ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12367/16 от 04.10.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья: Васильева И.Л. № 33а-12367/16

Судья-докладчик: Харин Р.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 4 октября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И., Папуши А.С.

при секретаре Жаповой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Баженовой Г.А. к Мэру Шелеховского муниципального района о признании незаконным действия (бездействия) Мэра Шелеховского муниципального района, признании незаконным решения принятия без правовых оснований распоряжения Мэра от 01.10.2008 года, восстановлении нарушенного права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета Шелеховского района к государственной пенсии, восстановлении нарушенного права на пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости, восстановлении нарушенного права на перерасчет ежемесячной доплаты, признании незаконным и недействующим распоряжения Мэра от 01.10.2008 года начиная с 01.09.2008 года

по апелляционной жалобе Баженовой Г.А.

на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 мая 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Баженова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просит суд признать незаконными действия (бездействия) Мэра Шелеховского муниципального района Иркутской области в нарушения полномочий и несоответствующие Уставу района, Конституции Российской Федерации; несоответствующие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и в совокупности нарушающие право: на ранее предоставленную ежемесячную доплату к государственной пенсии, начиная с 03 марта 2004 года по 31 августа 2008 года; на пенсию за выслугу лет за счёт бюджета Шелеховского района к государственной пенсии, начиная с 29 октября 2007 года и пожизненно; на перерасчёт ежемесячной доплаты с 29 октября 2007 года по 31 августа 2008 года включительно; начиная с 01 сентября 2008 года, созданы препятствия к осуществлению права на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета Шелеховского района к государственной пенсии и к страховой пенсии по старости, в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе.

Признать незаконным решение о принятии без правовых оснований Распоряжения Мэра № 237-р от 01.10.2008 года «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсиипо старостимуниципальным служащим Шелеховского района, которым ранее была установлена доплата к государственной пенсии»и изложенное в такой редакции в нарушения полномочий, несоответствующее Уставу и Конституции Российской Федерации, несоответствующие нормативным правовым актам, регулирующие спорные отношения, которым созданы препятствия к осуществлению права: на пенсию за выслугу лет за счёт средств Шелеховского бюджета к государственной пенсии, в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе, начиная с 29 октября 2007 года и пожизненно; на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета Шелеховского района к страховой пенсии по старости в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе, начиная с 02 января 2010 года и пожизненно.

Восстановить нарушенное право на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета Шелеховского района к государственной пенсии, вместо ранее назначенной ежемесячной доплаты в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе, начиная с 29 октября 2007 года и пожизненно.

Восстановить нарушенное право на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета Шелеховского района к страховой пенсии по старости, в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе (к одной по моему выбору), начиная с 02 января 2010 года и пожизненно.

Восстановить нарушенное право на перерасчёт ежемесячной доплаты до размера прожиточного уровня, в целом по области в расчёте на душу населения, начиная с 29 октября 2007 года по 31 августа 2008 года включительно.

Начиная с 01 сентября 2008 года, признать незаконным и недействующим Распоряжение Мэра № 237-р от 01.10.2008 года «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости муниципальным служащим Шелеховского района, которым ранее была установлена доплата к государственной пенсии», изданное без правовых оснований в нарушения полномочий, несоответствующее Уставу Шелеховского района и Конституции Российской Федерации, несоответствующие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в совокупности созданы препятствия к осуществлению права на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета Шелеховского района к государственной пенсии и к страховой пенсии по старости (к одной по моему выбору)в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы в Шелеховском районе.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказанно.

В апелляционной жалобе Баженова Г.А. выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить, поскольку суд дал неверную оценку представленным доказательствам и не выяснил обстоятельства имеющие значение для дела

В обоснование доводов жалобы приводит доводы, изложенные в административном иске.

Дополнительно поясняет, что предметом спора является неопределённое толкование ответчиком и по своему усмотрению, вопроса о правовой природе государственной пенсии за выслугулет за службу в органах внутренних дел, несоответствующее нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Полагает, что для правильного разрешения спорного вопроса, должны быть применены нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения. Так согласно действующего пенсионного законодательства - пенсия за выслугу лет за службу в органах внутренних дел является государственной пенсией, имеет самостоятельную правовую природу при назначении этой пенсии и идентична трудовой (страховой) пенсии по старости,что подтверждается исчерпывающим, однозначным толкованием Конституционного Суда Российской Федерации в пунктах 3 иПостановления от 18 марта 2004 года №6-П, имеющее высшую юридическую силу и рассчитанноена неоднократное применениев отношении неопределённогокругалиц.

По мнению истца, суд не принял во внимание федеральное законодательство на предмет соотносительности условий в области пенсионного обеспечения при замещении гражданами должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, указанные в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: - определена взаимосвязь гражданской и муниципальной службы и обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу и граждан, проходивших муниципальную службу; статья 5 и часть 1 статьи 24 Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; - определена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации и обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу; - в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Шелехова Трофимова Э.В. просит решение суда оставить без изменения а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании Баженова Г.А., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 г. № 15-оз пенсионное обеспечение муниципальных служащих, производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Установление ежемесячной доплаты муниципальным служащим Шелеховского муниципального образования регулировалось Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой (государственной) пенсии муниципальным служащим Шелеховского муниципального образования, утвержденным решением Шелеховской думы от 24.03.2004 № 257, согласно которому одним из условий для установления ежемесячной доплаты за счет средств местного бюджета являлось назначение, в том числе, государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством.

Закон Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», предусматривавший право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Законом Иркутской области от 15.10.2007 года правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», к ведению области.

Указанным законом изменено правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Статьей 11 Закона 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлены пенсии за выслугу лет, выплачиваемые за счет средств местного бюджета.

В силу прямого указания данной статьи, ранее назначенные ежемесячные доплаты трансформировались в пенсии за выслугу лет, за исключением случаев, если муниципальные служащие, которым назначены такие доплаты, являются одновременно получателями пенсий за выслугу лет и иных выплат, назначенных им в связи с замещением должностей государственной или муниципальной службы. Выплата, как ежемесячных доплат, так и пенсий за выслугу таким муниципальным служащим в силу требования закона области прекращается.

Статьей 17 указанного закона предусмотрен специальный порядок применения областного законодательства к лицам, которым ранее установлены ежемесячные доплаты к государственным пенсиям.

В соответствии с частью 4 указанной статьи лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, которым была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, вместо указанной доплаты назначается со дня вступления в силу настоящего Закона пенсия за выслугу лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 11 настоящего Закона, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию.

Согласно части 6 статьи 11 Закона № 88-оз выплата пенсии за выслугу лет прекращается в случае назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет либо иных ежемесячных выплат, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности муниципальной службы.

Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец в период с 23.02.1981г. по 13.09.1999г., замещала должность правоохранительной службы и является получателем пенсии по выслуге лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Распоряжением Мэра Шелеховского муниципального образования от 11 марта 2004 года Номер изъят «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Баженовой Г.А.» административному истцу установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Указанное распоряжение было издано на основании действовавшего в тот период времени Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», статья 24 которого устанавливала, что муниципальные служащие, в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.

С 1 сентября 2008 года, Распоряжением Мэра Шелеховского муниципального района от 01.10.2008 № 237-р «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости муниципальным служащим Шелеховского района, которым ранее была установлена доплата к государственной пенсии» выплата Баженовой Г.А. ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств бюджета Шелеховского района прекращена, поскольку она является получателем государственной пенсии по выслуге лет за службу в органах внутренних дел.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что изменения областного законодательства и муниципальных правовых актов Шелеховского района в части назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, внесены с целью приведение отдельных положений указанного порядка в соответствие с законодательством Российской Федерации и не вводят новых оснований для назначения административному истцу пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета Шелеховского района.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 21 октября 2008 г. N 643-О-О, предоставляемые за счет средств бюджетов пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит предписаниям статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Поскольку в силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.2007 года взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, постольку приведенная позиция Конституционного Суда РФ в равной степени применима и к пенсионному обеспечению муниципальных служащих.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при рассмотрении административного искового заявления Баженовой Г.А., судом не установлены действия (бездействия) Мэра Шелеховского муниципального района как не соответствующие нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца либо препятствия Баженовой Г.А. к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

При этом суд правомерно исходил из того, что взаимосвязь видов государственной и муниципальной службы и соотносительность основных условий пенсионного обеспечения соответствующих служащих не означает полной тождественности таких условий, а является основанием для установления муниципальными образованиями соответствующих социальных гарантий, объем и условия предоставления которых определяются ими в зависимости от местных условий. При установлении таких пенсий орган местного самоуправления реализует свое право, предусмотренное статьями 31 и 86 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов исходя из возможностей бюджета.

Таким образом, орган местного самоуправления в лице был вправе самостоятельно урегулировать вопрос о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в муниципальном районе, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, закрепляющих единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, их право на пенсионное обеспечение, что им и сделано.

Доводы жалобы о незаконности распоряжения мэра от 01.10.2008 года № 237-р «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости муниципальным служащим Шелеховского района, которым ранее была установлена доплата к государственной пенсии», в связи с тем, что оно противоречит п.25 решения Думы района № 3-рд, в который не были внесены своевременно изменения, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку нарушения установленного порядка для принятия, опубликования нормативно-правовых актов административным ответчиком не допущено.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, относятся: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Принимая во внимание, что оспариваемое стороной истца распоряжение не возлагают на неопределенный круг лиц права и обязанности, постановлены в соответствии с требованиями законодательства в области пенсионного обеспечения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что указанное распоряжение не подлежало обязательному официальному опубликованию.

Вопреки доводам жалобы изменения областного законодательства и муниципальных правовых актов Шелеховского района в части назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, внесены с целью приведение отдельных положений указанного порядка в соответствие с законодательством Российской Федерации и не вводят новых оснований для назначения административному истцу пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета Шелеховского района.

Иные доводы апелляционной жалобы, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 10 мая 2016 года, по административному иску Баженовой Г.А. к Мэру Шелеховского муниципального района о признании незаконным действия (бездействия) Мэра Шелеховского муниципального района, признании незаконным решения принятия без правовых оснований распоряжения Мэра от 01.10.2008 года, восстановлении нарушенного права на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета Шелеховского района к государственной пенсии, восстановлении нарушенного права на пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости, восстановлении нарушенного права на перерасчет ежемесячной доплаты, признании незаконным и недействующим распоряжения Мэра от 01.10.2008 года начиная с 01.09.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

А.С. Папуша