Судья Кудрявцев В.М. Дело №33а-123/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«17» января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Пыльновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0011-01-2021-000526-22, №2а-205/2021) по апелляционной жалобе заместителя руководителя УФНС России по Костромской области Шуляк Н.С. на решение Нейского районного суда Костромской области от 13 августа 2021 года, которым административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Клевинскасу Регимантасу Пятровичу о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя УФНС России по Костромской области Магницкой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Клевинскаса Р.П. по доверенности Мухаметзяновой А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
УФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Клевинскасу Р.П. о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 24 931,24 руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц в размере 885 руб., пеням за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 18 425,61 руб., пеням за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 5 100,85 руб., пеням за несвоевременную уплату земельного налога в размере 519,78 руб.
Требования мотивированы тем, что согласно сведениям УГИБДД по Костромской области Клевинскасу Р.П. на праве собственности принадлежат (принадлежали) автомобиль легковой <данные изъяты>, 2005 года выпуска, г.н. № (с 21 октября 2015 года по 28 мая 2020 года); автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2016 год выпуска, г.н. № (с 03 апреля 2018 года); автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2004 года выпуска, г.н. № (с 31 января 2018 года); автомобиль легковой <данные изъяты>, 2005 года выпуска, г.н. № (с 15 июня 2017 года по 28 мая 2020 года); автомобиль легковой <данные изъяты>, 2010 года выпуска, г.н. № (с 27 июля 2012 года по 27 января 2015 года); автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2008 года выпуска, г.н. № (с 15 июня 2017 года); автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2014 года выпуска, г.н. № (с 13 октября 2017 года по 28 мая 2020 года); автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2013 года выпуска, г.н. № (с 18 мая 2018 года). Кроме того, Клевинскасу Р.П. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (с 10 октября 2001 года); 1/2 доля земельного участка с кадастровым номером № площадью 3 260 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (с 22 декабря 2014 года); железнодорожный подъездный путь необщего пользования на продолжении пути № Галичской дистанции пути с кадастровым номером № площадью 145 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (с 19 сентября 2008 года); здание ремонтно-мастерской с кадастровым номером № площадью 1 575,80 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 24 мая 2010 года); административное здание с кадастровым номером № площадью 378,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 10 октября 2001 года); здание с кадастровым номером № площадью 750 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 03 апреля 2000 года); здание с кадастровым номером № площадью 257,20 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 17 июля 2001 года); помещение с кадастровым номером № площадью 423 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 3 (с 06 декабря 2010 года); здание гаража с кадастровым номером № площадью 426 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 27 июня 2016 года); помещение с кадастровым номером № площадью 17,50 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (с 21 июня 2018 года); 1/2 доля квартиры с кадастровым номером № площадью 95,60 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (с 25 апреля 2016 года). На основании указанных данных налогоплательщику за 2014 начислены транспортный налог в размере 6 574 руб., земельный налог в размере 103 руб., налог на имущество физических лиц в размере 64 412 руб., за 2015 год – транспортный налог в размере 842 руб., земельный налог в размере 4 912 руб., налог на имущество физических лиц в размере 73 881 руб., за 2016 год – транспортный налог в размере 1 176 руб., земельный налог в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц в размере 56 277 руб., за 2017 год – транспортный налог в размере 12 725 руб., земельный налог в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц в размере 96 113 руб., за 2018 год – транспортный налог в размере 54 371 руб., земельный налог в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц с учетом перерасчета в размере 119 688 руб., за 2019 год – транспортный налог в размере 63 105 руб., земельный налог в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц с учетом перерасчета в размере 124 588 руб. В связи с тем, что задолженность по налогам в установленные сроки Клевинскасом Р.П. не была уплачена, ему начислены пени по транспортному налогу в общей сумме 5 100,85 руб., пени по земельному налогу в общей сумме 519,78 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 18 425,61 руб. Налоговым органом в адрес Клевинскаса Р.П. направлялись требования, в которых ему сообщалось о наличии задолженности по налогам и пеням, однако, до настоящего времени указанная задолженность налогоплательщиком не уплачена. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №45 Нейского судебного района Костромской области № отменен определением суда от 11 марта 2021 года.
Решением Нейского районного суда Костромской области от 13 августа 2021 года административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к Клевинскасу Р.П. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям удовлетворено частично.
С ФИО1 в пользу УФНС России по Костромской области взыскана задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 9 699,41 руб., в том числе по пеням за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 3 019,82 руб., пеням за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 6 186,42 руб., пеням за несвоевременную уплату земельного налога в размере 493,17 руб.
В апелляционной жалобе заместитель руководителя УФНС России по Костромской области ФИО2, полагая решение суда незаконным, просит его отменить. Указывает, что в отношении ФИО1 налоговым органом были выставлены требования от 13 февраля 2020 года №31593, от 25 июня 2020 года №21674, от 29 июня 2020 года №23399, от 24 декабря 2020 года №537, в которых ему сообщалось о наличии задолженности по налогам и пеням, начисленным на сумму недоимки по налогам, а также был указан срок для добровольного исполнения данных требований. В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве основания для направления налогоплательщику требования об уплате налога определено именно выявление недоимки, при этом составление документа о выявлении недоимки является организационной (технической) обязанностью налогового органа, выявившего недоимку, о чем свидетельствует также то обстоятельство, что Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены порядок и сроки составления такого документа. Кроме того, налоговый орган не обязан направлять данный документ налогоплательщику. Часто налогоплательщик узнает о наличии налоговой задолженности из требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить в его адрес не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Так, документом от 25 декабря 2019 года №40175 выявлена недоимка по налогу на имущество, которая послужила основанием для выставления требования №31593 по состоянию на 13 февраля 2020 года с добровольным сроком его исполнения до 07 апреля 2020 года. Так как документ о выявлении недоимки составляется лишь в отношении сведений о подлежащих уплате налогах и поступивших в уплату налогов средствах, в данном случае пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации при выставлении требования в отношении пеней не применим. Вместе с тем суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части, исходил из того, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с административным иском без уважительной причины. Однако, порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пеней, штрафов предусмотрен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. В настоящем случае сумма налоговой задолженности превысила 3 000 руб. после предъявления требования от 25 июня 2020 года №21674, срок добровольного исполнения которого установлен до 24 ноября 2020 года. Судебный приказ № о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности в общей сумме 216 106,58 руб. вынесен мировым судьей судебного участка №45 Нейского судебного района Костромской области 01 марта 2021 года, то есть в пределах установленных сроков, и отменен определением того же суда 11 марта 2021 года в связи с поступлением от ФИО1 соответствующих возражений. Административное исковое заявление принято к производству Нейского районного суда Костромской области 20 мая 2021 года, то есть в пределах сроков, установленных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа и административного искового заявления о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности налоговым органом не пропущен.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу заместителя руководителя УФНС России по Костромской области ФИО2 – без удовлетворения.
ФИО1 в заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к изменению судебного решения.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пункт 2 статьи 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней, штрафов.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 3 названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на налогоплательщике лежит обязанность выплатить пеню (пункт 1). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса (пункт 6).
В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ (в редакции. Действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Предъявляя административное исковое заявление о взыскании задолженности в суд, налоговый орган исходил из того, что ФИО1 в 2014-2019 годах на праве собственности принадлежали автомобиль легковой <данные изъяты>, 2005 года выпуска, г.н. №; автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2016 год выпуска, г.н. №; автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2004 года выпуска, г.н. №; автомобиль легковой <данные изъяты>, 2005 года выпуска, г.н. №; автомобиль легковой <данные изъяты>, 2010 года выпуска, г.н. №; автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2008 года выпуска, г.н. №; автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2014 года выпуска, г.н. №; автомобиль грузовой <данные изъяты>, 2013 года выпуска, г.н. №; земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; 1/2 доля земельного участка с кадастровым номером № площадью 3 260 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; железнодорожный подъездный путь необщего пользования на продолжении пути № Галичской дистанции пути с кадастровым номером № площадью 145 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание ремонтно-мастерской с кадастровым номером № площадью 1 575,80 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; административное здание с кадастровым номером № площадью 378,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 750 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 257,20 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; помещение с кадастровым номером № площадью 423 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; здание гаража с кадастровым номером № площадью 426 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; помещение с кадастровым номером № площадью 17,50 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; 1/2 доля квартиры с кадастровым номером № площадью 95,60 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Налогоплательщику налоговым органом направлялись:
- налоговое уведомление от 06 мая 2015 года №261197, в котором ФИО1 предложено в срок не позднее 01 октября 2015 года уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме 6 574 руб., земельный налог за 2014 год в сумме 103 руб., налог на имущество физических лиц за 2012 и 2014 годы с учетом перерасчета налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №320946 в сумме 66 870,18 руб. (л.д. 18), что подтверждается сведениями из АИС Налог: 2.7.290.02 (л.д. 19);
- налоговое уведомление от 05 августа 2016 года №84923199, в котором ФИО1 предложено в срок не позднее 01 декабря 2016 года уплатить транспортный налог за 2015 год в сумме 842 руб., земельный налог за 2015 год в размере 4 912 руб., налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 73 881 руб. (л.д. 20), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 17 сентября 2016 года №116958 (л.д. 21);
- налоговое уведомление от 31 июля 2017 года №42266338, в котором ФИО1 предложено в срок не позднее 01 декабря 2017 года уплатить транспортный налог за 2016 год в сумме 1 176 руб., земельный налог за 2016 год в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 56 277 руб. (л.д. 22), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 24 августа 2017 года №26 (л.д. 23);
- налоговое уведомление от 16 июля 2018 года №37416254, в котором ФИО1 предложено в срок не позднее 03 декабря 2018 года уплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 12 725 руб., земельный налог за 2017 год в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 96 133 руб. (л.д. 24), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 27 июля 2018 года №80173 (л.д. 25);
- налоговое уведомление от 11 июля 2019 года №27613738, в котором ФИО1 предложено в срок не позднее 02 декабря 2019 года уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 54 371 руб., земельный налог за 2018 год в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год с учетом перерасчета налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №37416254 в сумме 119 688 руб. (л.д. 26-27), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 19 июля 2019 года №152907 (л.д. 28);
- налоговое уведомление от 03 августа 2020 года №31160580, в котором ФИО1 предложено не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, уплатить транспортный налог за 2019 год в сумме 63 105 руб., земельный налог за 2019 год в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год с учетом перерасчета налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №27613738 в сумме 124 588 руб. (л.д. 29-30), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 02 октября 2020 года №258382 (л.д. 31).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом в адрес ФИО1 были направлены:
- требование №31593 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 февраля 2020 года, в котором ФИО1 предложено в срок до 07 апреля 2020 года уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 885 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 13,34 руб. (л.д. 46), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 20 февраля 2020 года №486392 (л.д. 47);
- требование №21674 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 25 июня 2020 года, в котором ФИО1 предложено в срок до 24 ноября 2020 года уплатить пени по транспортному налогу в размере 4 874,77 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 18 435,63 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 502,38 руб. (л.д. 40), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 02 октября 2020 года №258382 (л.д. 41);
- требование №23399 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 29 июня 2020 года, в котором ФИО1 предложено в срок до 24 ноября 2020 года уплатить пени по транспортному налогу в размере 29,43 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 71,27 руб. (л.д. 36), что подтверждается списком отправления заказной корреспонденции от 02 октября 2020 года №258382 (л.д. 37);
- требование №537 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 декабря 2020 года, в котором ФИО1 предложено в срок до 02 февраля 2021 года уплатить недоимку по транспортному налогу в размере 63 105 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 2 841 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 119 634 руб., недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5 582 руб., пени по транспортному налогу в размере 196,68 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 8,86 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 372,85 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 17,40 руб. (л.д. 32), что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений от 28 декабря 2020 года №3 (л.д. 33).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №45 Нейского судебного района Костромской области от 01 марта 2021 года по делу № по заявлению УФНС России по Костромской области с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 63 105 руб., пеням по транспортному налогу в размере 5 100,85 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5 582 руб., пеням по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельных участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 519,78 руб., налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 8 руб., пеням по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 0,02 руб., налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 3 726 руб., пеням по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 22,20 руб., налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 119 626 руб., пеням по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 18 416,73 руб., а всего 216 106,58 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №45 Нейского судебного района Костромской области от 11 марта 2021 года данный судебный приказ отменен (л.д. 11-12).
17 мая 2021 года настоящее административное исковое заявление налогового органа поступило в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, сроки обращения в суд, правильность расчета взыскиваемых платежей и пришел к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом административного иска в части.
При этом суд исходил из того, что административное исковое заявление УФНС России по Костромской области к ФИО1 не подлежит удовлетворению в части взыскания задолженности в общей сумме 15 231 руб. 83 коп. ввиду пропуска административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин.
Проверяя доводы апелляционной жалобы налогового органа о неправильном применении судом при разрешении спора положений статьи 48 НК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Факт владения на праве собственности имуществом за указанный в уведомлениях, требованиях и административном исковом заявлении налоговый период в ходе судебного разбирательства по делу в суде первой и апелляционной инстанции со стороны ФИО1 не оспаривался.
Как видно из представленных в материалы административного дела пояснений налогового органа от 30 июня 2021 года (л.д. 81 -84), транспортный налог за 2014 год в размере 6 573,17 руб. уплачен налогоплательщиком 09.09.2019 г., за 2015 год в размере 842 руб. - 09.09.2019 г., за 2016 год в размере 1 176 руб. – 08.12.2017 г., за 2017 год в размере 5 309,83 руб. – 09.09.2019 г. и в размере 7 415,17 руб. – 12.12.2019 г., за 2018 год в размере 5 309,83 руб. – 12.12.2019 г. и в размере 49 061,17 руб. – 16.09.2020 г., за 2019 год в размере 63 105 руб. – 08.03.2021 г.; земельный налог за 2016 год в размере 5 582 руб. уплачен налогоплательщиком 08.12.2017 г., за 2017 год в размере 567 руб. – 09.09.2019 г. и в размере 5 015 руб. – 12.12.2019 г., за 2018 год в размере 5 582 руб. – 12.12.2019 г.; налог на имущество физических лиц за 2015 год уплачен налогоплательщиком в размере 35 000 руб. – 26.06.2017 г., в размере 9 822 руб. 09.09.2019 г., в размере 29 058,18 – 12.12.2019 г.
Из представленной представителем административного истца карточки расчета с бюджетом усматривается, что налог на имущество физических лиц за 2018 год уплачен ФИО1 21 сентября 2020 года в размере 109 237 руб. и 01 сентября 2021 года в размере 885 руб.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что 08 марта 2021 года им уплачены транспортный налог за 2019 год в размере 63 105 руб., земельный налог за 2019 год в размере 5 582 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 8 руб., 119 626 руб., 2 258 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 583 руб.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №57 «О некоторых опросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Судебная коллегия отмечает неприменимость в рассматриваемом административному спору положений абзаца третьего пункта 1 статьи 70 НК РФ ввиду их введения и вступления в силу после выставления инспекцией требований от 25.06.2020 г. №21674 и от 29.06.2020 г. №23399.
Из приведенных выше сведений об уплате налогоплательщиком недоимки, на которую налоговым органом исчислены пени по настоящему иску, следует, что транспортный налог за 2014 год уплачен в полном объеме 09.09.2019 г., за 2015 год – 09.09.2019 г., за 2016 год – 08.12.2017 г. за 2017 год - 12.12.2019 г.; земельный налог за 2016 год – 08.12.2017 г., за 2017 г. – 12.12.2019 г., за 2018 г. - 12.12.2019 г., налог на имущество физических лиц за 2015 год - 12.12.2019 г.
С учетом вышеприведенных положений налогового законодательства и правоприменительной практики требование от 25.06.2020 г. №21674 об уплате пеней за указанные налоги, которое было направлено в адрес налогоплательщика 02 октября 2020 года, направлено с пропуском установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ трехмесячного срока.
Пропуск налоговым органом сроков направления требования об уплате налогов и пени не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налогов и пени, установленного положениями статьи 48 НК РФ, и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового Кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.
В силу положений пункта 1 статьи 70 НК РФ в рассматриваемом случае срок для направления требования истек по транспортному и земельному налогам за 2017 год 08 марта 2018 года, по транспортному налогу за 2014 год и 2015 год 09 декабря 2019 года, по транспортному и земельному налогам за 2017 год и по налогу на имущество физических лиц за 2015 год 12 марта 2020 года. С учетом восьмидневного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 69 НК РФ, для добровольного исполнения требования, и шестидневного срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 69 НК РФ, для получения требования почтовой связью, шестимесячный срока для обращения в суд истек 22 сентября 2018 года, 23 июня 2020 года, 26 сентября 2020 года. Если принять во внимание срок исполнения требования от 25 июня 2020 года, определенный налоговым органом (152 дня), срок для обращения в суд истек 09 августа 2018 года, 12 мая 2020 года, 13 августа 2020 года. Заявление о выдаче судебного приказа было подано налоговым органом мировому судье не ранее февраля 2021 года.
Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить ФИО1 требования о взыскании пеней, суду не представлены.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате пеней по налогам за указанные выше периоды исчисление установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока взыскания с физического лица суду следовало производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 70 указанного Кодекса.
Таким образом, из материалов дела следует, что установленный законом срок направления требования об уплате пеней транспортному и земельному налогам за 2017 год, по транспортному налогу за 2014 год и 2015 год, по транспортному и земельному налогам за 2017 год и по налогу на имущество физических лиц за 2015 год налоговым органом был пропущен, в связи с чем утрачена возможность взыскания пеней уже на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который вынесен 01 марта 2021 года, поскольку пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока для взыскания налога и пени, установленного положениями статьи 48 НК РФ, и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного срока подачи заявления, УФНС России по Костромской области суду не было заявлено просьбы о восстановлении такого срока.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельства оснований для удовлетворения административного иска налогового органа в части взыскания с ФИО1 пеней по требованию от 25 июня 2020 года №21674 по транспортному налогу за период с 13.11.2016 г. по 08.09.2019 г. (2014 год) в сумме 1 850,46 руб., за период с 13.12.2016 г. по 08.09.2019 г. (2015 год) в сумме 228, 63 руб., за период с 02.12.2017 г. по 07.12.2017 г. (2016 г.) в сумме 1,94 руб., за период с 19.12.2018 по 11.12.2019 г. (2017 год) в сумме 1 011,57 руб., по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 07.12.2017 г. (за 2016 год) в сумме 9,21 руб., за период с 19.12.2018 г. по 11.12.2019 г. (за 2017 год) в сумме 481,08 руб., за период с 03.12.2019 г. по 12.12.2019 г. (2018 г.) в сумме 12,09 руб., по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 г. по 11.12.2019 г. в сумме 13 657,61 руб. не имеется.
Рассматривая требования налогового органа о взыскании пеней за несвоевременную уплату ФИО1 налога на имущество физических лиц за 2017 год по требованию от 25 июня 2020 года №21674 за период с 23.12.2019 г. по 24.06.2020 г. в сумме 346,97 руб. и по требованию от 29 июня 2020 года №23399 за период с 25.06.2020 г. по 28.06.2020 г. в сумме 5,73 руб., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к взысканию.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 14 октября 2020 года, представленным в материалы настоящего административного дела, налоговому органу отказано во взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в сумме 26 386,18 руб. ввиду пропуска срока обращения в суд. Из данного судебного акта видно, что задолженность по налогу определена налоговым органом на 03 июля 2020 года (дата вынесения решения судом первой инстанции). Поскольку во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год отказано, налоговым органом утрачена возможность взыскания пеней на данную недоимку.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца не поддержала заявленные требования в указанной части, ссылаясь на то, что судебное постановление от 14 октября 2020 года поступило в налоговый орган после предъявления рассматриваемого административного искового заявления.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с требованием о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 885 руб., послужившим основанием к отказу в удовлетворении иска в данной части, поскольку данный вывод сделан судом без учета положений пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Однако в суде апелляционной инстанции установлено, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 885 руб. уплачена ФИО1 01 сентября 2021 года, в связи с чем в настоящее время не имеется оснований для взыскания данной денежной суммы в судебном порядке.
С учетом изложенного, принимая во внимание соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд, отсутствия со стороны административного ответчика возражений по расчетам задолженности по пеням, представленным административным истцом, взысканию ФИО1 в пользу УФНС России по Костромской области подлежат пени в размере 6 440,94 руб.:
- по транспортному налогу за 2018 год (уплачен 16.09.2020 г.) за период с 13.12.2019 г. по 24.06.2010 г. в сумме 1 782,14 руб. (требование от 25.06.2020 г. №21674) и за период с 25.06.2020 г. и 28.06.2020 г. в сумме 29,43 руб. (требование от 29.06.2020 г. № 23399), за 2019 год (уплачен 08.03.2021 г.) за период с 02.12.2020 г. по 23.12.2020 г.) в сумме 196,68 руб. (требование от 24.12.2020 г. №537), всего 2 008,25 руб.;
- по земельному налогу за 2019 года (уплачен 08.03.2021 г.) за период с 02.12.2020 г. по 23.12.2020 г. в сумме 17,40 руб. (требование от 24.12.2020 г. №537);
- по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (уплачен 21.09.2020 г. в сумме 109 237 руб., 08.03.2021 г. в сумме 583 руб.) за период с 23.12.2019 г. по 24.06.2020 г. в сумме 3 968,04 руб. (требование 25.06.2020 г. №21674), за период с 25.06.2020 г. по 28.06.2020 г. в сумме 65,54 руб. (требование от 29.06.2020 г. № 23399) и за период с 02.12.2020 г. по 23.12.2020 г.) в сумме 1,82 руб. (требование от 24.12.2020 г. №537), за 2019 год (уплачен 08.03.2021 г.) за период с 02.12.2020 г. по 23.12.2020 г. в сумме 379,89 руб. (7,04 +0,02 +372,83) (по требованию от 24.12.2020 г. №537), всего 4 415,29 руб.
На основании приведенных расчетов решение Нейского районного суда Костромской области от 13 августа 2021 года подлежит изменению.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд взыскал с административного ответчика сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в доход федерального бюджета.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в бюджеты муниципальных районов. В этой связи судебная коллегия считает необходимым уточнить вид бюджета, в пользу которого подлежит взысканию государственная пошлина, указав, что государственная пошлина с ФИО1 подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования Нейский муниципальный район Костромской области.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нейского районного суда Костромской области от 13 августа 2021 года изменить.
Взыскать с ФИО1 в пользу УФНС России по Костромской области пени по транспортному налогу в размере 2 008 рублей 25 копеек, по земельному налогу в размере 17 рублей 40 копеек, по налогу на имущество физических лиц в размере 4 415 рублей 29 копеек.
Уточнить абзац третий резолютивной части решения, указав, что государственная пошлина подлежит взысканию с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Нейский муниципальный район Костромской области.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: