Судья Кузнецова С.А. Дело № 33а-12274/2019
3.020а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению администрации Сухобузимского сельсовета к ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» об оспаривании предписания должностного лица,
по апелляционной жалобе главы Сухобузимского сельсовета Майер И.В.,
на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 марта 2019 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования администрации Сухобузимского сельсовета к ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» об оспаривании предписания должностного лица № 255 от 26 сентября 2018 года удовлетворить частично.
Признать пункт 1 предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Емельяновскому и Сухобузимскому районам ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» № 225 от 26.09.2018 об организации мероприятий по обустройству тротуаром (пешеходными дорожками) участка дороги по ул. Ленина в с. Сухобузимское Сухобузимского района от дома № 23 до дома № 65 (общей протяженностью 700 метров) незаконным.
В остальной части административных исковых требований администрации Сухобузимского сельсовета отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Сухобузимского сельсовета обратилась с административным иском к ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» об оспаривании предписания должностного лица № 225 от 26.09.2018 года.
Требования мотивированы тем, что главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Емельяновскому и Сухобузимскому районам Коровкиным Е.Ю. администрации Сухобузимского сельсовета выдано предписание от 26.09.2018 года № 225, которое административный истец считает незаконным, составленным с нарушением законодательства. В предписании нет ссылки на акт проверки, как нет и самого акта, что противоречит п.73 Приказа МВД России от 30.03.2015 года № 380. Административным ответчиком не приведено доказательств того, что улица Ленина в с. Сухобузимское является автомобильной дорогой I-III категории или дорогой на подходе к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел/сутки. При составлении акта и внесении предписания административным органом исследование дороги по ее относимости к какой-либо категории не проводилось. Считает, что п.4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 применен необоснованно. На сельские муниципальные образования распространяется СП 42.13330.2016 «Градостроительства. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*» Согласно п.11.6 указанных СП ул. Ленина относится к категории «местные улицы», обеспечивает связь жилой застройки с основными улицами. Кроме того, административный ответчик не представил доказательства о возможности обустройства тротуаров на автомобильной дороге по ул. Ленина от дома №23 до дома №65, от дома №69 до дома №74 и от дома №115 до дома №123, предписывая их обустройство в срок до 31.10.2019 года. На указанных участках отсутствует возможность для устройства тротуаров (пешеходных дорожек), административным ответчиком не учитывалась информация о плотной, близкой к дороге застройке улицы. Административным ответчиком не доказана обоснованность требований обустройства тротуаров по обеим сторонам указанной улицы. При существующей их тесной застройке не доказано то, что обустройство тротуаров соответствовало бы интересам собственников зданий, расположенных вдоль данной улицы и не нарушало бы их права. Участок улицы от дома №115 до дома №123 по ул. Ленина в с. Сухобузимское находится в часто подтопляемой зоне, сети ливневой канализации вдоль улицы отсутствуют, обустройством тротуаров (пешеходных дорожек) будут нарушены водоотводные канавы и водопропускные трубы у домов вдоль дороги, что недопустимо. Не представлено доказательств того, что обустройство тротуаров на указанных в предписании участках дороги ул. Ленина технически возможно, как и не представлено доказательств того, что отсутствие тротуаров на данных участках влечет снижение уровня безопасности дорожного движения или увеличения тяжести последствий при совершении ДТП. Обустройство автомобильной дороги пешеходными дорожками, тротуарами не могут быть отнесены к работам по содержанию, ремонту, либо капитальному ремонту поскольку ремонтные работы предусматривают работы на существующих сооружениях, а не строительство новых. В настоящее время, при строительстве пешеходных дорожек будет изменение параметров автомобильной дороги по ул. Ленина, влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги, требуемые должностном лицом работы возможно отнести к реконструкции. ГОСТ Р 52766-2007 может быть применен только в рамках вновь строящихся и реконструкции уже имеющихся и ранее отстроенных дорог. Административный истец также считает, что произошедшее ДТП 22.01.2019 года в 18.45 не доказывает факт обязательного наличия тротуаров. Водитель допустил наезд на пешехода, который в темное время суток пересекал проезжую часть дороги в одежде темных тонов, без сопровождения взрослых и без светоотражающих элементов.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней глава сельсовета Майер И.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Полагает, что административным органом не приведены доказательства того, что ул. Ленина в с. Сухобузимском является автомобильной дорогой I-III категории или дорогой на подходе к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. При составлении акта и вынесении предписания административным органом исследование дороги по ее относимости к какой-либо категории не проводилось. Кроме того, ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» не представил доказательств о возможности обустройства тротуаров на автомобильной дороге по ул. Ленина в с. Сухобузимском от дома № 69 до дома № 74 и от дома № 115 до дома № 123; при вынесении предписания не были учтены все требования ГОСТ относительно тротуаров.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» Башкурков П.А. просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела, выслушав главу администрации Сухобузимского сельсовета Майер И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 статьи 13, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2005 года № 13-3037 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» Сухобузимский сельсовет наделен статусом сельских поселений.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта «б» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются в том числе обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пп. «д» п. 6.1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, вносить предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 8 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации руководители подразделений Госавтоинспекции на районном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур», а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур».
В силу пп. «б» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Согласно п. 5.3.2.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст «Об утверждении национального стандарта» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел/сутки.
Согласно п. 4.5.1.2. ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений согласно СП 42.13330.2016 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр.
Признавая пункт 1 предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Емельяновскому и Сухобузимскому районам ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» № 225 от 26.09.2018 года об организации мероприятий по обустройству тротуаром (пешеходными дорожками) участка дороги по ул. Ленина в с. Сухобузимское Сухобузимского района от дома № 23 до дома № 65 (общей протяженностью 700 метров) незаконным, суд первой инстанции исходил из отсутствия возможности устройства тротуара на участке дороги от дома № 23 до дома № 65, поскольку между ними находится земельный участок с кадастровым номером 24:35:0000000:1393, адрес: центральная часть с. Сухобузимское, площадью 34011 +/- 129 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, предназначенный для строительства объекта «Музейно-Гостиничный комплекс «Суриков Посад», права на земельный участок ограничены в соответствии со ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, проектно-сметной документацией Музейно-Гостиничного комплекса «Суриков Посад», выкопировками из публичной кадастровой карты.
Отказывая в удовлетворении административного иска в остальной части, суд исходил из того, что предписание в части возложения обязанности обустроить участок дороги в с. Сухобузимское по ул. Ленина, от дома №69 до дома №74 (общей протяженностью 100 метров), участок дороги в с.Сухобузимское по ул. Ленина, от дома №115 до дома №123 (общей протяженностью 150 метров) тротуаром или пешеходными дорожками в соответствие с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТР 52766-2007, пункта 11.5 СП42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*(с Поправкой), соответствует требованиям закона, а указанные в нем недостатки подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Выводы суда об этом подробно мотивированы и подтверждаются материалами дела, из которых следует, что в ходе проверки состояния автомобильной дороги выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Согласно выявленным недостаткам в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги 24 сентября 2018 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Емельяновскому и Сухобузимскому районам ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» Коровкиным Е.Ю. в адрес администрации Сухобузимского сельсовета было вынесено предписание №225 от 26.09.2018 года об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в срок до 31.10.2019 года, а именно предписано: 1) в с. Сухобузимское участок дороги по ул. Ленина, от дома №23 до дома №65 (общей протяженностью 700 метров) обустроить тротуаром или пешеходными дорожками в соответствие с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, пункта 11.5 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*(с Поправкой); 2) в с. Сухобузимское участок дороги по ул. Ленина, от дома №69 до дома №74 (общей протяженностью 100 метров) обустроить тротуаром или пешеходными дорожками в соответствие с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, пункта 11.5 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*(с Поправкой); 3) в с. Сухобузимское участок дороги по ул. Ленина, от дома №115 до дома №123 (общей протяженностью 150 метров) обустроить тротуаром или пешеходными дорожками в соответствие с требованиями подпункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, пункта 11.5 СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*(с Поправкой).
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия учитывает, что вынесенное предписание является законным и вынесено в адрес администрации Сухобузимского сельсовета уполномоченным должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Емельяновский» в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации и соблюдения требований безопасности дорожного движения, выявленных при надзоре за дорожным движением.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в апелляционной жалобе не приведены доводы о нарушении пунктами 2 и 3 предписания каких-либо прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Иная оценка автором апелляционной жалобы доказательств и иное толкование норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Основания для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии отсутствуют, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 13 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: