Судья Орлова Т.А. адм. дело № 33а–12287/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 16 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Черкуновой Л.В.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Олюшиной Г.И. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара обратилось в суд с административным исковым заявлением к Олюшиной Г.И. о взыскании пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 10.06.2003 г. по 26.07.2011 г. Олюшина Г.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
За несвоевременную уплату страховых взносов за 2010–2011 гг. Олюшиной Г.И. доначислены пени на обязательное пенсионное страхование за период с 07.12.2011 г. по 23.12.2014 г., пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. на обязательное медицинское страхование за период с 08.12.2011 г. по 23.12.2014 г. в общей сумме 6 440,15 руб.
Требование административного истца об уплате пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование Олюшиной Г.И. не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара просило суд взыскать с Олюшиной Г.И. пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. на обязательное пенсионное страхование за период с 07.12.2011 г. по 23.12.2014 г. в сумме 5 492,59 руб., пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 947,56 руб., в том числе: в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 452,25 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 495,31 руб.
Олюшина Г.И. обратилась в порядке статьи 131 КАС РФ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара с встречным административным исковым заявлением о списании с ее лицевого счета задолженности и просила суд признать безнадежной задолженность по недоимкам на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии за период 2010–2011 гг. в сумме 18 091,02 руб., на страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляемые в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период 2010–2011 гг. в сумме 1 489,52 руб., на страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляемые в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период 2010–2011 гг. в сумме 1 631,43 руб., а всего на сумму 21 211,97 руб.; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара осуществить списание безнадежной недоимки по страховым взносам, числящейся за Олюшиной Г.И., за период 2010–2011 гг. в сумме 21 211,97 руб.; признать недействительным и не подлежащим удовлетворению требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара от 23.12.2014 г. № 07700640224747 об уплате пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. в сумме 6 440,15 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 27 января 2016 года административный иск Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара о взыскании пени удовлетворен.
С Олюшиной Г.И. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара взысканы пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. на обязательное пенсионное страхование за период с 07.12.2011 г. по 23.12.2014 г. в сумме 5 492,59 руб., в том числе: - на финансирование страховой части трудовой пенсии – 5 492,59 руб.; пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. на обязательное медицинское страхование за период с 08.12.2011 г. по 23.12.2014 г. в сумме 947,56 руб., в том числе: - в ФФОМС в сумме 452,25 руб., в ТФОМС – 495,31 руб., а всего 6 440,15 руб.
В доход местного бюджета с Олюшиной Г.И. взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Олюшиной Г.И. о списании безнадежной недоимки по страховым взносам отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Олюшина Г.И. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении встречных административных исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара Платонова С.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Олюшина Г.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Обязанность индивидуальных предпринимателей правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена статьей 28 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ).
Частью 9 статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1).
Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5).
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в период с 10.06.2003 г. по 26.07.2011 г. Олюшина Г.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Установлено, что в период с 2010 по 2011 годы Олюшина Г.И. несвоевременно производила оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 55 Самарской области от 14.06.2013 г. с Олюшиной Г.И. взыскана задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов за 2010–2011 гг. в пределах сумм, указанных в требованиях № 07700640210199, № 07700640210200 от 07.12.2011 г. (л.д. 51 – 53).
В связи с непогашением Олюшиной Г.И. недоимки по страховым взносам за 2010–2011 гг. были доначислены пени и направлено требование № 07700640224747 от 23.12.2014 г. об уплате пеней в сумме 6 440,15 руб. сроком уплаты до 13.01.2015 г. (л.д. 7).
Доказательств исполнения данного требования административным ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок пенсионный фонд обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
22.06.2015 г. по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара мировым судьей вынесен судебный приказ № 2-483/15 о взыскании с Олюшиной Г.И. пени в размере 6 440,15 руб.
Определением того же судьи от 15.07.2015 г. судебный приказ по заявлению Олюшиной Г.И. отменен.
Установлено, что начисленные пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачены, в связи с чем Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара обратилось в суд (07.10.2015 г.) с административным иском о взыскании с Олюшиной Г.И. пени в принудительном порядке.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований пенсионного фонда о взыскании с административного ответчика пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2010–2011 гг. в размере 6 440,15 руб.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Разрешая встречное административное исковое заявление Олюшиной Г.И. о признании безнадежной и подлежащей списанию недоимки по страховым взносам за период с 2010 г. по 2011 г. в сумме 21 211,97 руб., признании недействительным требования от 23.12.2014 г. № 07700640224747 об уплате пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в 2010–2011 гг. в сумме 6 440,15 руб., суд первой инстанции с учетом положений ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ правомерно указал, что основания для признания безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам», отсутствуют.
Статьей 23 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (ч. 2).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал Олюшиной Г.И. в удовлетворении встречного административного иска о списании безденежной недоимки по страховым взносам.
Доводы апелляционной жалобы Олюшиной Г.И. о том, что пенсионным фондом пропущен срок для предъявления требований о взыскании пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам за 2010–2011 гг., являются несостоятельными, поскольку срок, установленный законом для взыскания пени, по настоящему делу не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Олюшиной Г.И. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи