ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12301/2023 от 17.08.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0056-01-2023-000449-66

Дело № 33а-12301/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 17.08.2023

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Федина К.А.,

судей Антропова И.В., Насыкова И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ПаначёвойО.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-473(2)/2023 по административному исковому заявлению заместителя Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тавдинского городского округа о признании действий по установлению срока отселения граждан из аварийного дома незаконными, признании постановления администрации Тавдинского городского округа незаконным в части, возложении обязанности установить разумный срок отселения жителей многоквартирного дома,

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26.04.2023.

Заслушав доклад председательствующего судьи Федина К.А., судебная коллегия

установила:

заместитель Тавдинского городского прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать действия Администрации Тавдинского городского округа по установлению срока не позднее 30 ноября 2026 года отселения граждан из аварийного многоквартирного дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавде незаконным; признать постановление Администрации Тавдинского городского округа от 08 февраля 2023 № 157 «О внесении изменений в постановление Администрации Тавдинского городского округа от 01 сентября 2020 № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу» незаконным в части установления срока отселения граждан в срок не позднее 30 ноября 2026 года; возложить на Администрацию Тавдинского городского округа обязанность установить разумный срок отселения граждан из аварийного многоквартирного дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавде, но не позднее 31 декабря 2024 года.

В обоснование административного иска указано, что Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищных прав граждан по обращению Никулина В.Н., в интересах Шельпяковой Ю.Ю., проживающей в многоквартирном доме № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавда Свердловской области. В текущем периоде 2023 года на территории Тавдинского городского округа реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». По национальному проекту «Жилье и городская среда» в 2023 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда запланировано финансирование в размере 55 574 226,87 рублей из средств областного бюджета, 80 204 000,00 рублей - из средств местного бюджета на мероприятие переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, д. 7, 1930 года ввода в эксплуатацию, является двухэтажным, состоит из 8 квартир, включен в программу расселения из аварийного жилищного фонда.

Согласно техническому отчету специализированной организации ООО «ПИИ Галс» от 02 июля 2020 № Р-003-20-ТЗ, проводившей обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, д. 7, следует, что техническое состояние несущих конструкций многоквартирного дома характеризовалось как аварийное, несущая способность конструкций исчерпана, процент физического износа жилого дома на момент проведения обследования составляет 92%.

С учетом указанного заключения, Администрацией Тавдинского городского округа принято постановление от 01 сентября 2020 № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу», в котором срок отселения граждан из данного дома установлен не позднее 31 декабря 2026 года.

Решением Тавдинского районного суда от 21 октября 2022 года административные исковые требования Тавдинского городского прокурора, действующего в интересах жителей жилого дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавде Свердловской области к Администрации Тавдинского городского округа удовлетворены.

Признано незаконным постановление Администрации Тавдинского городского округа от 01 сентября 2020 № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан в срок не позднее 31 декабря 2026 года.

На Администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав административных истцов, проживающих в доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, д. № 7.

В рамках исполнения решения суда Администрацией принято постановление от 08 февраля 2023 № 157 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 01 сентября 2020 № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу» перенесен срок отселения граждан из аварийного многоквартирного дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавда - не позднее 30 ноября 2026 года.

Установленный в постановлении от 08 февраля 2023 № 157 срок отселения граждан аварийного дома до 30 ноября 2026 незначительно отличается от срока, ранее установленного постановлением от 01 сентября 2020 № 1164, признанного решением суда от 21 октября 2022 незаконным.

Таким образом, Администрация Тавдинского городского округа проигнорировала решение Тавдинского районного суда от 21 октября 2022 года.

Разумный срок отселения граждан можно рассчитать по возможности последующего предоставления гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений. Строительство многоквартирного дома затрачивает самое длительное время по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Так время для строительства многоквартирного дома примерно занимает 2 года. Примером установления срока является строительство многоквартирного дома № 50г по ул. Ленина в г. Тавде. Согласно проектной декларации № 66-001258 от 08 января 2023 г. застройщика ООО «Специализированный застройщик ГОРСТРОИ» началом реализации проекта является 4 квартал 2022 года, планируемый квартал и год выполнения этапа реализации проекта строительства - 4 квартал 2023 года, планируемая дата передачи застройщиком объекта строительства - 01 ноября 2023.

Установление конкретного срока отселения является полномочием Администрации Тавдинского городского округа, вместе с тем ограничение по установлению срока не позднее 31 декабря 2024 г. не противоречит требованиям законодательства, соответствует судебной практике (Кассационное определение седьмого Кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 № 88а-7578/2022), и необходимо, чтобы исключить злоупотребление администрации правом на установление срока отселения граждан из аварийного дома.

Непринятие незамедлительных мер Администрацией Тавдинского городского округа может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций указанного жилого дома или его части, создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц.

Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 26.04.2023 административные исковые требования заместителя Тавдинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тавдинского городского округа удовлетворены. Признаны незаконными действия Администрации Тавдинского городского округа по установлению срока не позднее 30 ноября 2026 года отселения граждан из аварийного многоквартирного дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавде.

Признано незаконным постановление Администрации Тавдинского городского округа от 08 февраля 2023 № 157 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа от 01 сентября 2020 № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом №7, в срок не позднее 30 ноября 2026 года.

На Администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность установить разумный срок отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы указал, что определение продолжительности срока относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Установленный срок отселения граждан, проживающих в данном доме, полагает обоснованным и достаточным для проведения всех предусмотренных законом сроков и процедур по изъятию земельного участка под многоквартирный дом и реализации жилищных прав граждан.

Тавдинским городским прокурором Михайленко А.А. принесены возражения на апелляционную жалобу административного ответчика, просит решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26.04.2023 оставить без изменения.

Представитель административного истца старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Плотникова С.О. в судебном заседании судебной коллегии с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26.04.2023 оставить без изменения.

Представитель административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа, заинтересованное лицо Щельпякова Ю.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом почтой, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.

Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, вместе с тем в силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, 7, 1930 года постройки, является двухэтажным, состоит из 8 квартир.

Согласно информации представленной МО МВД России «Тавдинский» от 05 апреля 2023 года на регистрационном учете в доме № 7 по ул. 2-я Линия по настоящее время состоят: в ***: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, в ***: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***; в ******; в ***: ***, ***, ***; в ******; в ***: ***, ***; в ***: ***, ***; в *** на регистрационном учете никто не состоит.

Согласно справкам, представленным МБУ ТГО «ЕАЗ» от 12 апреля 2023 года в доме № 7 по ул. 2-я Линия по настоящее время зарегистрированы: в *** на регистрационном учете никто не состоит; в ***: ***, ***, ***, ***; в ******; в ***: ***, ***.

Межведомственной комиссией Тавдинского городского округа от 07 августа 2020 года по результатам рассмотрения заключения № Р-003-20-ТЗ по итогам технического обследования дома на предмет износа и аварийности на территории Тавдинского городского округа Свердловской области, расположенного по адресу: г. Тавда, ул. 2-я Линия, д.7, выполненного ООО «ПИИ ГАЛС» от 02 июля 2020 года, принято заключение № 32 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, д. 7, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Главы Тавдинского городского округа № 1164 от 01 сентября 2020 года многоквартирный дом по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом 7, признан аварийным и подлежащим сносу. В части 2 пункта 3 данного постановления установлен срок отселения граждан, проживающих в вышеназванном многоквартирном доме, в срок не позднее 31 декабря 2026 года.

07 октября 2022 года в адрес жителей дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавде администрацией Тавдинского городского округа направлены уведомления с предложением выбрать имеющиеся жилые помещения маневренного фонда.

Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 21 октября 2022 года признано незаконным постановление администрации Тавдинского городского округа № 1164 от 01 сентября 2020 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, дом № 7, в срок не позднее 31 декабря 2026 года.

Решение суда от 21 октября 2022 года вступило в законную силу 26 января 2023 года.

Постановлением Администрации Тавдинского городского округа от 08 февраля 2023 года № 157 «О внесении изменений в постановление администрации Тавдинского городского округа № 1164 от 01 сентября 2020 года «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия, №7, аварийным и подлежащим сносу» срок отселения установлен - не позднее 30 ноября 2026 года.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не доказана разумность установленного в постановлении Администрации Тавдинского городского округа № 157 от 08 февраля 2023 года «Овнесении изменений в постановление Администрации Тавдинского городского округа от 01 сентября 2020 года № 1164 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, город Тавда, улица 2-я Линия дом 7, аварийным и подлежащим сносу» срока отселения граждан – не позднее 30 ноября 2026 года. Приходя к такому выводу, суд принял во внимание, что согласно заключению Р-003-20-ТЗ по результатам технического обследования дома на предмет износа и аварийности на территории Тавдинского городского округа Свердловской области по адресу: г. Тавда, ул. 2-я Линия, д.7, выполненного ООО «ПИИ ГАЛС» в 2020 году, объект обследования - жилой дом, в целом не соответствует требованиям нормативной и технической документации в строительстве. В результате технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома установлено, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Общее состояние конструкций жилого дома согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Фундамент, ограждающие самонесущие стены, перекрытие пола 1 этажа, чердачное перекрытие, кровля на момент обследования, находились в аварийном состоянии. Полы, окна и двери, инженерные системы (отопление, электроснабжение), на момент обследования, находились в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Экспертом сделан вывод, что по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавда Свердловской области по состоянию на 18 июня 2020 года процент физического износа составил 92%. Техническое состояние жилых помещений указанного жилого дома не соответствует предъявленным требованиям п.п. 15,16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006).

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, что административным ответчиком в рассматриваемом случае не доказана разумность установленного срока отселения жителей многоквартирного жилого дома по причине аварийного состояния и возможности внезапного обрушения.

Действительно, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает их необоснованными. Как следует из информации Тавдинского БТИ от 10 апреля 2023 года № 01-01/307, по данным технической инвентаризации по состоянию на 21 мая 2003 года общий процент физического износа жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 2-я Линия, д.7, составлял 70 %.

Согласно Заключению Р-003-20-ТЗ по результатам технического обследования дома на предмет износа и аварийности на территории Тавдинского городского округа Свердловской области по адресу: г. Тавда, ул. 2-я Линия, д.7, выполненного ООО «ПИИ ГАЛС» в 2020 году, специалистом сделан вывод, что объект обследования - жилой дом, в целом не соответствует требованиям нормативной и технической документации в строительстве. В результате технического обследования состояния строительных конструкций жилого дома установлено, что жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Общее состояние конструкций жилого дома согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Фундамент, ограждающие самонесущие стены, перекрытие пола 1 этажа, чердачное перекрытие, кровля на момент обследования, находились в аварийном состоянии. Полы, окна и двери, инженерные системы (отопление, электроснабжение), на момент обследования, находились в ограниченно-работоспособном техническом состоянии.

Экспертом сделан вывод, что по результатам технического обследования многоквартирного жилого дома № 7 по ул. 2-я Линия в г. Тавда Свердловской области по состоянию на 18 июня 2020 года процент физического износа составил 92%. Техническое состояние жилых помещений указанного жилого дома не соответствует предъявленным требованиям п.п. 15,16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006).

При таких обстоятельствах, признавая неразумными установленные сроки переселения жильцов указанного дома, суд правильно исходил из того, что столь длительный срок отселения нарушает права граждан на жилище и его безопасность, а также представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме не проводилось; каких-либо актов осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учётом аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в адрес жителей указанного дома направлены уведомления, в которых жильцам предлагалось переселиться в маневренный фонд, не влияют на оценку разумности срока отселения граждан из признанного аварийным дома и не свидетельствует об отсутствии нарушения жилищных прав заинтересованных лиц. Кроме того, в нарушение норм жилищного законодательства договор найма маневренного жилого фонда на заключение заинтересованному лицу не предлагался. В направленном на его имя уведомлении отсутствуют указание на срок переселения, площади предлагаемых квартир.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий К.А. Федин

Судьи И.В. Антропов

И.Г. Насыков