ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12422/2021 от 11.08.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №...а-534/2021 (№...а-12422/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2021 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Портновой Л.В.,

судей Семенов И.С. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан (далее – МИФНС России № 27 по РБ) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая тем, что Гизатуллин Ф.Ф. в период с 15.04.2014 по 05.10.2017 занимался предпринимательской деятельностью и является плательщиком страховых взносов и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджет муниципальных районов. Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки. В нарушение вышеуказанных норм, Гизатуллин Ф.Ф., являющийся плательщиком страховых взносов на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии не оплатил пени за расчетный период с 01.01.2017 в размере 2 437,95 руб., налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов: пени в сумме 2 840,68 руб.. МИФНС России № 27 по РБ направил ответчику требование № 190338 от 02.11.2020. В связи с несвоевременной оплатой налога, на основании п. 3 ст. 75 НК РФ, начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начисление пени производится в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, за каждый день просрочки. В связи с наличием задолженности по налогам и страховым взносам налоговым органом, на основании ст. 69,70 НК РФ направлено требование об уплате № 190338 от 02.11.2020 об уплате недоимки.

27.04.2021 административный истец представил уточненное административное исковое заявление, мотивируя тем, что налогоплательщиком была произведена оплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фона Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) в размере 2 500, оплата погасила предыдущую задолженность и частично задолженность за 2017 год по фиксированному платежу, сумма по иску составила 1 604 рубля 08 копеек. Административным ответчиком также была произведена оплата пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемых в бюджеты муниципальных районов 12.04.2021 в сумме 2 840 рублей 68 копеек.

На основании изложенного МИФНС России № 27 по РБ просила взыскать с Гизатуллина Ф.Ф. задолженность в сумме 4 444 рубля 76 копеек, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фона Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года): пени в сумме 1 604 рубля 08 копеек; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов: пени в сумме 2 840 рублей 68 копеек

Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 27 по РБ к Гизатуллину Ф.Ф. о взыскании задолженности отказано.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 27 по РБ просит отменить решение суда, в обоснование указано, что налогоплательщиком 12 апреля 2021 года произведена оплата пени в сумме 2500 рублей. В связи с тем, что срок оплаты по требованию был до 04 декабря 2020 года, а налогоплательщик оплатил в поздний срок, данная оплата погасила предыдущую задолженность и частично за 2017 год по фиксированному платежу. Таким образом, сумма задолженности составила 1 604 руб. 08 коп. Налогоплательщиком 12 апреля 2021 года произведена оплата пени в сумме 2840 рублей 68 копеек, также оплата автоматически погасила задолженность по пени за предыдущие периоды. В платежном поручении налогоплательщика указан отчетный период 2021 год и поэтому поступившая сумма не могла погасить задолженность за 2017 год.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Гизатуллина Ф.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исходя из требований статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 59 - 61, 64 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно нормам означенной главы расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Из материалов дела следует, Гизатуллин Ф.Ф. является плательщиком страховых взносов и налога в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов.

Гизатиуллин Ф.Ф. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с 15.04.2014. Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя № №..., в связи с чем состоял на учете в налоговом органе Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан.

С 05.10.2017 Гизатуллин Ф.Ф. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, номер записи в ЕГРИП о прекращении деятельности № №....

В течение 15 дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности административный ответчик не произвел уплату страховых взносов.

В нарушение п. 1 ст. 23 НК РФ Гизатуллин Ф.Ф., являющийся плательщиком страховых взносов, на момент предъявления административного иска, имел непогашенную задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017 по 20.10.2017 в размере 25 554,67 руб. (17 864,52 – фиксированный платеж, 1% за 2017 – 7 993,55 руб.).

Кроме того, налоговым органом 09.12.2016 выдан патент №0269160002396 на право применения патентной системы налогообложения с 01.01.2017 по 31.12.2017, сумма налога по патенту составила 86 400 руб.

В связи с неуплатой налогоплательщиком страховых взносов и налога в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов, налоговым органов на основании статей 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате недоимки № 190338 от 02.11.2020, но, до предъявления первоначального административного иска, сумма задолженности Гизатуллиным Ф.Ф. не была оплачена.

В этой связи административный истец обратился в мировой суд судебного участка № 2 по г. Белебею Республики Башкортостан с заявлением о вынесении судебного приказа, определением от 15.01.2021 судебный приказ от 25.12.2020 отменен в связи с поступившим возражением должника.

Судом установлено, что 12.04.2021 Гизатуллиным Ф.Ф. была произведена оплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фона Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) в размере 2 500. Им же была произведена оплата пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемых в бюджеты муниципальных районов 12.04.2021 в сумме 2 840 рублей 68 копеек.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о погашении Гизатуллиным Ф.Ф. данной задолженности, поскольку им была произведена оплата за указанный в исковом заявлении период.

Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что сумма по предыдущей задолженности Гизатуллина Ф.Ф. образует совершенно иные исковые требования, в обоснование которых административный истец вправе обратиться с новым административным исковым заявлением.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктами 1, 1.1, 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Реквизиты в полях "Платежных поручений" заполняются в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

Минфин России по согласованию с Банком России Приказом от 12 ноября 2013 г. N 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение N 3); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (приложение N 4); Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 5).

Соблюдение правил предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, при этом заполнение должно быть осуществлено в соответствии с данными Правилами.

Заполнение всех полей платежного документа, относящихся к ведомственной информации (101, 104-110), является обязательным.

Пунктом 7 Правил установлено, что в реквизите "106" распоряжения переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака, при этом значение "ТП" в указанном реквизите означает платежи текущего года.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных в этом пункте оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 8 Правил, первые два знака показателя налогового периода (реквизит платежного поручения "107") предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: "МС" - месячные платежи, "КВ" - квартальные платежи, "ПЛ" - полугодовые платежи, "ГД" - годовые платежи.

Так, в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

В 7-10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.

Образцы заполнения показателя налогового периода следующие:

"МС.02.2013"; "КВ.01.2013"; "ПЛ.02.2013"; "ГД.00.2013"; "04.09.2013".

В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

Предоставленные административным ответчиком в квитанциях от 12 апреля 2021 года отсутствуют вышеуказанные сведения, которые могли бы указать о погашение задолженности по пени.

Таким образом, в налоговый орган поступили платежные поручения от Гизатуллина Ф.Ф. с заполненным в поле 106 «основание платежа» - «ЗД», налогоплательщиком произведена оплата задолженности за предыдущие налоговые периоды, также период в платежном поручении указан 2021 год.

Исходя из содержания электронного документа, с учетом положений вышеуказанных Правил уплаченные налогоплательщиком денежные средства в размере 5340 руб. 68 коп. налоговым органом обоснованно зачтены в уплату задолженности за предыдущие налоговые периоды.

Данное обстоятельство подтверждается сведениями из базы АИС Налог-3 и карточкой расчета с бюджетом, предоставленного налоговым органом.

Таким образом, с учетом уплаченных платежей на момент вынесения судом решения, у налогоплательщика имелась вышеуказанная задолженность по пени.

Учитывая вышеуказанные положения закона и установленные фактические обстоятельства, оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Гизатуллина Ф.Ф. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Республике Башкортостан страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фона Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года): пени в сумме 1 604 рублей 08 копеек; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов: пени в сумме 2 840 рублей 68 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Л.В. Портнова

Судьи И.С. Семенов

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Ибрагимова Н.В.