ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1241/19 от 18.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Кутергина Т.Ю. Дело № 33а-1241/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О. В.,

судей Сентяковой Н. Н.,

Машкиной Н. Ф.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 марта 2019 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «Ягульское» на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

административное исковое заявление Ч.С.Э. к Администрации муниципального образования «Ягульское» о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый .

Обязать Администрацию муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ч.С.Э. путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Ч.С.Э. о выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый , уведомив о принятом решении в течение месяца административного истца и Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации Муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской республики в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый .

На Администрацию муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ч.С.Э. путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Ч.С.Э. о присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый , уведомив о принятом решении в течение месяца административного истца и Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного ответчика Л.И.В., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

Ч.С.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» (далее по тексту – Администрация МО «Ягульское»), в котором в окончательном варианте просила:

признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый ;

возложить обязанность выдать градостроительный план на указанный земельный участок;

признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» <адрес> Удмуртской Республики в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый ;

возложить обязанность присвоить почтовый адрес указанному земельному участку.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ письмом -м административный ответчик отказал ей в выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок. Считает данный отказ незаконным, поскольку он препятствует в реализации прав собственника.

В судебное заседание административный истец Ч.С.Э. не явилась, была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца М.А.А. заявленные требования поддержал.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации МО «Ягульское», а также представитель заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решения об отказе исковых требований. Полагает, что суд: нарушил и неправильно применил нормы материального права; дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Как следует из материалов административного дела, Ч.С.Э. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 829+/-10,08 кв. м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, муниципального образования «Ягульское», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые <адрес> этажа с приусадебными земельными участками с возможностью содержания домашнего скота и птицы, согласно установленным ограничениям. Блокированные 2-х квартирные жилые дома этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками при квартирах. Отдельно стоящих, встроенных объектов социального и коммунального бытового назначения. Магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв.м. Детские площадки, спортплощадки, спортзалы. Отделения связи. Амбулаторно-поликлинические учреждения. Объект (сооружение) инженерно-технического обеспечения (РП, ТП, ГРП, НС, АТС, локальные очистные сооружения и т.д.), для размещения которого требуется отдельный земельный участок. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «Ягульское» письменным сообщением за Ч.С.Э. отказано в присвоении адреса и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Отказ в присвоением почтового адреса со ссылкой на подпункт «г» пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» мотивирован отсутствием документации по планировке территории. Отказ в выдаче градостроительного плана мотивирован необходимостью строительства линейных объектов, установления красных линий, отсутствием документации по планировке территории.

Полагая, что действия по отказу в присвоении почтового адреса и выдаче градостроительного плана являются незаконными, нарушающими права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормами федерального законодательства, и правомерно пришел к выводу о нарушении прав административного истца оспариваемым ненормативным актом, поскольку у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в присвоении адреса земельному участку и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <адрес> Удмуртской Республики» Муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Из содержания пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.

Пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Ягульское» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Анализ приведенных положений законодательства, позволяет сделать вывод, что вопросы организации в границах сельского поселения присвоения адресов земельным участникам осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположен земельный участок.

С 1 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 443-ФЗ).

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ определено:

адрес, как описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;

объект адресации, как один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 443-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочием по утверждению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, в соответствии с которыми органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации.

Согласно статье 9 Федерального закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от 19 ноября 2014 года № 1221 Правительством Российской Федерации утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В силу пункта 9 Правил, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Условия и особенности присвоения адреса иным объектам адресации (земельным участкам, помещениям, многоквартирным домам) содержатся в пунктах 8, 10, 11 Правил.

По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Пунктом 40 Правил установлены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или аннулировании его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с заявлением о присвоении адреса земельному участку обратился его правообладатель. Основанием для отказа послужило отсутствие утвержденной документации по планировке территории.

В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» полномочия в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений отнесены к полномочиям органов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 581 утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений (далее по тексту – Положение).

Настоящее Положение определяет порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов) (далее - документация по планировке территории), а также по внесению в них изменений в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Согласно абзаца 2 пункта 2 Положения, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на подготовку проектов решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории, по внесению в нее изменений, а также проектов решений об отклонении такой документации от утверждения, является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Министерство).

Пунктом 3 Положения установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, образованные на территории Удмуртской Республики, по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в Министерство обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории либо по внесению в нее изменений.

Положения части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель). При этом участие правообладателя, не являющегося собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет.

Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 46.9).

Административный истец к кругу лиц, указанных в вышеприведенных положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории, которыми принимаются самостоятельно, не относится. Иного из материалов дела не следует (в частности, договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные между ним и органом местного самоуправления, отсутствуют).

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу Федерального закона № 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги, за которой обратился заявитель.

В этой связи Администрация МО «Ягульское» при рассмотрении заявления Ч.С.Э. о присвоении почтового адреса земельному участку, в целях обеспечения его надлежащего рассмотрения была вправе по своей инициативе направить в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности отказа в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок, не совершение административным истцом действий, направленных на оказание заявителю такой муниципальной услуги по причине отсутствия такой документации, не соответствует законодательству и нарушает права административного истца, как правообладателя земельного участка.

Иное суждение по существу спора, нарушало бы права административного истца на реализацию его права по присвоению земельному участку адреса. Сам факт наличия заявления Ч.С.Э. свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления оснований для инициирования вопроса по принятию решения по подготовке документации по планировке территории, что согласуется с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно частим 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

На момент оспариваемых действий административного ответчика по отказу в подготовке и выдаче градостроительного плана, действовал Административный регламент Администрации муниципального образования «Ягульское» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Ягульское» от 29 апреля 2016 года № 180 (далее по тексту – Административный регламент № 180.

Согласно пункту 1.2 Административного регламента № 180 с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться физические лица или юридические лица, их уполномоченные представители в случае, если земельный участок находится на территории муниципального образования «Ягульское».

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта, исходя из видов разрешенного использования, согласно статье 51 Правил землепользования и застройки муниципального образовании «Ягульское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Ягульское» от 12 декабря 2014 года № 68 отнесён к территориальной зоне «Ж» - зона застройки индивидуальными домами, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано правообладателем через многофункциональный центр.

Частью 6 статьи 57.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его правообладателю. Градостроительного плана земельного участка выдается правообладателю без взимания платы.

Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Из анализа приведенных норм права следует, что основаниями для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, согласно действующему законодательству, являются:

обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка лица, не являющегося его правообладателем;

отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.

Как следует из материалов дела с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка обратился его правообладатель. Основанием отказа послужило отсутствие утвержденной документации по планировке территории

Подготовка документации по планированию территории согласно части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.

Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка документации по планированию территории является обязательной.

Часть 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2017 года № 269 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

В рассматриваемом случае в нарушение положений статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в границах территории, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимы к спорным правоотношениям,

Действия административного ответчика по отказу в выдаче и подготовке Ч.С.Э. градостроительного плана спорного земельного участка не основаны на законе и нарушают права и законные интересы административного истца, как правообладателя земельного участка.

Утверждения административного ответчика о том, что земельный участок был включен в границы населенных пунктов с нарушением действующего законодательства, в связи с чем, 07 июня 2018 года Администрация муниципального образования «Ягульское» обратилось в суд с заявлением, которое принято к производству 28 июня 2018 года, юридического значения не имеет, поскольку оценке подлежат действия административного ответчика на момент отказа в выдаче градостроительного плана. При этом, согласно положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованное лицо имеет право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации муниципального образования «Ягульское» - без удовлетворения.

Председательствующий судья: О. В. Захарчук

Судьи: Н. Н. Сентякова

ФИО1

Копия верна: председательствующий судья