Судья Седякина И.В. Дело № 33а-12317
25RS0002-01-2018-006444-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Судницыной С.П., Пилипенко Е.В.
при секретаре Чапиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределённого округа лиц о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока», администрацию г.Владивостока по апелляционной жалобе администрации г.Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 31 августа 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора Фрунзенского района г.Владивостока удовлетворено: на МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока», расположенное по адресу: <адрес> возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в здании детского сада на кабелях и проводах систем противопожарной защиты (далее СПЗ), проложенных одиночно и группой, разместить показатели пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования (разместить соответствующую маркировку на кабелях); в коридорах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей на всех этажах здания разместить аварийное эвакуационное освещение; в помещениях здания дошкольной образовательной организации подкласса Ф 1.1 декоративно отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью чем класс КМ2 (линолеум, ковровые покрытия) установить с сертификатом соответствия. На администрацию г.Владивостока возложена обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации г.Владивостока – ФИО1, прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ОНД Фрунзенского района г.Владивостока УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока». По результатам проведения проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности. Согласно представленной информации нарушения не были устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя администрации г.Владивостока. Просит возложить на МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в здании детского сада на кабелях и проводах систем противопожарной защиты (далее СПЗ), проложенных одиночно и групповой, разместить показатели пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования (разместить соответствующую маркировку на кабелях); в коридорах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей на всех этажах здания разместить аварийное эвакуационное освещение; в помещениях здания дошкольной образовательной организации подкласса Ф 1.1 декоративно отделочные материалы и покрытия полов (кроме помещений №№ 25, 28, 29, 40, 43 1-го этажа по техническому паспорту) и частично потолки (часть потолков помещений облицованы плиткой ПВХ) с более высокой пожарной опасностью чем класс КМ2 (линолеум, ковровые покрытия, плитка ПВХ) установить с сертификатом соответствия и актом выполненных работ. На администрацию г.Владивостока возложить обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований пожарной безопасности.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации г.Владивостока не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что управление по работе с муниципальными учреждениями образования г.Владивостока является главным распорядителем денежных средств. Какие-либо средства по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока предусмотреть не представляется возможным, т.к. администрация не выдает муниципальные задания учреждениям образования и не является для них главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа.
Представитель МБДОУ «Детский суд № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации г.Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
Согласно ст.2 Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст.53 Закона каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Согласно ч.9 ст.82 Закона светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию (ч.1 ст.84 Закона).
Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (ч.1, 7 ст.134 Закона).
Пунктами 4.4 - 4.9 Свода правил СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года N 115, установлены требования пожарной безопасности к кабелям и проводам СПЗ.
Согласно п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
По делу установлено, что государственным инспектором Фрунзенского района г.Владивостока по пожарному надзору была проведена внеплановая выездная проверка МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока», по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: кабели и провода, проложенные одиночно и групповой, не имеют требуемых показателей пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования (отсутствует соответствующая маркировка на кабелях); на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (знаки, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану), направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого или желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по путям эвакуации), относящихся к указательным элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы, выполненные из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ; в коридорах и на лестничных клетках, служащих для эвакуации людей, на всех этажах здания отсутствует аварийное эвакуационное освещение; в помещениях здания дошкольного образовательного учреждения подкласса Ф 1.1 применены декоративно-отделочные материалы и покрытия полов (кроме помещений №№ 25, 28, 29, 40, 43 1-го этажа по техническому паспорту) и частично потолков (часть потолков помещений облицованы плиткой ПВХ) с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (линолеум, ковровые покрытия, плитка ПВХ не представлен сертификат соответствия с актом выполненных работ).
По факту выявленных нарушений 19 июля 2017 года заведующей МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №.
По требованию прокурора дошкольным образовательным учреждением представлена информация об исполнении предписания, в соответствии с которой п.п. 1, 3, 4 предписания не выполнены, сообщено о том, имеются знаки, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (знаки, указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым можно вызвать пожарную охрану); в боковых проемах коридора дошкольного учреждения на потолке демонтирована плитка ПВХ; установка ФЭС нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны администрации г.Владивостока, доказательства обратного административными ответчиками не представлены.
Согласно п.1.6 Устава МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» учредителем и собственником имущества учреждения является Владивостокский городской округ в лице администрации г.Владивостока.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию г.Владивостока подлежит возложению обязанность обеспечить финансирование устранения выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, а МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» - устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Владивостока не является надлежащим ответчиком, поскольку управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока является главным распорядителем денежных средств, является необоснованным.
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
С учетом вышеизложенных норм на администрации г.Владивостока как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении.
В то же время, принимая во внимание порядок финансирования мероприятий в рамках муниципальных программ с учетом особенностей бюджетного законодательства, порядок взаимодействия субъектов системы муниципального заказа в г.Владивостоке, характер и объем подлежащих совершению действий, судебная коллегия полагает необходимым установить администрации г.Владивостока срок обеспечения финансирования (выделения денежных средств) – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» срок для устранения нарушения требований пожарной безопасности – 3 месяца со дня выделения администрацией г.Владивостока финансирования на эти цели.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владивостока – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 31 августа 2018 года указанием на установление срока исполнения обязанности.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока» устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение трех месяцев со дня выделения администрацией г.Владивостока финансирования на эти цели.
Обязать администрацию г.Владивостока исполнить обязанность по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности МБДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида г.Владивостока», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи