Судья Суворова В.Ю. №33а-1239/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Захарчука О.В.,
судей Бурова А.И., Багаутдиновой Г.Р.,
рассмотрела 13 марта 2019 года в г. Ижевске в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по частной жалобе крестьянского (фермерского) хозяйства С** на определение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении апелляционной жалобы без движения.
по докладу судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., судебная коллегия по административным делам
установила:
Крестьянское (фермерское) хозяйство С** (далее по тексту – КХ С**, административный истец) обратилось в Индустриальный районный суд г. Ижевска с административным исковым заявлением к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики, в котором просит:
- признать действия Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики незаконными, результаты проведенных мероприятий указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. – подлежащими отмене;
- взыскать с Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб. (л.д.№).
Определением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в принятии административного искового заявления отказано (л.д.№).
Не согласившись с определением судьи, представитель административного истца обратился с частной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого определения, как вынесенного с нарушением норм закона (л.д.№).
Проверив на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность определения судьи в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал в принятии административного искового заявления, указав, что требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку должны рассматриваться арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством, из-за субъектного состава лиц, участвующих в деле, а также экономического характера спора; оспариваемые действия касаются выявленных в деятельности КХ С**, нарушений в сфере получения бюджетных субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на строительство картофелехранилища, что не посредственно связано с экономической деятельностью административного истца в сфере сельского хозяйства.
Данный вывод судебная коллегия находит правильным.
В силу части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Из пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
В силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что арбитражные суды разрешают споры и рассматривают иные дела с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Глава крестьянского хозяйства С** - С.В.Н. обратилась в Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики о признании действий по проведению внеплановой выездной проверки незаконными, результатов проверки подлежащими отмене.
Внеплановая выездная проверка проводилась для выяснения соблюдения условий, целей и порядка предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ.
В силу статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на определенный им период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 № 82 утверждено Положение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в том числе в области производства овощей открытого грунта, и (или) льна-долгунца, и (или) семенного картофеля, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, установленными в приложении N7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - субсидия).
Согласно подпункту 2 пункта 2 Положения субсидия предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ на увеличение производства овощей открытого грунта, и (или) льна-долгунца, и (или) семенного картофеля в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади (далее соответственно - субсидия на овощи открытого грунта, субсидия на лен-долгунец, субсидия на семенной картофель).
В силу пункта 4 Положения Субсидия предоставляется в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции) в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при условии, что в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Таким образом, в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства С** Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию картофелехранилищ и овощехранилищ, и данная субсидия предоставлена крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в целях осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах, рассмотрение заявленных в административном исковом заявлении требований о признании незаконными действий Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики незаконными, результатов проведенных мероприятий, указанных в акте проверки ДД.ММ.ГГГГ подлежащими отмене, не подведомственно суду общей юрисдикции, а подведомственно арбитражному суду.
Соответственно судья районного суда, руководствуясь требованиями пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно отказал в принятии поступившего административного искового заявления.
Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права, и по этой причине подлежат отклонению.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
определение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Захарчук
Судьи А.И. Буров
Г.Р. Багаутдинова