по апелляционной жалобе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года, принятое по административному иску Анохина А. Ю. к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения административного истца Анохина А.Ю., представителя административного ответчика – Трушиной Ж.Г. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Анохин А.Ю. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным распоряжение названного Комитета Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А., расположенных на территории Серафимовского кладбища в г. Санкт-Петербург.

В этом же иске Анохин А.Ю. просил суд возложить на Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (далее – КГИОП Санкт-Петербурга) обязанность организовать работу по установлению историко-культурной ценности указанных захоронений.

В обоснование заявленного иска Анохин А.Д. ссылался на то обстоятельство, что дважды - 05 сентября 2014 года и 05 ноября 2014 года обращался в КГИОП Санкт-Петербурга с заявлением о признании отдельных захоронений Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, расположенных на территории Серафимовского кладбища в Санкт-Петербурге, объектами, представляющими историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, предоставляя при этом информацию о расположении могил и подвигах, совершённых Героями, однако Комитет, без проведения работ по изучению и анализу документов (историко-архивных, библиографических), подтверждающих историко-культурную ценность объектов, 11 августа 2015 года Распоряжением № 10-347 отказал Анохину А.Д. во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А.

По мнению истца, распоряжение КГИОП Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 принято с нарушениями действующего законодательства нарушает его право гражданина Российской Федерации на обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года распоряжение КГИОП Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 признано незаконным. Этим же решением на КГИОП Санкт-Петербурга возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности включения в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А.

В остальной части иска Анохину А.Д. отказано.

В апелляционной жалобе КГИОП Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права и на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

05 ноября 2014 года Анохин А.Д. обратился с заявлением к председателю КГИОП Санкт-Петербурга, в котором просил организовать проведение историко-культурной экспертизы в отношении 57 могил Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, находящихся на территории Серафимовского кладбища в г. Санкт-Петербург с целью установления их исторической и культурной ценности. К письму прилагался список 57 могил Героев Советского Союза и Российской Федерации с описанием совершённых ими подвигов и указанием координат нахождения захоронений (л.д.<...>).

На основании приказа КГИОП Санкт-Петербурга от 31 июля 2015 года №... создана комиссия по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в отношении захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Заусадебная улица, дом № 33, Серафимовское кладбище (л.д. <...>).

Указанной комиссии предписано провести визуальный осмотр и фотофиксацию объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, провести заседание комиссии в целях решения вопроса о наличии историко-культурной ценности объектов, подготовить и представить председателю комиссии проект соответствующего заключения.

В порядке, предусмотренном пунктами 1-4 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», комиссией проведена работа по установлению историко-культурной ценности объектов, результаты которой рассмотрены на заседании 05 августа 2015 года.

Из заключения по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, утверждённого председателем КГИОП Санкт-Петербурга 05 августа 2015 года следует, что захоронения Героев Советского Союза Карелина А.М. (1922-1974), Мультана Н.Н. (1900-1975), Мусатова Н.А.(1911-1965), Соловьева И.В.(1908-1971), Сутырина А.А. (1912-1955) расположены на различных участках Серафимовского кладбища, не образуют единый ансамбль, относятся к периоду 1955-1975 года. Надгробные сооружения и элементы оформления мест захоронения простые, выполнены по типовым проектам надгробных сооружений, применявшимся для оформления массовых надгробий в Ленинграде в 1950-1970-е гг., архитектурной и художественной ценности не представляют. Объекты, участки кладбища, на которых расположены захоронения, благоустроены, находятся в удовлетворительном состоянии сохранности, большинство объектов используется для подхоранивания родственников (л.д. <...>).

На основании изложенного, комиссия пришла к выводу, что объекты не обладают признаками объектов культурного наследия и не подлежат включению в перечень выявленных объектов культурного наследия, а содержание могил и надгробий, при отсутствии у погибшего (умершего) Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или полного кавалера ордена Славы близких родственников, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В этом же заключении указывалось, что в соответствии с Положением о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.04.2008 № 377, обязанности по обеспечению надлежащего содержания мест захоронений, в том числе могил Героев Советского Союза, возложены на Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, а также его подведомственное учреждение Санкт-Петербургское ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» и осуществляются независимо от наличия либо отсутствия у места захоронения статуса объекта культурного наследия.

Распоряжением КГИОП Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М.(1922-1974), Мультана Н.Н. (1900-1975), Мусатова Н.А.(1911-1965), Соловьева И.В.(1908-1971), Сутырина А.А. (1912-1955) отказано (л.д.<...>).

Удовлетворяя в части требования Анохина А.Ю., суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое истцом распоряжение КГИОП Санкт-Петербурга не соответствует положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», является немотивированным, поскольку оценка историко-культурной ценности захоронений, связанной с мемориальным, историческим, патриотическим значением захоронений, как памяти о подвигах, совершенных Героями Советского Союза в период Великой Отечественной войны, Комитетом не проводилась.

Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в целях реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также реализации прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиты, восстановления и сохранения историко-культурной среды обитания, защиты и сохранения источников информации о зарождении и развитии культуры, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьёй 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, государственный учёт объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; проведение историко-культурной экспертизы; организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, (введена в действие с 22 января 2015 года), работы по выявлению и государственному учёту объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьёй 3 названного Федерального закона организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 16.1).

По истечении срока, установленного пунктом 3 статьи 16.1, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4 статьи 16.1).

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (пункт 5 статьи 16.1).

Распоряжение КГИОП Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 об отказе во включении захоронений в перечень выявленных объектов культурного наследия издано в соответствии с порядком принятия такого решения, предусмотренного приведёнными выше положениями статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Довод истца о том, что захоронения Карелина А.М.(1922-1974), Мультана Н.Н. (1900-1975), Мусатова Н.А.(1911-1965), Соловьева И.В.(1908-1971), Сутырина А.А. (1912-1955) представляют историко-культурную ценность в связи с их мемориальным, историческим и патриотическим значением – как память о подвигах, совершённых названными лицами в период Великой Отечественной войны, основан на неправильном толковании положения части первой статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Захоронения указанных лиц нельзя считать возникшими в результате исторических событий, как на этом настаивает Анохин А.Ю., поскольку данные захоронения и устройство надгробных памятников не связано с самим историческим событием – проявленным при выполнении боевого задания героизмом и мужеством.

Захоронения относятся к периоду 1955-1975 годов, изначально не создавались с целью увековечения подвига, за совершение которого Карелину А.М., Мультану Н.Н., Мусатову Н.А., Соловьеву И.В., Сутырину А.А. присвоено звание Героя Советского Союза.

Довод представителя КГИОП Санкт-Петербурга о том, что могилы Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А. использовались для подхоранивания их родственников, подтверждается соответствующими надписями на могильных памятниках и устройством отдельных элементов могильных плит (л.д. <...>)

Правильность заключения КГИОП Санкт-Петербурга от 05 августа 2015 года, согласно которому надгробные сооружения и элементы оформления мест захоронения не представляют собой архитектурной и художественной ценности, административным истцом в ходе судебного разбирательства по данному делу не оспаривалась.

То обстоятельство, что КГИОП Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учёту объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утверждённого Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905, не вернул заявление Анохина А.Ю. с мотивированным обоснованием причин возврата, не свидетельствует о незаконности оспариваемого административным истцом распоряжения.

В распоряжении КГИОП Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 содержится указание на то, что решение об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия указанных Анохиным А.Ю. могил, основано на заключении комиссии по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, с которым (заключением) административный истец не был лишён возможности ознакомиться до обращения в суд с данным административным иском.

Отсутствие в заключении комиссии от 05.08.2015 и распоряжении КГИОП Санкт-Петербурга оценки доводов Анохина А.Ю. об историко-культурной ценности захоронений в связи с их мемориальным, историческим и патриотическим значением, не даёт оснований для утверждения о немотивированности оспариваемого распоряжения КГИОП, поскольку сами объекты, предложенные административным истцом к включению в перечень выявленных объектов культурного наследия, при их создании не выделялись в общей планировке Серафимовского кладбища с такой целью, о чём прямо указано в заключении.

Таким образом, постановленное по делу решение в части, в которой административный иск удовлетворён, подлежит отмене как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года по делу № 2а-927/16 в части признания незаконным Распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года № 10-347 «Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия» и возложения на Комитет обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А. отменить.

В удовлетворении административного иска Анохина А. Ю. к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании Распоряжения от 11 августа 2015 года № 10-347 «Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия» и возложении на Комитет обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия захоронений Героев Советского Союза Карелина А.М., Мультана Н.Н., Мусатова Н.А., Соловьева И.В., Сутырина А.А. на Серафимовском кладбище в городе Санкт-Петербург отказать.

В остальной части решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 года по делу № 2а-927/16 оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: