Судья Разуваев А.В. дело № 33а-12382/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.
при секретаре Тороповой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Серафимовичского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района об устранении нарушений бюджетного законодательства
по апелляционной жалобе администрации Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2019 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации Теркинского сельского поселения выразившееся в не исполнении возложенной обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети Интернет отчета об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года.
Обязать администрацию Теркинского сельского поселения опубликовать на официальном сайте в сети Интернет отчет об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Серафимовичского района обратился в суд с иском указывая, что прокуратурой района проведена проверка деятельности Администрации Теркинского сельского поселения в сфере исполнения бюджетного законодательства. В нарушении названных требований администрацией Теркинского сельского поселения отчет об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года не опубликованы.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным бездействие администрации Теркинского сельского поселения выразившееся в не исполнении возложенной обязанности по опубликованию на официальном сайте в сети Интернет отчета об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года; обязать администрацию Теркинского сельского поселения опубликовать на официальном сайте в сети Интернет отчет об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Теркинского сельского поселения оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокуратура Серафимовичского района Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бецкову И.Б., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объёме, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (статья 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
Согласно ч.ч. 7 и 8 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
На основании ч. 6 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12.2011 N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления было установлено, что административный ответчик официально не опубликовал отчет об исполнении местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда за 1 квартал 2019 года.
Данное обстоятельство ответчиком в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не оспаривалось и доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу, что отсутствие указанной информации в свободном доступе является нарушением вышеуказанного законодательства, принципа прозрачности бюджетной системы Российской Федерации в целом и ее субъектов, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии технической возможности исполнить решение суда судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств этому административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Теркинского сельского поселения Серафимовичского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: