Дело № 33а-12317/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2019 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мугиновой Р.Х.,
судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,
при секретаре Валееве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов - отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов.
В обоснование исковых требований указала, что в январе 2019 года ФИО1 обратилась в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» по поводу постановки ее на учет в качестве безработного гражданина. На учет была постановлен 22 января 2019 года. ФИО1 сразу же заявила работникам Центра занятости о своем желании зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, на что ей устно было предложено составить и представить бизнес-план. Готовый бизнес-план истец представила 27 января 2019 года. Истец указывает, что в нарушение требований административного регламента Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», в Центре занятости не оформили и не приняли от нее Заявление о предоставлении безработному гражданину государственной услуги (приложение №2 к Административному регламенту), как и не оформили Предложение о предоставлении государственной услуги (приложение №3 к Административному регламенту). В связи с этим, ФИО1 самостоятельно по своей инициативе составила заявление о предоставлении безработному гражданину государственной услуги и 13 февраля 2019 года вручила сотруднику Центра занятости. В нарушение п. 2.15, п. 3.2 Административного регламента ее заявление от 13 февраля 2019 года не было зарегистрировано в программно-техническом комплексе, содержащим регистр физических лиц. Также по ее заявлению от 13 февраля 2019 не было выполнено мероприятие, предусмотренное подп. 4 п. 3.1 Административного регламента, а именно оказание безработным гражданам финансовой помощи. 01 марта 2019 гола в Центре занятости состоялось заседание комиссии по отбору претендентов на оказание единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности. Большинство членов комиссии одобряли проект ФИО1, но председательствующий комиссии критиковал ее бизнес-проект. Истец указывает, что Административным регламентом проведение каких-либо конкурсов или решение вопроса о предоставлении финансовой помощи коллегиальным органом не предусмотрено. В предоставлении финансовой поддержки истцу было отказано. Полагает, что решение об отказе в предоставлении финансовой помощи принято с нарушением Административного регламента.
ФИО1 просила суд признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении заявителю ФИО1 единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, оформленного протоколом №1 от 01 марта 2019 года комиссии по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами с целью получения субсидии на содействие самозанятости при ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья»; обязать ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» выделить ФИО1 единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины месячного пособия по безработице без учета районного коэффициента, но не менее 96 000 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 года перешла к рассмотрению дела по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2019 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО2 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 В обоснование жалобы указывает, что недостаточное выделение из бюджета денежных средств на оказание единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, не являются основанием для отказа заявителем в предоставлении финансовой помощи. Судом необоснованно отклонены ходатайства о вызове для допроса в качестве свидетелей членов комиссии и остальных безработных граждан, которые бы подтвердили, что при рассмотрении бизнес-планов не было кворума для принятия решения. Судом не дана оценка доводам истца о том, что по всем рейтинговым параметрам у истца, по сравнению с остальными заявителями, среднеарифметическая сумма рейтинговых баллов составляет 2,66 балла, а не 1,76 балла, как отражено в оценочной ведомости.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» – ФИО3 и ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании приказа ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от 28 января 2019 года №99 ФИО1 признана безработной с 22 января 2019 года.
13 февраля 2019 года ФИО1 обратилась в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (по форме приложения №2 к Административному регламенту Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации»).
Судом также установлено и следует из пояснений представителя ответчика ФИО5, форма заявления для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности не установлена, специалист центра занятости не имел права отказать ФИО1 в участии по получению единовременной финансовой помощи со ссылкой на неверную форму.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 не оспаривал, что заявление ФИО1 от 13 февраля 2019 года подано для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.
Тем самым заявление ФИО1 от 13 февраля 2019 года, поданное по форме приложения №2 к Административному регламенту, было расценено как обращение для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.
01 марта 2019 года было проведено заседание комиссии по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами с целью получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, которое оформлено протоколом от 01 марта 2019 года №1.
Согласно данному протоколу, комиссией в составе председателя комиссии - директора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО10, и членов комиссии: главного инспектора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО11, главного бухгалтера ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО6, заместителя начальника отдела по экономическому развитию, инновациям и инвестициям администрации городского округа г. Сибай РБ ФИО7, и.о. директора МУП «УК БЦ «Деловой Мир Зауралья» ФИО8, заместителем начальника отдела камеральных проверок №2 Межрайонной ИФНС №37 по РБ ФИО9, при секретаре комиссии главного инспектора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО, рассмотрены бизнес-планы безработных граждан, в том числе ФИО1 на открытие центра по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.
На заседание комиссии была приглашена и участвовала ФИО1
По результатам заседания комиссией принято решение отказать ФИО1 в предоставлении финансовой помощи (принято единогласно) на открытие центра по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения в виду наличия в городе реабилитационного центра для детей-инвалидов, наличия в городе услуги по оказанию бесплатной юридической помощи, отсутствием соискателей, квалифицированных специалистов по реабилитации детей-инвалидов, достаточно высокого уровня конкуренции в городе - наличие в городе около 5 тренажерных залов, в том числе и с сауной. Рекомендовано доработать бизнес-план в части выбора, в первую очередь более прибыльного направления для предпринимательской деятельности (оздоровительные сауны, тренажерный зал), во вторую очередь, либо совсем исключив, оказание бесплатной юридической помощи в связи с отсутствием получения дохода от данного направления и претендовать повторно на получение единовременной финансовой помощи, принять участие в программе по трудоустройству инвалидов с получением субсидии на организацию рабочего места для инвалида в размере 75 200 рублей на одно рабочее место.Суд первой инстанции пришел к выводу, что данное решение принято в установленном порядке.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2012 № 81 утвержден Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан (далее Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка, данный Порядок определяет условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (далее - граждане), при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также условия предоставления единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - содействие самозанятости безработных граждан).
Как указано в п. 2 Порядка, единовременная финансовая помощь, указанная в пункте 1 настоящего Порядка, предоставляется гражданину, обратившемуся в государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы и государственные казенные учреждения межрайонные центры занятости населения (далее - Центр занятости) и зарегистрированному в качестве безработного в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Пунктом 3 Порядка установлено, что для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности граждане представляют в Центр занятости следующие документы: а) заявление на участие в мероприятиях по содействию самозанятости безработных граждан; б) бизнес-план предпринимательской деятельности (далее - бизнес-план); в) проект устава организации в случае создания юридического лица.
Для решения вопроса о выделении гражданину единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности Центр занятости создает и организует работу комиссии по рассмотрению бизнес-планов, представляемых гражданами (далее -комиссия), в состав которой включаются директор и специалисты Центра занятости, а также по согласованию представители органов местного самоуправления Республики Башкортостан, органов, осуществляющих содействие развитию предпринимательства (советов, союзов, ассоциаций и др.), налоговых органов, финансово-кредитных организаций. Состав комиссии и ее положение утверждаются Центром занятости (п.5 Порядка).
В соответствии с п. 6 Порядка, комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает бизнес-план с приглашением на заседание комиссии гражданина, его представившего.
На основании положительного заключения комиссии Центр занятости в 10-дневный срок после рассмотрения комиссией бизнес-плана заключает с гражданином договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.
Как определено в п. 9 Порядка, Центр занятости на основании договора, указанного в п. 6 настоящего Порядка, предоставляет гражданину единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности.
Приказом ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от 01 сентября 2017 года №61 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению бизнес-планов в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» (далее Положение о комиссии).
Положением о комиссии установлено, что состав комиссии и ее положение утверждаются директором Центра занятости (п. 3.1); заседание комиссии организуется в течение 30 дней со дня регистрации заявления гражданина (п. 4.1); заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов от утвержденного состава (п. 4.2); основными критериями оценки бизнес-плана являются: степень готовности бизнес-плана к внедрению; планируемое количество создаваемых новых дополнительных рабочих мест в период реализации проекта; наличие стажа и/или опыта работы по соответствующему бизнес-плану виду деятельности (п. 4.6); оценка бизнес-планов комиссией производится в соответствии со следующим порядком: комиссия оценивает бизнес-планы по 3-бальной системе в соответствии с критериями, установленными в п. 4.6 настоящего положения и согласно шкале, приведенной в оценочной ведомости (приложение к настоящему положению) (п. 4.7); по результатам оценки бизнес-планов комиссия принимает одно из следующих решений: бизнес-план, итоговый средний балл которого равен или более 2,0 - предоставить единовременную финансовую помощь; бизнес-план, итоговый средний балл которого менее 2,0 - отказать в предоставлении единовременной финансовой помощи.
При этом, пунктом 4.9 Положения о комиссии установлено, что заседание и решение комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.
Заявление ФИО1 от 13 февраля 2019 года было рассмотрено в установленный тридцатидневный срок на заседании комиссии 01 марта 2019 года, с приглашением на заседание комиссии ФИО1
Приказом ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от 26 февраля 2019 года №28 создана комиссия на 2019 год по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами, и утвержден состав комиссии.
Заседание комиссии 01 марта 2019 являлось правомочным, поскольку присутствовали все лица утвержденного состава.
Представленный ФИО1 бизнес-план «Центр по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения» был оценен комиссией, что подтверждается оценочной ведомостью.
Из оценочной ведомости видно, что бизнес-план ФИО1 оценен комиссией по основным критериям оценки бизнес-плана:
- степень готовности бизнес-плана к внедрению: оценки членов комиссии в баллах -2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, средний балл - 2;
планируемое количество создаваемых новых дополнительных рабочих мест в период реализации проекта: оценки членов комиссии в баллах - 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, средний балл - 2;
наличие стажа и/или опыта работы по соответствующему бизнес-плану виду деятельности: оценки членов комиссии в баллах - 2, 1,2, 1, 1, 1, 1, средний балл - 1,28. Итоговый средний балл 1,76.
Тем самым итоговый средний балл бизнес-плана ФИО1 составил 1,76, в то время как положительное решение предоставить единовременную финансовую помощь принимается в случае, если итоговый средний балл равен или более 2,0.
Заседание и решение комиссии оформлены протоколом от 01 марта 2019 года №1, который подписан председателем и секретарем комиссии.
Процедура принятия решения соблюдена в полной мере. Форма принятого решения, правомочность комиссии соответствуют Положению о комиссии.
Следовательно, оснований для признания незаконным решения комиссии, оформленной протоколом от 01 марта 2019 №1, не имеется.
Учитывая, что комиссией принято решение отказать ФИО1 в предоставлении финансовой помощи, данное решение не отменено и не признано незаконным, у суда отсутствовали также правовые основания для обязания ответчика ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» выделить ФИО1 единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины месячного пособия по безработице без учета районного коэффициента, но не менее 96 000 рублей.
Отклоняя доводы стороны административного истца о том, что имеются нарушения Административного регламента Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», суд первой инстанции исходил из следующего.
Действительно, приказом Минтруда РБ от 08 июля 2014 года N 355-0 утвержден Административный регламент Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации» (далее - Административный регламент).
В п. 2.1 Административного регламента раскрыто понятие государственной услуги - содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства либо содержащего сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
Тем самым Административный регламент предусматривает предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи на ведение не на регистрацию, не на подготовку документов для регистрации, а именно на ведение предпринимательской деятельности определяются Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2012 года N 81).
Таким образом, ссылка административного истца на указанный Административный регламент является ошибочной.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по всем рейтинговым параметрам у истца, по сравнению с остальными заявителями, среднеарифметическая сумма рейтинговых баллов составляет 2,66 балла, а не 1,76 балла, как отражено в оценочной ведомости, не состоятельны.
В данном случае итоговый средний балл бизнес-плана ФИО1 составил 1,76. При этом среднеарифметическая сумма рейтинговых баллов по сравнению с остальными заявителями в данном случае не учитывается на основании вышеуказанного Положения о комиссии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что недостаточное выделение из бюджета денежных средств на оказание единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, не являются основанием для отказа заявителем в предоставлении финансовой помощи, несостоятельны.
В данном случае ФИО1 отказано в предоставлении единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности не в связи отсутствием бюджетных средств, а в связи не прохождением комиссии по рассмотрению бизнес-планов.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, так как в соответствии со статьей 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную административным ответчиком в суде первой инстанции, которые были предметом исследования суда, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Кутлубаев А.А.