ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1239/19 от 15.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Блохина Н.В. Дело № 33а-1239/2019

26RS0015-01-2019-000556-41

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 15 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Шишовой В.Ю., Болотовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Жегулине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Брыжахиной Е.П.

на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2019 года по административному иску Сисенко Д.Н. в интересах <данные изъяты>Г.К. А. и С.С. С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>, отделу образования администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по устранению в школьной столовой нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норматив, обязании устранить допущенные нарушения,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,

установила:

Сисенко Д.Н. обратилась в суд в интересах <данные изъяты>Г. К.Д. и С.С. С. с административным исковым заявлением, в последствии уточненном, к МБОУ СОШ <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по устранению в школьной столовой нарушений санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование административных исковых требований указано, что с сентября 2015 года несовершеннолетние Г.К. А. и С.С. С. являются учащимися МБОУ СОШ <адрес>.

В школьной столовой МБОУ СОШ <адрес> отсутствует меню на период не менее двух недель (10-14 дней). Контрольные весы для контроля массы порций блюд, отсутствуем указание на фактическую массу блюд, пищевую и энергетическую ценность, суточную потребность в основных витаминах и микроэлементах, нарушена технология приготовления готовых блюд.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике в ходе проведенной проверки в период с сентября 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ в школьной столовой МБОУ СОШ <адрес> на пищеблоке выявлены скопления грязи в виде отсутствия покрытия и не соблюдение условий хранения мясной продукции, в сосисках «Русские» обнаружены наличие ДНК сои и остаточное количество антибиотиков, в связи с чем, заведующая производством МБОУ СОШ <адрес>Е.Л.Д. и директор МБОУ СОШ <адрес>Симоненко В.В. признаны виновными в нарушении требований «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП РФ.

Однако фактически все выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.

Кроме того, учащиеся МБОУ СОШ <адрес> принимают пищу в школьной столовой на переменах менее 20 минут, а в субботу каждой учебной недели горячее питание не предоставляется.

Сисенко Д.Н. просит суд признать незаконным бездействие МБОУ СОШ <адрес> в неисполнении обязанности по устранению в школьной столовой с понедельника по субботу каждой учебной недели нарушений требований пунктов 6.9, 6.18. 7.2 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся в школьной столовой указанные нарушения.

Определением Ипатовского районного суда от 14 июня 2019 года отдел образования администрации Ипатовского городского округа <адрес> и администрация Ипатовского городского округа <адрес> исключены по инициативе суда из участия в деле в качестве заинтересованных лиц и привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков.

Обжалуемым решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2019 года административный иск Сисенко Д.Н. поданный в интересах <данные изъяты>Г.К. А. и С.С. С. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>, отделу образования администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, удовлетворен.

Признано незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>, отдела образования администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края выразившегося в неисполнении обязанности по устранению в школьной столовой с понедельника по субботу каждой учебной недели, нарушений требований пункта 6.9. пункта 6.18. пункта 7.2 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Обязано муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>, отдел образования администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить в школьной столовой с понедельника по субботу каждой учебной недели, нарушения требований пункта 6.9. пункта 6.18. пункта 7.2 «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

В удовлетворении исковых требовании к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Брыжахиной Е.П. просит отменить решение в части организации горячего питания в общеобразовательном учреждении в субботу. Не согласны с вынесенным решением в части питания школьников в школьной столовой с понедельника по субботу каждой учебной недели. Полагает, что организация горячего питания в субботу в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении не обязательна. Возможна организация буфетного питания за счет средств родителей.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца С.В.А. полагает, что отсутствуют основания для изменения или отмены решения суда.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав административного истца Сисенко Д.Н., поддержавшую доводы возражений, полагавшую решение суда законным и обоснованным, представителя административного ответчика отдела образования администрации Ипатовского городского округа СК Брыжахиной Е.П., поддержавшую доводы жалобы, представителя заинтересованного лица Правительства СК Потудинской К.Г., просившую принять решение суда в соответствии с действующим законодательством, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.

Согласно статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.

По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как установлено судом истец обратилась в суд с административным иском в интересах <данные изъяты>Г.К. А. и С.С. С., мотивируя тем, что бездействием МБОУ СОШ <адрес> нарушены права и законные интересы несовершеннолетних детей, связанные с нарушением Санитарно- эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования - СанПин 2.4.5.24.09-0К, некачественная организация питания ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Несоответствие питания обучающихся МБОУ СОШ <адрес> требованиям законодательства Российской Федерации свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками своих публично-правовых обязанностей, нарушающих тем самым права и интересы детей па полноценное, сбалансированное питание, что является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма в период роста и развития и несет угрозу причинения вреда жизни, здоровью несовершеннолетних.

Исковые требования истцов основаны на неоднократно выявленных территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Ипатовском районе недостатках в организации питания детей, нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей, что выразилось в нарушении ч.1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части действующих санитарно-эпидемиологических требований СанПин 2.4.5.24.09-08, которые юридическое лицо обязано было устранить, согласно выявленных недостатков, постановлений о привлечении к административной ответственности и назначении наказания, выданных представлений об устранении причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.

Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона об образовании.

Поскольку положениями указанной статьи полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, суд пришел к правильному выводу, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Разрешая спор и, удовлетворяя требования Сисенко Д.Н., суд первой инстанции исходил из того, что обязанность образовательного учреждения МБОУ СОШ <адрес> и отдела образования администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края по организации питания обучающимся, предусмотренная действующим законодательством не исполняется.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

Согласно п. 6.8 "СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года N 45 (далее - СанПиН), для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

6.9. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (таблицы 1, 3 и 4 приложения 4 настоящих санитарных правил) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (таблица 2 приложения 4 настоящих санитарных правил).

6.10. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

В соответствии с п. 7.2 СанПиН отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Для обеспечения обучающихся здоровым питанием формируется рацион питания, на основе которого затем разрабатывается меню, а также примерное меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней) (п. п. 6.3, 6.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет).

При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования СанПиН 2.4.5.2409-08 по массе порций блюд (Приложение 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (таблицы 1, 3 и 4 Приложения 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (таблица 2 Приложения 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

В соответствии с п. п. 6.8., 6.34. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.

Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

6.31. Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым настоящими санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания (приложение 9). Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что в нарушение вышеприведенных положений, выявлены нарушения в организации питания учащихся МБОУ СОШ <адрес>, а именно не устранены пункты 6.9. 6.18.7.12 СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Так, в МБОУ СОШ <адрес> с учетом возраста обучающихся в примерном меню не соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд в граммах, указанный в примерном меню химический состав и теоретическая калорийность не соответствует фактическому химическому составу и фактической калорийности приготавливаемых кулинарных блюд, завтрак для льготной категории учащихся не содержит закусок во 2, 3, 4. 5. 7. 9. 10 питательным дням примерного меню, отпуск горячего питания организован по классам на переменах, продолжительностью менее 20 минут и не в соответствии с режимом учебных занятий.

Разрешая спор в данной части, суд первой инстанции верно руководствовался ст. 28 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходил из того, что в МБОУ СОШ <адрес> допущено нарушение 6.9., 6.18.,7.2 СанПин 2.4.5.2409-08 и пришел к правильному выводу об обоснованности данного требований о возложении на ответчиков обязанности по исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства в этой части.

Оснований для признания данного вывода суда необоснованным судебная коллегия не находит, поскольку факт нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ СОШ <адрес> нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, а осуществление деятельности образовательного учреждения с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Довод апелляционной жалобы об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку данных выводов, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, доводы жалобы о том, что организация горячего питания в субботу в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении не обязательна, нашли свое подтверждение.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика отдела образования администрации Ипатовского городского округа СК Брыжахиной Е.П. представлены документы, подтверждающие доводы жалобы о необязательности организации горячего питания в субботу в МБОУ СОШ <адрес>. В соответствии с нормами СанПин интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

Так, в соответствии с режимом учебных занятий МБОУ СОШ <адрес> обучение детей ведется с понедельника по субботу, т.е. по-шестидневной учебной недели согласно расписанию уроков. В субботу полный учебный день составляет 4 урока, начало уроков 8:30, окончание уроков 11:40, перемена 10 минут, т.е. время нахождения в образовательном учреждении составляет менее 4 часов. В связи с чем, образовательным учреждением организовано буфетное питание, предусмотренное нормами СанПин, что подтверждается представленным в материалы дела ассортиментным перечнем буфетной продукции, реализуемой для учащихся МБОУ СОШ <адрес> на 2019-2020 г.

Наряду с основным возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке в условиях свободного выбора и в соответствии с рекомендуемым ассортиментом дополнительного питания (Приложение 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08). Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08).

На основании вышеизложенного судебное решение подлежит изменению, посредством исключения обязанности по организации горячего питания в школьной столовой МБОУ СОШ <адрес> в субботу каждой учебной недели.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2019 года изменить в части. Исключить обязанность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края по организации горячего питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в субботу каждой учебной недели.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя административного ответчика Брыжахиной Е.П. – удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: